Лекции по "Квалиметрии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций

Описание

ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.

Работа состоит из  1 файл

Лекция по квалиметрии.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)
>свойств продукции и оценки ее качества.

Среди  основных  научных  проблем,  требующих  немедленного  решения,  можно

назвать :

.  Совершенствование  методов  оценки  качества   продукции   с   учетом

взаимосвязи, условий ее использования и цены потребителя.

.  Систематизация  свойств  и  показателей,   характеризующих   качество

конкретных  групп  продукции  с  учетом  современных  требований  к  ее

качеству  и цены потребителя.

. Формирование  состава актуальных задач   оценки  качества  продукции   на

различных  стадиях   жизненного   цикла   продукции   и   соответствие

методического, информационного и программного обеспечения для  решения

типовых задач.

. Разработка  методических основ оценки полноты  и остоверности  отражения

в нормативно-технической  документации на сертифицированную  продукцию,

показателей ее безопасности  и  экологичности  методов  и  средств  их

проверки.

Вышеизложенные  направления   управления   качеством   наиболее   эффективно

решаются  с  использованием   статистических   методов.   Так,   в   системе

оценивающие статистические методы применяются  для решения следующих задач :

1. Оценки  статистической точности определения  комплексных и  обобщенных

показателей индексов качества.

2. Построение  моделей статистического контроля  в  форме  статистических

зависимостей  общего показателя  качества  эффективности  от  частных

показателей   с   помощью   методов   регрессионного,    факторного,

дисперсионного  анализа.

3. Статистической  классификации качеств технологии  и объектов техники.

4. Статистического  определения коэффициентов весомости.

5.  Построение  прогнозных  баз   оценки   с   помощью   статистической

экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.

6. Построение  эталонно – нормативной базы  оценки.

7. Оценки  стабильности качества производства  и продукции. 
 
 

3. Основные  тенденции в области управления  качеством. 
 

Анализируя  уровень зарубежных фирм  и  компаний,  можно  выделить  следующие

основные  тенденции в области управления качеством продукции :

1. Системный  подход к  управлению  качеством.  Данный  подход  означает

охват системы управления качеством  продукции  на  всех  стадиях  ее

жизненного  цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная

работа  с поставщиками.

2.  Руководящую   роьл  высшего  звена  в   формировании  и   обеспечении

стратегической  политики предприятия в области  качества.

3.  Обеспечение   высокого   качества   продукции   при   снижении   ее

себестоимости, а так же цены для потребителя.

4.  Усиление  роли  и  значения  человеческого   фактора  в   управлении

качеством продукции.

5. Тесная  и непосредственная работа с  поставщиками сырья, материалов  и

комплектующих изделий.

6. Анализ  затрат на качество. Сущность данного подхода состоит  в  том,

что  анализ  затрат  на  качество  учитывает  возможные  затраты  на

устранения  дефектов.

7. Использование  материальных  и  моральных   стимулов  всех  работников

фирмы за высокое качество продукции.

Наиболее  характерным  для  зарубежных  систем  качества  является  смещение

контроля  качества  продукции  с  конечного  ее  этапа  жизненного  цикла  на

начальный.

Основная  цель -  не фиксация дефектов и брака  путем контроля,  а  именно  их

предупреждение с помощью  различных  предприятий,  включая  профилактическое

обслуживание    оборудования,    использование    статистических     методов

регулирования  и  контроля  за  технологическими  процессами  и   т.д.,   не

допускать появления брака в производстве. 

Глава 2.    Квалиметрия.

2.1. Основные  положения квалиметрии.

2.1.1.  Квалитология и квалиметрия. 

Квалитология  –  это  наука  о  качестве.  В  структуре  квалитологии  можно

выделить  следующие  взаимосвязанные   и  взаимодецствующие  друг  с  другом

составные части :

. Теория  качества,  предметом  которой   является  исследование  природы

качества,  изучение  экономических,  социалистических,  информационных

аспектов  качества продукции на этапах ее создания и применения.

