Квалиметрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Описание

Методы квалиметрии на практике достаточно эффективно используются там, где вопросы управление качеством продукции или услуг решаются на научной основе, а не только организационно-экономическими методами. Квалиметрия, зародившаяся и активно развивающаяся в нашей стране, теперь признается и осваивается специалистами зарубежных стран. Так, например, известно, что в США в октябре 1997 г. состоялся международный семинар по обучению менеджеров использованию методологии и способов квалиметрии. При этом преподавались в основном российские наработки по теории квалиметрии, начиная с проведения оцениваний качеств.

Содержание

Введение
1.Объект, предмет и структура квалиметрии
2.Исходные понятия и термины, относящиеся к оценке качества
3.Методология квалиметрии
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

квалиметрия готово.docx

— 47.90 Кб (Скачать документ)

         В настоящее время  квалиметрия выросла в междисциплинарную (комплексную) дисциплину, относящуюся  как к технике, так и экономике.

         В связи с большой  сферой применения квалиметрии сегодня  ее считают дисциплиной, изучающей  проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии. Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.

         Качество является основным и наиболее общим понятием в системе исходных понятий квалиметрии  – науки о методах количественной оценки качеств различных объектов.

         Наиболее распространено мнение о том, что качество есть «совокупность  характеристик объекта». Однако многочисленными  исследованиями доказано, что качество – это не просто совокупность свойств  объекта и его характеристик, а единая синергетическая система  элементов, которыми являются свойства с их характеристиками. Поэтому принципиально  важно определиться: качество объекта  это совокупность его свойств  или характеристик или это  совокупная характеристика всех свойств  объекта в целом.

         Если считать, что  качество есть совокупность характеристик, то оно должно оцениваться некоторым  множеством характеристик. Но если качество есть самостоятельная характеристика сущности объекта, должен быть уровень  качества оцениваемого объекта или  по отношению к качествам других однородных объектов, или по отношению  к эталонному качеству. Фактически квалиметрическими методами качество объекта оценивается одним обобщенным показателем. Этим доказывается, что качество – это совокупная характеристика сущности объекта, обусловленная его свойствами и признаками.

         Итак, качество –  атрибут, определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств  и признаков. Некоторые основополагающие в квалиметрии термины и их определения. Объективное свидетельство  – данные, подтверждающие наличие  или истинность чего-либо. Оно может  быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

         Контроль – процедура  оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем  наблюдения, измерения, испытания или  калибровкой. Верификация – подтверждение  на основе представления объективных  свидетельств того, что установленные  требования выполнены.

         Валидизация – подтверждение на основе объективных данных того, что требования по использованию или применению выполнены. Квалификация – демонстрация способности выполнять установленные требования. Требования – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предлагается или является обязательным.

         Свойство – это  особенность объекта. Размер – свойство количественной определенности объекта  и его свойств. Размеры и величины бывают физическими и нефизическими. Размер выражается количеством единиц соответствующей размерности. Величина – значение, количественная характеристика размера.

         Измерение – определение  количественного значения физического  размера с помощью эталонных  измерительных средств. Следовательно, измеряются с помощью какой-либо меры только физические размеры и  при этом определяются их физические величины.

         Размещено на Allbest.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3.Методология  квалиметрии

         Квалиметрия имеет  следующие методологические принципы:

         1. Квалиметрия должна  давать практике хозяйственной деятельности предприятий, т. е. экономике, общественно полезные методы количественной оценки качества различных объектов исследования.

         2. Приоритеты при  выборе определяющих показателей  для оценки качества находятся  всегда на стороне потребителя. 

         3. Квалиметрическая оценка качества продукции, товаров и услуг не может быть получена без наличия эталона, т. е. базы сравнения, базовых значений показателей, которые определяют свойства и качество объекта в целом.

         4. Показатель любого  уровня сравнения или обобщения  предопределяется соответствующими  показателями предшествующего иерархического  уровня.

         5. При использовании  метода комплексной оценки качества  объекта все разноразмерные показатели его свойств преобразуются и приводятся к одной безразмерной или размерной (обобщенной) единице измерения.

         6. При определении  комплексного показателя качества  объекта каждый показатель отдельного  его свойства должен быть скoppeктиpовaн коэффициентом значимости (весомости), его «удельным весом».

         7. Сумма численных  значений коэффициентов весомости всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы, в процентах или по определенной балльной шкале). На таком принципе строится, например, известный «метод анализа иерархий».

         8. Качество целого  объекта обусловлено совокупностью  качеств его составных частей (элементов).

         9. При количественной  оценке качества (особенно по  комплексному показателю) недопустимо использование взаимообусловленных и дублирующих показателей одного и того же свойства объекта.

         10. Оценивается качество  только того объекта или его  части, которая способна выполнять  полезные функции в соответствии  с его назначением. 

