Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Описание

Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств.

Содержание

Введение
1.Объект, предмет и структура квалиметрии
2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
3.Методология квалиметрии
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

квалиметрия готово.docx

— 47.90 Кб (Скачать документ)

         6. Показатели технологичности характеризуют трудовые материальные, финансовые затраты при производстве, эксплуатации и восстановлении продукции до заданных значений, показателей ее качества, объема выпуска и условий выполнения работ (трудоемкость, энергоемкость, материалоемкость, себестоимость).

         7. Показатели стандартизации  и унификации характеризуют использование  в продукции стандартных, унифицированных и оригинальных элементов.

         8. Показатели безопасности характеризуют безвредность и безопасность продукции для человека при ее переработке и эксплуатации.

         9. Экономические показатели характеризуют экономичность использования сырья, материалов, энергетических и трудовых ресурсов и отражают техническое совершенствование продукции по уровню потребления этих ресурсов.

         10. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность, продукции и затраты на ее подготовку к перемещению, упаковке, перевозке и хранению.

         11. Патентно-правовые показатели характеризуют уровень патентной защиты (количество и значимость отечественных изобретений, использованных в данной продукции) и патентной чистоты (отсутствие технических, технологических и конструкторских решений, попадающих под действие патентов и свидетельств, промышленных образцов и товарных знаков в стране, где предполагается реализация данной продукции).

         Аналогичен подход к системам качества (технологическим, производственным, корпоративным, общефирменным, конкретного предприятия или  его подразделения). По сути дела эффективная  оценка объектов является важнейшим  фактором, определяющим их конкурентоспособность  и ее повышение в рыночных условиях.

         Квалиметрия позволяет  сравнивать системы управления качеством  на отечественных предприятиях с  аналогичными системами за рубежом, в том числе самыми передовыми аналогами мирового уровня, выявлять, в чем наши предприятия недорабатывают и над чем необходимо работать далее, в перспективном периоде, как совершенствовать процессы управления качеством.

         В заключение отметим, что из теории и практики менеджмента  известно, какое значительное влияние  на эффективность работы предприятий  оказывает стимулирование «борьбы» за лучшее качество. Стандарты на системы качества и принципы можно назвать главным инструментарием менеджмента качества. Но это лишь фундамент в данной области экономики.

         Уже более 30 лет прошло, как во многих развитых странах мира стали широко применяться премии лучшим в области качества предприятиям. Наиболее престижными из них можно  считать премии Деминга в Японии и Болдриджа в США, европейская премия качества для компаний Европы.

         Следует отметить, что  и наша страна имеет положительный  опыт работы в этом направлении. Премия Правительства РФ в области качества была учреждена постановлением Правительства  от 12 апреля 1996 г. № 423. До 12 таких премий присуждается ежегодно, начиная с 1997 г., на конкурсной основе.

         При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две основные задачи:

         1) обеспечение совместимости  с зарубежными премиями;

         2) максимально возможный  учет российской специфики. 

         Причем приоритетной являлась первая задача, учитывая необходимость будущей интеграции российской экономики в мировую и возможность результатов деятельности отечественных предприятий с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере.

         В рамках российского  конкурса предприятия и организации, претендующие на премию в области  качества, оцениваются по девяти критериям, характеризующим их направления  деятельности и ориентиры для  ее улучшения.

         1. Роль руководства  в организации работ – 100 баллов.

         2. Использование  потенциала персонала - 120 баллов.

         3. Планирование в  области качества - 100 баллов.

         4. Рациональное использование  ресурсов - 100 баллов.

         5. Управление технологическими  процессами - 130 баллов.

         6. Удовлетворенность  персонала работой в организации- 90 баллов.

         7. Удовлетворенность  потребителей - 180 баллов.

         8. Результаты деятельности  организации - 120 баллов.

         9. Влияние организации  на общество (особенно безопасность, экологичность продукции для общества) - 60 баллов.

         В этой премии оценка осуществляется экспертным квалиметрическим методом - общая балльная оценка первой группы критериев («предпосылки успехов») составляет 550 баллов, а второй («результаты») - 450 баллов. Такой подход нацелен на активизацию работы отечественных предприятий (организаций) в области совершенствования внутрифирменной деятельности по качеству (для сравнения скажем, что Европейская премия оценивает и предпосылки, и результаты одинаково).

         Премии качества весьма престижны. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом - это по сути дела сертификат лидерства предприятия в области менеджмента качества, который высоко поднимает уровень его конкурентоспособности как на отечественном, так и на международном рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение 

     Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет  для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

     Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью  соответствующих коэффициентов, учитывающих  степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства  кораблей. Сведение этих коэффициентов  в единую систему позволяло количественно  оценить качество рассматриваемых  проектов.

     Квалиметрия осуществляет общественные квалиметрические оценки измерением и сравнением физических, экономических, эстетических и других показателей с эталонами. В метрологии также есть эталоны, стандарты, но они, как правило, стабильны и исторически неизменны (метр, килограмм и др.), а квалиметрические эталоны изменяются и являются функцией времени, природной и социальной среды.

     Если  считать, что качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться  некоторым множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная  характеристика сущности объекта, должен быть уровень качества оцениваемого объекта или по отношению к  качествам других однородных объектов, или по отношению к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество – это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками. 
 

     Список  использованных источников 

  1. Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 2009 №10. с. 53-55.
  2. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд. Стандартов. 2008. 150с.
  3. Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д. Стандартизация статистических методов управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 2009. 121с.
  4. Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд.стандартов. 2010. 150с.
  5. Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 2008. №6. с. 56-60.
  6. Гиссин В.И. Квалиметрия. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». 2008. 255с.
  7. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов.2010. 80с.
  8. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика. 2009. 168с.
  9. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 2009. 140с.
  10. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 2010. 200с.
  11. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд. Стандартов. 2010. 39с.
  12. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 2008. 640.
  13. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. М.: Машиностроение. 2009. 214с.
  14. Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. // Стандарты и качество. 2011. №9 С. 43-47.
  15. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 2010.

Информация о работе Квалиметрия