.  Теория  управления  качеством  –  это  область  науки,   занимающаяся

разработкой  научных  основ  и  методов   обеспечения   и   управления

качеством.

.  Квалиметрия   –  отрасль  науки,  изучающая   и   реализующая   методы

количественной  оценки качества.

. Метрология  – отрасль науки, изучающая и реализующая  методы  измерения

качества.

Квалиметрия как наука  выступает  в  виде  взаимосвязанной  системы  теорий,

различающихся  степенью  общности,  средствами  и   методами   измерения   и

оценивания. К таким теориям относятся :

. Общая квалиметрия.

. Специальная  квалиметрия.

. Предметные  квалиметрии.

Общая квалиметрия  - в  ней  рассматриваются  общетеоретические  проблемы  :

системы  понятий,  теория  оценивания   (законы   и   методы),   аксиоматика

квалиметрии (аксиомы и правила), теория  квалиметрического шкалирования  (в

том числе  ранжирование, весомость).

В  специальной  квалиметрии  рассматриваются  модели  и  алгоритмы   оценки,

точность  и достоверность оценок :  экспертная  квалиметрия,  вероятностно  –

статистическая   квалиметрия,   индексная   квалиметрия,    квалиметрическая

таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно  –  ориентированных

объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная  квалиметрия – по предмету  оценивания.  Квалиметрия  продукции  и

техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений  и  проектов,

квалиметрия  процессов,  субъективная   квалиметрия,   квалиметрия   спроса,

квалиметрия информации и др.

Совершенствование квалиметрии явилось результатом  различных представлений  о

ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся :

. представление   о  квалиметрии  только  как   о  теории  количественных

методов оценки,

. сужение   предмета  квалиметрии  до  области  измерений  и   оценивания

качества  объектов,  является  продуктами  труда  или   до   проблемы

построения  комплексных показателей качества,

.    расширение   предмета   квалиметрии,   распространение   его    на

количественно – неизмеримые объекты,

. акцент  в предмете квалиметрия на  внеэкономических методах оценивания.

При этом происходит эволюция  взглядов  на  предмет  квалиметрия.  Появились

такие направления, как  социологическое,  педагогическое,  географическое  и

пр.

Структурность,  динамичность   определенность   и   целосность   квалиметрии

обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия  трансформирует

специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и  моделей

оценки, а последняя находит отражение  в  предметной  квалиметрии.  При  этом

взаимосвязи  общей  квалиметрии,  специальной   квалиметрии   и   предметной

квалиметрии отражают  динамику общего особого  и единичного.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие  статусы :

- экономический;

- технико-экономический;

- общенаучный;

- систематический.

Экономический статус  обусловлен  политэкономическим  содержанием  категории

качества  в ее взаимодействии с потребительной  стоимостью  и  стоимостью.  С

позиции  экономического  статуса  квалиметрия   включает   в   себя   методы

эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств  создаваемых

объектов  и процессов. Технико – экономический  статус  квалиметрии  отражает

ее направленность на комплексные оценки экономических  и технических  свойств

объектов  и процессов, что  отображается  в  результатно  –  затратных  мерах

эффективности, технико – экономических показателях, технико –  экономических

уровнях и т.д.

Общенаучный статус определяется философско –  методологической и  общенаучной

функциями категории качества и подтверждается формированием  большого  числа

предметных  квалиметрий (продукции, техники, труда  и т.д.).

Систематический  статус  квалиметрии  определяет  ее,  как   систематическую

теорию.   Это  связано  с  тем,  что  категория   качества   имеет   аспекты

структурности, динамичности, определенности, упорядоченности – все  основные

признаки  системы.  Таким  образом,  здесь  возможен  системный  подход  и  к

оценке, и к анализатору, и к управлению.

Количественная  оценка качества необходима для принятия обоснованных  решений

Информация о работе Лекции по "Квалиметрии"