Лекции по "Квалиметрии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций

Описание

ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.

Работа состоит из  1 файл

Лекция по квалиметрии.doc

— 299.00 Кб (Скачать документ)

т.е.  сам  процесс  управления  программой  объектами.  Некоторые  авторы  в

понятие  “управление”  включают  не  только   целенаправленные   управляющие

возействия,  но  и  саму  постановку  цели,  выработку  политики,   принятие

решения.   Другие   связывают   управление   с   упорядочением   какого-либо

многообразия  или  отождествляют  понятие  управления  с  понятием  контроля,

руководства, менеджмента. 

1.3.1. Категории  управления менеджмента. 

Цель  управления – это желаемое, возможное и  необходимое  состояние  объекта

управления, которое должно быть достигнуто в  будующем.

Процесс осознания и формулирования  цели  управления  носит  наименование  –

целеполагание. Он является одним из первых и  важнейших  элементов  процесса

управления. Методы управления – это  способы  целенаправленного  воздействия

на объект управления в целях поддержания  его устойчивости в заданных  рамках

функционирования  и в процессе перевода из одного состояния в другое.

Принципы  управления  –   это   основные   правила,   основные   требования,

руководящая идея, которой следуют руководители в  осуществлении  управления.

Они являются одной из основных форм сознательного  использования  объективных

законов управления в практике.

Законоуправление  – это общие, существующие  и  необходимые  связи,  явления,

изучаемые наукой управления. Объективность законов  управления  по  отношению

к субъективным факторам управления регламентирует  взаимоотношения  науки  и

искусства управления.

Функции управления – это своего  рода  “поля”  управленческой  деятельности,

продукт процесса  разделения  и  специализации  труда  в  сфере  управления.

Функциями управления могут быть  стандартизация,  сертификация  продуктов  и

систем  качества, обеспечения единства измерений, аттестация  испытательного

оборудования  и т.д.

Всю систему  знаний  об  управлении  качеством,  которую  называют  научными

основами  управления качеством, можно разделить  на 3 части :

1. Методологические  основы управления качеством.

2. Конкретные  науки об элементах управления качеством.

3. Наука  об управлении (теория управления  качеством).

Методологические   основы   управления    качеством    включают    в    себя

соответствующие теоретические и методологические  разделы  таких  наук,  как

философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.

Конкретные  науки о качестве и об элементах  управления можно разделить на :

.   Конкретные   технические   науки    (теория    надежности,    теория

статистического    регулирования,    стандартизация,     сертификация,

квалиметрия, и т.д.);

.  Конкретные  экономические  науки  (экономическая   теория   качества,

планирование  качества и т.д.);

. Конкретные  социологические науки (правовые  основы качества, управление

качеством труда и т.д.);

. Теория  информации о качестве.

Научные основы управления качеством – это  вся система знаний  об  управлении

качеством. Следует сказать, что  наука  об  управлении  качеством  не  может

входить в состав  конкретных  наук  об  управлении  качеством,  т.к.  должна

охватывать предмет управления в целом. В то же  время  эта  наука  не  может

ограничиваться  только их выводами. Она  должна  вобрать  в  себя  выводы  из

других  конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а  также

учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.

Под  менеджментом  понимается  совокупность  принципов,  методов  и  средств

управления   производством   с   целью   повышения   его   эффективности   и

прибыльности.  Здесь  качество  выступает,  как  главная  цель   управления.

Структуру системы менеджмента можно представить  в виде схемы : 
 
 

- принципы  системности в проектиовании              -  анализа и синтеза

при системном         - переработки, хранения и пере -

и управлении качеством ;

подходе к решению проблем ка -            дачи информации;

-  комплекснрсти  в несл. разных сторон                       чества;

- коммуникационные  связи;

управления  качнством;                                            -

принятие  проектных решений              - компьютерная и вычислительная

-  приоритетности  факторов внешней                           в области

качества;                                   техника;

среды в формировании качества ;                          -   мотивации

и воздействия  на                 - средства производства;

-  взаимоотношений  управленческого и                        деятельность

исполнителя;                  - стандарты и регламенты, регла -

исполнительного персонала в проект-                  -    оценка

качественного уровня                 регламентирование требования

ной деятельности.

продукции;                                                качества

продукции;

-

контроля  качества.                                 - законодательные акты в

области 

качества;

- сертификаты,  как средство под -

тверждения  качества. 
 
 

1.3.2. Система  оценки качества в задачах  управления. 

В условиях рыночной  экономики  система  оценки  качества  продукции  должна

наиболее  полно  соответствовать  особенностям  рыночных   отношений   между

производителями и потребителями. Для этого предполагается решение  следующих

задач :

1.  Объективной   оценки   качества   продукции   на   различных   этапах

взаимодействия  разработчиков, изготовителей и  потребителей  с  учетом

взаимосвязи качества, количества и цены потребления.

2. Достаточно  полного выявления свойств и   показателей,  характеризующих

качество  продукции, а так же объективного отражения их в нормативно –

технических документах на продукцию.

3. Оперативного  получения всех необходимых объективных  данных о качестве

продукции, ее техническом уровне  и  конкурентоспособности  на  любом

этапе жизненного цикла продукции.

При  этом  управление  качеством  имеет  тесно   связанные   направления   :

стандартизация,   сертификация,   и   квалиметрия,    взаимосвязь    которых

представлена  на рисунке : 
 
 

Система

оценки  качества 
 
 

Стандартизация  – деятельность по установлению в НД  определенных  требований

(норм,  правил  и  характеристик).  В   соответствии   с   законом   РФ   “О

стандартизации”,  устанавливыемые  требования   должны  быть  направлены  на

обеспечение :

1. Безопасности  продукции, работ и услуг для  окружающей  среды,  жизни,

здоровья  и имущества.

2. Взаимозаменяемости  продукции.

3. Качества  продукции, работ и услуг в  соответствии с  уровнем   развития

науки, техники и технологии.

4. Единства  измерений.

5. На  обеспечение экономии всех видов  ресурсов.

Важнейшими  результатами деятельности по стандартизации являются :

.  Повышение   степени  соответствия  продукции,  процессов  и  услуг  их

функциональному назначению;

. Устранение  барьеров в торговле и  соответствие  научно-техническому  и

экономическому сотрудничеству;

При этом результаты стандартизации по  отношению  к  сертификации  первичны,

поскольку прежде,  чем  подтверждать  соответствие  продукции  установленным

требованиям,   необходимо   эти   требования   разработать,   обосновать   и

установить, а это возможно лишь при непосредственном  использовании  методов

квалиметрии, при разработке и экспертизе требований  стандартов,  подготовке

и  проведении  сертификации  продукции  на  ее  соответствующие   требования

стандартов.

Сертификация  – это деятельность, направленная  на  установление  и  фиксацию

соответствия    рассматриваемого    объекта    определенным     требованиям,

установленным в КД. Особые требования предъявляются  к  методическим  основам

оценки  качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :

1. Возможность  выявления комплексного анализа  и достоверной оценки  всей

совокупности  потребительских  свойств  безопасности  и  экологичности

продукции.

2. Создание  на основе  проведенной  оценки  предпосылок  для  социальной

защиты  потребителя от функционально и  экологически опасной продукции,

а так  же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.

Квалиметрия  –  это  научная  дисциплина,  которая  изучает  проблематику  и

методологию количественного и качественного  оценивания  объектов  различной

природы. В ее рамках формируется и  развивается  система  методов  измерения

Информация о работе Лекции по "Квалиметрии"