Государственная кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание

Актуальность разработки и реализации кадровой политики на государственном уровне обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимо создать основы регулирования кадровых процессов, разработать принципы и идеи, определить технологии решения кадровых процессов, соответствующие парадигме общественного и государственного развития.

Цель работы - рассмотреть государственную кадровую политику, направления ее развития и механизмы реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 6
1.1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НОВОЙ НАУКИ 7
1.3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ГКП, КАК НАУКИ 8
2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1. ПОНЯТИЕ КАДРОВ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВ 11
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ КАДРОВ И КАДРОВЫЙ ПРОЦЕСС 12
2.3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ 14
3. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 20
3.1. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 20
3.2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГКП 23
3.3. КАДРОВАЯ РАБОТА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Работа состоит из  1 файл

Государственная кадровая политика работа.docx

— 71.27 Кб (Скачать документ)

     Механизм  реализации государственной кадровой политики – это система различных видов деятельности, направленная на кадровое обеспечение развития российского общества и опирающаяся на концепцию ГКП, правовую базу, принципы, методы и технологии кадровой работы. Таким образом, механизм кадрового обеспечения – это система кадровой деятельности для достижения определенных целей. Этот механизм создается и запускается с учетом конкретной ситуации, хотя в нем могут и ряд стабильных компонентов. Механизм реализации ГКП - это система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики.

     Механизм  реализации кадровой политики должен представлять собой систему планов, норм и нормативов, административных социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем.

     Таким образом, чтобы осуществлять эффективное  управление персоналом в рамках теории стратегического управления необходимо после определения целей и стратегий экономического развития организации сформулировать основные принципы управления персоналом в рамках кадровой политики. Ее определение даст основные цели, которые необходимо достичь для того, чтобы персонал организации соответствовал ее потребностям.

     В данном механизме целесообразно  выделить и рассмотреть несколько  блоков обеспечения кадровой работы:

  1. Нормативно-правовой (Указами Президента РФ утверждено Положение о федеральной государственной службе, созданы Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ.).

     На  данном этапе все еще приоритетной остается задача создания системы законодательства, способной обеспечить надлежащее регулирование государственной кадровой политики. За последние годы здесь было немало сделано, особенно в области нормативного обеспечения работы с государственными служащими. В этом отношении, прежде всего, необходимо отметить принятие Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, позволяющего регулировать кадровую деятельность на правовой основе.

     Приняты указы Президента, постановления  Правительства, отдельные законы, нормы  и положения которых позволяют  регулировать общественные отношения  в сфере реализации кадровой политики. Как правило, они касаются организации кадровых процессов в государственных и муниципальных органах, вопросов повышения квалификации, переподготовки кадров, аттестации, конкурсного отбора и т.п. По существу эта нормативная деятельность дублируется и конкретизируется, с учетом специфики регионов, в субъектах Российской Федерации. В некоторых случаях нормативно-правовое обеспечение кадровой работы, особенно в государственной и муниципальной сферах, в субъектах федерации идет более активно, чем на федеральном уровне.

     Говоря  о регулировании кадровых процессов  в обществе в целом, необходимо отметить, прежде всего, формирование нового трудового  законодательства в Российской Федерации. Однако регулирование кадровых процессов в негосударственной сфере ведется сегодня довольно вяло и ограничивается, как правило, введением определенных социальных гарантий и льгот для некоторых категорий населения при поступлении на учебу или на работу, при увольнениях и т.д.

     Нормативная корректировка кадрового потенциала – постоянный процесс, однако, этап кадровых изменений в связи с переходом России к рынку по существу завершается. Разрабатываются новые типовые и отраслевые нормы численности кадров, нормы труда, классификации должностей, справочники квалификационных характеристик должностей, аттестационные документы, положения о подразделениях, должностные инструкции, документы по учету персонала и т.д.