         Эти принципы можно  считать основополагающими при  решении как общих, так и частных квалиметрических вопросов, связанных с объектами реальной техники и экономики.

         Существует множество  методик комплексного количественного  измерения качества. Их основные общие  особенности заключаются в следующем. Качество рассматривается как некоторая  иерархическая совокупность свойств, представляющих интерес для потребителя.

         В зависимости от используемых средств различают  следующие методы измерения показателей  качества:

         Экспериментальный - основывается на обнаружении и подсчете числа дефектов или бракованных деталей;

         Расчетный - вычисляются показатели качества в зависимости от значений различных параметров продукции;

         Экспертный (эвристический) - учитываются мнения специалистов;

         Органолептический - основывается на ощущениях органов чувств человека;

         Социологический - применяется сбор и анализ мнений фактических или возможных потребителей продукции.

         Показатели качества продукции могут быть единичными, комплексными, интегральными и базовыми.

         Единичные - относятся к одному из свойств продукции. Комплексные - к нескольким свойствам продукции.

         Интегральные - комплексные показатели качества продукции, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление. Их определяют в тех случаях, когда удается количественно оценить пользу от эксплуатации или потребления.

         Базовые - показатели качества эталонной продукции, принятые за исходные при сравнительных оценках качества. Базовые показатели быть единичными, комплексными и интегральными. В качестве эталонов используют образцы продукции, отражающие достигнутый уровень качества, перспективный уровень качества, возможность определения и анализа динамики качества.

         Одной из главных задач квалиметрии является определение уровня качества, которому должна соответствовать выпускаемая продукция.

         Уровень качества продукции – относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с совокупностью базовых показателей. Определение уровня качества продукции связано прежде всего с установлением того, насколько эта продукция пригодна выполнять свои функции.

         Различают следующие  методы оценки уровня качества:

         1. Дифференциальный, заключающийся в сопоставлении единичных показателей объектов с соответствующими показателями базового образца.

         2. Метод комплексной  оценки уровня качества, предусматривающий  использование комплексного (обобщающего)  показателя. Как правило, используют  один, главный показатель, характеризующий  функциональные возможности и  назначение объекта. 

         3. Смешанный метод  оценки качества объекта соединяет  в себе оба предыдущих метода  с их достоинствами и недостатками. Сущность этого метода сводится  к следующему: сначала единичные  показатели объединяют в группы, для которых определяется групповой  (комплексный) показатель, а затем  значения последнего для различных  групп и самостоятельно . учитываемых показателей сопоставляют с соответствующими базовыми показателями.

         4. Метод интегральной  оценки уровня качества находится  как частное от деления значения  интегрального (итогового, комплексного) показателя качества объекта  на соответствующее базовое значение.

         5. Метод экспертной  оценки уровня и показателей  качества объекта основан на  использовании обобщенного опыта,  квалификации и интуиции экспертов  (специалистов в конкретной области  знаний).

         Показатели качества услуг можно классифицировать как  количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надежность ее оказания, полнота оказания услуги и т. п. Качественные показатели – это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность, эффективность контактов исполнителей и клиентов и т. п.

         В настоящее время  используют следующую классификацию  показателей качества, применяемых  при оценке качества продукции различных  видов.

         1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции и область ее применения. Они подразделяются на следующие показатели:

  • социального назначения - общественной целесообразности выпуска продукции, социального адреса и потребительского класса продукции, ее соответствия оптимальному ассортименту, требованиям моды, сезонности, сопутствующих социальных эффектов;
  • функционального назначения – совершенство выполнения продукцией основной функции (безопасность, полезный эффект потребления, выполнение утилитарных и эстетических функций), универсальность применения (широта диапазона, условий и возможность применения и использования продукции), выполнения неосновных функций.

         2. Показатели надежности характеризуют безотказность (сохранение работоспособности в определенный срок службы), ремонтопригодность, сохраняемость (сохранять исправное состояние после хранения и транспортировки), долговечность (способность сохранять работоспособность до определенного состояния с краткими интервалами для обслуживания).

         3. Эргономические показатели (удобство использования) характеризуют систему «человек – продукция - среда».

         К ним относятся следующие показатели:

         гигиенические (влияют на вентилируемость, запыленность, температуру и влажность режима в системе «человек - продукция - среда»),

         антропометрические (обеспечивают соответствие продукции размерам человека),

         психологические (определяют легкость и быстроту формирования навыков у человека).

         4. Эстетические показатели определяют информационную выразительность (способность отражать прогрессивные эстетические представления), рациональность формы (соответствие эстетической формы продукции условиям ее производства и эксплуатации), целостность композиции (единство частей и целого, взаимосвязь цветовых сочетаний, колорит и т. п.).

         5. Экологические показатели определяют содержание вредных примесей в продукции и вероятность их выбросов в окружающую среду при хранении, транспортировании, эксплуатации и переработке.

Информация о работе Квалиметрия