Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

главы.doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

     В целях повышения эффективности  использования бюджетных ресурсов, создания условий для конкуренции  с 2001года общеобразовательные учреждения, а с 2006 года учреждения начального профессионального  образования переведены на нормативное подушевое финансирование. Развивается государственно-общественная система управления образованием: 68% школ Чувашии имеют управляющие, попечительские советы. В 2005 году создан Республиканский союз попечителей образования.

     Дальнейшее  развитие получило амбулаторно-поликлиническое звено. Увеличению объемов амбулаторной помощи способствовало открытие в 2003-2006 годах 300, в 2007 году 60 отделений врача общей (семейной) практики. В качестве альтернативы стационарной помощи развиваются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, амбулаторная хирургия, стационары на дому. Число пациентов, пролеченных в них, с 2000 года возросло более чем в 2,5 раза, объемы оказанной медицинской помощи увеличились в 2,6 раза. Открыты специализированные медицинские центры: кардиохирургический, онкологический, оказания противотуберкулезной, и психиатрической помощи, Президентский перинатальный центр, Центр восстановительного лечения детей.

     За 2003-2006 годы в Чувашии открыто 150 сельских модельных библиотек, в 2008 году – 178.

     В Чувашской Республике реализуются  эффективные меры по защите прав и  интересов ветеранов, инвалидов, семей  с детьми и других слабозащищенных  категорий населения. В соответствии с изменениями, внесенными в 2004 году в законодательство Российской Федерации, с 2005 года решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, а также жертв политических репрессий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения плавного перехода к новой системе предоставления мер социальной поддержки в 2005 году региональным льготникам была сохранена действовавшая ранее система натуральных льгот, с 1 января 2006 года основная часть социальной поддержки региональных льготников заменена на ежемесячные денежные выплаты. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 года № 5 «О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики» граждане этой категории получили право льготного проезда на общественном транспорте. В настоящее время в Чувашской Республике насчитывается более 123 тысяч федеральных, более 129 тысяч республиканских льготников.

     Также проводится целенаправленная работа по развитию массовых физкультурно-оздоровительных  мероприятий и широкому привлечению  населения к систематическим  занятиям физической культурой и  спортом. При среднероссийском показателе 10-11% в Чувашской Республике к занятиям физической культурой и спортом на 1 января 2008 года привлечено около 23% населения. В 2005-2007 годах введены в эксплуатацию 5 физкультурно-спортивных комплексов.

     Несмотря  на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,5%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России –16%). Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда различных секторах экономики Чувашской Республики.

     Для Чувашской Республики так же, как и для России в  целом, характерен процесс депопуляции, в основе которого лежит естественная убыль населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости в 1,4 раза (по ПФО - в 1,6 раза, по России - в 1,5 раза). В Чувашии отмечается незначительный миграционный отток, в том числе наиболее активных, молодых граждан - потенциала будущего. Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 30% случаев смерти, увеличивает риски инвестиций в человеческий капитал Чувашии. Решение проблем в области демографии и здоровья должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения. Все это в конечном итоге позволит повысить инвестиционную привлекательность региона и его жителей.

     Несмотря  на то, что ввод жилья на 1000 человек в Чувашской Республике значительно опережает среднее значение показателя по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%. Следствием этого является технологическая отсталость и низкое потребительское качество предоставляемых коммунальных услуг.

     Одним из направлений улучшения качества предоставляемых услуг является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов органов и учреждений системы социальной защиты населения. Обеспечение отрасли квалифицированными специалистами предполагает формирование оптимальной численности и квалификационной структуры кадров, их рациональное размещения и эффективное использование. Для реализации этих задач предусматриваются направление персонала территориальных органов Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и учреждений социального обслуживания на курсы переподготовки и повышения квалификации, проведение семинаров, конкурсов среди учреждений и их структурных подразделений,   профессионального   мастерства.

     Достижению  поставленных целей в сфере социального  развития будет способствовать  программно-целевой метод. Он предусматривает концентрацию усилий органов и учреждений социальной защиты населения на решение главных задач, направленных на создание благоприятных условий для предоставления социальных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной защите и будет способствовать оптимизации затрат бюджетных средств с учетом достижения ожидаемых результатов.

     В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального  развития Чувашской Республики в  сфере социального развития на него возложены функции разработки и реализации государственной политики в области социальной защиты населения,  развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание различных категорий населения, организация адресной социальной помощи малоимущему населению, обеспечение целевого использования бюджетных, внебюджетных средств подведомственными учреждениями социального обслуживания, организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников. Исходя из изложенного, решение поставленных в Программе задач входит непосредственно в компетенцию Министерства и может быть осуществлено на ведомственном уровне.