     Основной  проблемой в сфере нормативно-правового  обеспечения ГКП является отсутствие системного подхода, позволяющего обеспечить единую, и комплексную деятельность по формированию, развитию и использованию  кадрового потенциала страны. Ведь по существу любой закон, так или иначе, касается людей, условий и правил их жизнедеятельности, влияет на развитие человеческого потенциала. Негативно сказывается здесь отсутствие концепции государственной кадровой политики.

     Другая  проблема – недостаточная правовая регламентация кадрового потенциала государственных предприятий и  учреждений, а также рыночных структур. Вся государственная кадровая политика сводится в основном к регулированию кадровых процессов только в государственных органах. Так, есть достаточно детальная кадровая регламентация чиновничества, но в то же время по существу никак не определены основы кадровой политики в сфере здравоохранения, культуры, а также в других, не менее важных отраслях хозяйства.

     Нельзя  сбрасывать со счетов и традиционные проблемы нашего законодательства: противоречия между правовыми актами федерального центра и субъектов Федерации, несовершенство и половинчатость законодательства, неисполняемость законов и не только по причинам материально-финансового характера.

     Таким образом, нормативно-правовая база кадровой работы требует дальнейшего развития, ее укрепление позволит совершенствовать общий механизм реализации государственной кадровой политики.

  1. Организационный (Организационное обеспечение реализации ГКП включает также использование современных отечественных и зарубежных технологий работы с персоналом, усиление контроля за деятельностью чиновников со стороны конституционных органов власти всех уровней и органов прямого народовластия.).

     Механизмом  организационного обеспечения государственной  кадровой политики является созданная  в системе органов государственной  власти специальная структура, занимающаяся формированием, координированием и контролированием на федеральном, региональном и местном уровне кадровую деятельность. На федеральном уровне такой структурой являются

     Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, Главное управление по вопросам государственной службы и кадров Президента Российской Федерации, специальные комиссии, чья деятельность направлена на реализацию государственной кадровой политики на региональном и федеральном уровнях. В этой сфере на муниципальном уровне могут создаваться специальные управления, отделы и службы кадров. Они должны быть заняты сбором и анализом кадровой информации, ее обобщением, составлением банка кадровой информации. Важным направлением их деятельности является также составление прогноза потребности в кадрах, ведение на уровне современных требований кадровой деятельности, работ по учету и продвижению кадров.

     Одной из основных задач сегодня является формирование высокопрофессионального, стабильного и сбалансированного государственного аппарата, обеспечивающего выполнение субъектом государственного управления своих задач. Поэтому приоритетной в ее решении становится разработка и внедрение системы привлечения специалистов высокой квалификации и профессионализма, обеспечение профессионального и карьерного роста на основе создания системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала, аттестации, планирования и реализации карьеры, стимулирования эффективной служебной деятельности.

     Эта работа должна основываться на использовании  соответствующих требованиям дня  методик работы с кадрами, современных  технологий, позволяющих определить уровень соответствия кадров их должности, системы критериев, обеспечивающих оценить эффективность деятельности кадров и кадровой работы. На этом пути для решения поставленных задач целесообразно создание центров оценки профессиональных, деловых и личностных качеств персонала, предоставляющих возможность обогатить содержание банков кадровой информации. При проведении таких мероприятий как аттестация, проводимая в соответствии с установленными в законодательстве сроками, представляется целесообразной использование услуг специалистов центра оценки. Они могут на высоком уровне оценить профессиональные и деловые, личностные качества кадров, выработать рекомендации для их дальнейшего использования.

     Представляется  также целесообразным в деятельности по совершенствованию механизма реализации государственной кадровой политики организовать и регулярно проводить мероприятия по выявлению эффективности стимулов для служебного роста персонала государственных органов. В случае необходимости создать и использовать дополнительные стимулы повышения эффективности деятельности государственного аппарата.

