История возникновения квалиметрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:06, реферат

Описание

Эти оценки являются неразрывным элементом любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом, надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И, наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции - предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

История возникновения квалиметрии…………………………………. 4
Почему появились оценки качества………………………………….... 6
Что такое квалиметрия?............................................................................ 8
Заключение………………………………………………………………. 10

Работа состоит из  1 файл

реферат квалиметрия.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………    3

  1. История возникновения квалиметрии………………………………….   4
  2. Почему появились оценки качества…………………………………....   6
  3. Что такое квалиметрия?............................................................................   8

    Заключение……………………………………………………………….  10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ  

    В последнее время появилось большое  количество научных монографий и  отдельных статей, посвященных обобщению  опыта промышленных предприятий  по повышению качества продукции и решению теоретических вопросов, связанных с целенаправленным улучшением качества.

    Это свидетельствует о том, что в  настоящее время формируется  новая наука, наука о качестве продукции.

    Что же составляет предмет этой науки?

    Изучение  теоретических запросов, затрагиваемых в научных публикациях по качеству продукции, а также анализ связанных с проблемой качества практических потребностей предприятий различных отраслей народного хозяйства позволяют сделать следующий вывод: предметом науки о качестве продукции являются свойства продуктов труда и их соотношения с потребностями и возможностями общественного воспроизводства.

    При окончательно систематизации последовательности, можно указать такие области  науки о качестве продукции:

    - исследование природы качества продукции;

    - изучение комплекса вопросов, связанных  с управлением качества продукции;

    - разработка теоретических основ  и практических методов измерения  и количественной оценки качества  продукции;

    - изучение информационных аспектов  производства и потребления продукции отдельного качества;

    - исследование экономических проблем,  связанных с изменением качества  продукции;

    - изучение социологических аспектов  проблемы качества продукции 

    Из  всех перечисленных областей в настоящее  время одной из важных представляется та, которая связана с измерением и количественной оценки качества продукции. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции.

    Эти оценки являются неразрывным элементом любой системы управления качеством, так как для того, чтобы управлять каким-либо процессом, надо, прежде всего, уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И, наконец, сама природа экономической проблематики изменения качества продукции - предопределяет необходимость использования количественных методов описания качества.

    Вот почему есть основания считать, что  проблема измерения и количественной оценки качества продукции в настоящее время является узловой проблемой всей науки о качестве продукции.

    Поэтому вполне естественно, что наука о  количественной оценке качества - квалиметрия - привлекает внимание все большего числа научных работников и специалистов, занятых в промышленности.  

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КВАЛИМЕТРИИ 

    Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет  для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших. 

    Первые  известные случаи оценки качества продукции  относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары  острова Крит маркировали свои изделия  специальным знаком, свидетельствующим  об изготовителях и о высоком  качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины – товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете.

    Развитие  международной торговли требовало  классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов. 

    Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А. М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов. 

    В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в  других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции. 

    Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции. 

    В те годы «холодной войны» двух социальных систем особенно обострилась не только военнополитическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой продукции. 

    В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились  различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качества использовались и в СССР. 

    Однако  для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и  точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно- технологические и иные решения в отношении качества продукции. 

    Кроме того, решение различных специальных  проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объеденных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудования, приборов и т. д. с другой стороны, требовались методики количественных оценок различных объектов. Все это привело к тому, тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия». 

    Это по существу историческое для науки  решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». В январском номере 1968г. журнал «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных, одушевленных и неодушевленных,  предметов и процессов, продуктов труда и природы и т.д. В статье доказывалась принципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множественность его различных свойств и признаков. 

    ПОЧЕМУ  ПОЯВИЛИСЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА 

    Задача  повышения качества продукции в  настоящее время стала одной  из главных как в нашей стране, так и за рубежом. Значимость этой задачи в ближайшем будущем, без сомнения, еще больше возрастет, что объясняется рядом причин, вытекающих из уровня производительных сил, состояния и перспектив развития экономики.

    Но  для того чтобы улучшить качество, нужно, прежде всего, уметь его количественно  определять, так как применение численных методов - одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых управляющих решений.

    Оценка  качества - первый и основной этап системы  управления качеством. Для решения  вопросов организации и внедрения  государственной системы управления качеством, включающей вопросы планирования, прогнозирования, оптимизации и другие, необходимо разработать объективные методы оценки качества. Причем в первую очередь - методы комплексной оценки, потребность в которых становится все более настоятельной. Вызвана она целым рядом серьезных причин и главным образом-необходимостью оценки продукции до поступления ее в сферу распределения.

    Трудности реализации многих видов продукции  связаны с неумением правильно  оценивать ее качество на различных  стадиях: технического задания, рабочего проекта, опытного образца и, наконец, серийной продукции. Это приводят к замедлению ее реализации, а иногда н к невозможности продажи, что приносит народному хозяйству громадные убытки.

    В капиталистических странах, борясь за рынки сбыта, каждая фирма внимательно следит за успехами конкурентов,

    Фирма "Жилетт", выпускающая лезвия для  бритья, считается одной из лучших в мире. Поэтому понятна тревога  отдела по продаже, когда конкурирующая  фирма начала выпускать полуавтоматический магазин лезвий. Отделение потребовало от конструкторского и производственного отделов внедрения чего-либо подобного. Но когда отдел обеспечения качества произвел оценку, то выяснилось, что роль новинки суммарной оценке качества сравнительно невелика и выпуск ее нецелесообразен. Однако расчеты показали, что по некоторым другим показателям изделия "Жилетт" отстают от конкурирующих, что значительно снижает комплексную оценку. На эти показатели отдел обеспечения качества и предложил обратить внимание.

    Вопрос  правильного ценообразования также тесно связан с умением объективно оценивать качество продукции.

    Целесообразность  учета качества при назначении цены продукции признает большинство  экономистов. Естественно, что для нахождения зависимости цены от качества нужно уметь измерять их. Цена по самой своей сути уже имеет числовую форму. Вот почему практические потребности ценообразования в нашей стране настоятельно требуют разработки научно обоснованных принципов комплексной количественной оценки качества.

    Такие опенки стали особенно необходимы н  в связи с появлением различных  систем автоматического проектирования.

    Однако  самое главное в этих системах проектирования не то, что они являются автоматическими, а то, что они выдают оптимальное - самое лучшее с точки зрения выбранного критерия решение. Критерий оптимальности, закладываемый в программу работы этих комплексов, может быть самый различный. Как правило, такое проектирование ведется на основе критерия минимальной стоимости объекта. Но очень часто нас интересуют не минимальные затраты на продукцию, а ее максимальное качество. Переналадка системы проектирования на решение этой задачи не представляет принципиальных трудностей. Единственно, что требуется, - математическое выражение, описывающее проектируемый объект как совокупность отдельных его свойств, т. е. моделирующее его качество.

Информация о работе История возникновения квалиметрии