     Исходя  из изложенного, решение поставленных в Программе «Социальная защита населения в Чувашской Республике»  на 2008-2010 годы задач входит непосредственно в компетенцию Министерства и может быть осуществлено на ведомственном уровне.

3.2 Предложения по совершенствованию государственной социальной политики на муниципальном уровне

     Реализация  ведомственной целевой программы  будет способствовать  оптимизации расходования бюджетных средств,  повышению уровня социальной защищенности граждан, нуждающихся в социальной поддержке, обеспечению квалифицированными специалистами социальных учреждений, внедрению новых технологий.

     Результатом реализации Программы будет достижение основных целевых показателей работы системы социальной защиты в республике, таких, как: рост удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальные услуги до 94,5 процентов от общего числа нуждающихся  в их получении; повышение охвата граждан пожилого возраста и инвалидов всеми формами социального обслуживания до 3500 чел. в расчете на 10000 пенсионеров;  повышение охвата граждан пожилого возраста и инвалидов досуговой работой в государственных учреждениях социального обслуживания до 3900 человек.

     Разработка  ведомственной целевой программы  «Социальная защита населения Чувашской  Республики на 2008-2010 годы» вызвана  необходимостью продолжить работу по определению и реализации основных направлений государственной политики в области социальной защиты населения Чувашской Республики, выработке приоритетных направлений и разработке комплекса эффективных мероприятий по развитию отрасли до 2010 года. Программа строится на признании за отраслью социальной защиты основополагающего значения в обеспечении прав граждан на полноценную жизнь и здоровье, в  развитии и сохранении человеческого капитала Чувашской Республики. В основе Программы лежат положения, ориентированные на улучшение социального обслуживания населения Чувашской Республики путем создания условий для обеспечения доступности и повышения качества социальных услуг.

     Исходя  из основных функций, возложенных на Министерство здравоохранения и  социального развития Чувашской  Республики,  стратегической целью  Программы является создание благоприятных условий для предоставления социальных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной защите.

     Для характеристики ожидаемых результатов  реализации Программы используются следующие основные показатели (табл. 1): удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальные услуги от общего числа нуждающихся в их получении; охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми формами социального обслуживания в расчете на 10000 пенсионеров; охват граждан пожилого возраста и инвалидов досуговой работой в государственных учреждениях  социального обслуживания.

Таблица 1.

Целевые индикаторы поставленных задач в 2008-2010 годы

пп

Задачи  программы, показатели Едини-цы измерения 2008г.

(отчет)

Плановый  период
2009г. 2010г.
1 2 3 4 5 6
1.  Задача «Сохранение и развитие  инфраструктуры по оказанию социальных  услуг  населению»
1 удельный вес  граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших социальные услуги от общего числа нуждающихся  в их получении  % 93,5 94,0 94,5
2 охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми формами социального обслуживания в расчете на 10000 пенсионеров чел. 3400 3450 3500
2. Задача  «Создание благоприятных  условий жизнедеятельности ветеранам  Великой Отечественной войны,  гражданам старшего поколения, инвалидам»
1 охват граждан  пожилого возраста и инвалидов досуговой  работой в государственных учреждениях  социального обслуживания чел. 2900 3460 3900
 

     С учетом поставленной цели предполагается решение следующих задач: реализация системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан; сохранение и развитие инфраструктуры по оказанию социальных услуг населению; создание благоприятных условий жизнедеятельности ветеранам Великой Отечественной войны, гражданам старшего поколения, инвалидам.

     Отдел социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики является территориальным органом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики), реализующим на территории Калининского района г. Чебоксары государственную политику в области труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, ветеранам труда Чувашской Республики и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан. В целях достижения целевых индикаторов Программы в 2008-2010 годах органами социальной защиты населения предусмотрен комплекс соответствующих программных мероприятий.

     В рамках решения задачи  1. «Реализация  системы мер социальной поддержки  отдельных категорий граждан» планируется  осуществление следующих программных  мероприятий:

     1.1. Предоставление мер социальной поддержки труженикам тыла военных лет, ветеранам труда, ветеранам труда Чувашской Республики, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (табл. 2).

     Таблица 2.

Предоставление  мер социальной поддержки труженикам тыла военных лет, ветеранам труда, ветеранам труда Чувашской Республики, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий

Бюджет  мероприятия 2008-2010 гг. Планируемый период
2009 г. 2010 г.
1 2 3 4
1. Численность участников     мероприятия, человек 130800 130875 130721
2. Объем  финансирования за счет республиканского  бюджета Чувашской Республики,  тыс. руб.   
3335494,6
 
1108003,0
 
1209908,6

Информация о работе Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования