Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Описание

Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств.

Содержание

Введение
1.Объект, предмет и структура квалиметрии
2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
3.Методология квалиметрии
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

квалиметрия готово.docx

— 47.90 Кб (Скачать документ)

         Содержание: 

     Введение

     1.Объект, предмет и структура квалиметрии

     2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества

     3.Методология  квалиметрии

     Заключение

     Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение оценка качество

         Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей  большое практическое значение. Поэтому  вопросы оценки качества всего, с  чем имеет дело человек, были и  остаются среди важнейших. Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете. Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

         Впервые в России обосновал и применил аналитический  метод оценки качества продукции  известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих  коэффициентов, учитывающих степень  выраженности каждого свойства корабля  и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов.

         В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров  успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

         Квалиметрия как  самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление  было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования  управления качеством производимой продукции.

         В те годы «холодной  войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военнополитическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции.

         В первой половине прошлого века в экономически развитых странах  Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и  экспертные способы численной оценки качества различной продукции.

         Аналогичные способы  и приемы оценок качества использовались и в СССР. Однако для решения  многих практических проблем нужны  были единые методики, позволяющие  более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции.

         Кроме того, решение  различных специальных проблем  техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г.

         Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

         Это по существу историческое для науки решение было принято  в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече  группы энтузиастов в московском ресторане  «Будапешт». Уже в январском  номере 1968г. журнал «Стандарты и качество»  была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где  квалиметрия была представлена как  наука, в рамках которой изучается  проблематика измерений качеств  и разрабатываются методология  и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и  неодушевленных , предметов и процессов , продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков.

         В 1971 г. нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В  том году на 15-й Международной  конференции европейской организации  по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали  наши авторы. В 1972г. была проведена в  Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии. 1979 г. – Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятие. Термины и определения». ЕОКК на своих международных с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

         В последующие годы до наших дней в стране изданы десятки  монографий, опубликованы сотни статей, проводятся научные конференции  и семинары, защищено много докторских и кандидатских диссертаций, посвященных  проблемам и вопросам квалиметрии. Квалиметрия преподается студентам  многих технических вузов, готовящих  инженеров по специальности «Метрология, стандартизация и управление качеством», а также будущим инженерам- менеджерам новой специальности «Управление качеством». Есть учебники и учебные пособия по квалиметрии. Госстандарт периодически издает руководящие и методические материалы по использованию методов квалиметрии на практике.

         Методы квалиметрии  на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством  продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами. Квалиметрия, зародившаяся и  активно развивающаяся в нашей  стране, теперь признается и осваивается  специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США  в октябре 1997 г. состоялся международный  семинар по обучению менеджеров использованию  методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств. 
 

         1.Объект, предмет и структура квалиметрии

         К настоящему времени квалиметрия представляет собой относительно новую, но вполне сформировавшуюся науку и учебную дисциплину, знания, которых необходимы практическим работникам, занимающимся оценкой и последующим управлением качеством различных объектов.

         Большой вклад в  теорию квалиметрии и практику ее использования внесли наши соотечественники, в частности: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Белик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод, А.В. Субето, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты.

         Предметом квалиметрии  является оценка качества в количественном его выражении.

         Структура квалиметрии  состоит из трех частей:

         1 – общая квалиметрия  или общая теория квалиметрии,  в которой рассматриваются проблемы  и вопросы, а также методы  измерения и оценивания качеств;

         2 - специальные квалиметрии  больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов,  услуг, социального обеспечения,  среды обитания и т.д. вплоть  до качества жизни людей;

         3- предметные квалиметрии  отдельных видов продукции, процессов  и услуг, такие как квалиметрия  машиностроительной продукции, строительных  объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования и т.д.

         Качество, в широком  смысле этого понятия,- объективная  и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления  – это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых  могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие  потребности людей. Такое представление  о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким  и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта. Следует отметить, что понятие о качестве объекта потребления включены как объективные свойства, так и субъективные оценки полезности объекта, предназначенного для потребления или уже потребляемого людьми. 

         2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества

         Квалиметрия - научная область, объединяющая проблемы, связанные с измерением и оценкой качества продукции.

         Рассматривая квалиметрию  как научную дисциплину, не следует  путать ее с метрологией, которая  дает значительный исходный материал для оценки качества методами квалиметрии. В то же время метрология занимается определением количественных характеристик  объектов, не связывая их с обоснованием управляющих решений, как это  принято в квалиметрии.

         Квалиметрия осуществляет общественные квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и других показателей с эталонами. В метрологии также есть эталоны, стандарты, но они, как правило, стабильны и исторически неизменны (метр, килограмм и др.), а квалиметрические эталоны изменяются и являются функцией времени, природной и социальной среды.

         В квалиметрии применяются  современные математические методы из теории вероятности и статистики, линейного, нелинейного и динамического  программирования, теории массового  обслуживания, теории игр, теории оптимального управления и теории случайных процессов. Разрабатывая вопросы измерения  качества продукции в различных  отраслях, их авторы в основном опираются  на следующие принципиальные правила:

  • подход к качеству как единому динамическому сочетанию отдельных свойств, каждое из которых из-за своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формирование иерархической структуры качества продукции (иначе говоря, первое правило основывается на требовании системного подхода к оценке и измерению качества продукции в совокупности с её безопасностью, потребительскими, и стоимостными свойствами;
  • случайные показатели не позволяют делать объективные выводы о качестве продукции;
  • теоретическое признание практической возможности измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе комплексного обобщенного и интегрального качества. Подтверждением этого правила являются многочисленные примеры количественной оценки свойств, принятые в машиностроении и легкой промышленности;
  • признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач планирования и контроля на различных уровнях производства.

Информация о работе Квалиметрия