     Организационный механизм реализации государственной  кадровой политики невозможен без целенаправленной деятельности по использованию таких форм и методов работы как конкурсная и контрактная система найма персонала, кооптация и ротация, перепрофилирование, отставка и принудительная отставка.

     Создание  и поддержание на высоком и  действенном уровне системы резерва  кадров обеспечивает также эффективности  механизма реализации государственной  кадровой политики. Резерв кадров ведется  с целью оперативного использования кандидатуры, закрепленной в резерве, а также для перспективной ее реализации. Это позволяет значительно облегчить ведение кадровой деятельности, обеспечивающей решение государственными органами и организациями различных форм собственности поставленных перед ним задач. Такая форма кадровой деятельности позволяет также обеспечить изучение кандидатуры, использование ее на различных разовых и ответственных мероприятиях, повысить ее образовательный и профессиональный уровень, избегать ошибок при решении кадровых вопросов.

     Деятельность  организационного механизма реализации государственной кадровой политики основывается на усилении контроля за кадровой деятельностью государственных органов. Такой контроль осуществляется государственными органами более высокого уровня управления в пределах их полномочий, а также в соответствии с принципом разделения и взаимного сдерживания властей, закрепленных в федеральной конституции, а также в Конституциях и Уставах регионов. Значительную роль при этом играют демократические институты, позволяющие осуществить общественный контроль за деятельностью государственных органов.

     Организационный механизм основывается на реализации основных положений и принципов, закрепленных на федеральном законе об основах государственной службы, других законодательных и нормативных актах, а также законах и нормативных актах регионов.

     Следует признать, что современные технологии, методы и формы, процедуры кадровой работы составляют важную часть культуры общества. В кадровой работе необходимо усилить внимание на использование современных методов и форм. Если уровень общественной культуры в этой сфере сохраняется относительно низкой, то государство как главный субъект государственной кадровой политики должно приложить особые усилия и уделить внимание работе в данном направлении. При этом кадровая политика, осуществляемая ее различными субъектами должна оставаться в рамках, установленных в государственной кадровой политике, для наиболее и целенаправленного использования кадрового потенциала общества. Это возможно лишь при согласованных действиях государственных структур федерального, регионального уровня, а также системы местного самоуправления, действующей в этой сфере в рамках своих полномочий.

     Таким образом, деятельность механизма реализации государственной кадровой политики эффективна лишь при наличии обоснованной концепции государственной кадровой политики. При этом особое значение имеет также наличие кадров, кадровых служб федерального, регионального  и местного уровня, решающих кадровые вопросы на основе использования  современных кадровых технологий, методов  и форм. Для проведения государственной  кадровой политики важно также существование  учебно-методической, научно-информационной, законодательной и организационной ее базы.

     3.   Научно-информационный (Разработка научной основы и категориального аппарата ГКП должна опираться на систему индикаторов (показателей) кадрового потенциала страны, регионов, федеральных и региональных структур, технологий прогнозирования кадровых изменений.).

     Здесь предусматривается решение следующих  задач:

     - разработка методологических основ  и категориального аппарата ГКП,  например, такого сравнительно нового  понятия как “кадровые технологии”; 

     - определение системы индикаторов  кадрового потенциала страны, ее  регионов, в том числе на основе  статистического учета; 

     - прогнозирование кадровых изменений,  определение перспектив развития кадрового потенциала страны, регионов;

     - выявление закономерностей развития  кадровых процессов, их направлений,  особенностей и факторов, что  предоставляет возможность выстроить магистральные направления деятельности государства в данной сфере;

     - выработка адекватных мер по  корректировке кадровых проблем  на всех уровнях. 

     Старение  населения, низкая рождаемость, высокая  смертность, отставание системы образования от мировых стандартов и многое другое должны быть в зоне внимания специалистов по кадровой политике;

     - разработка новых критериев оценки  кадров, эффективности их труда,  определения деловых и личностных  качеств работников;

     - разработка и внедрение новых  кадровых технологий.

     Привлечение научного аппарата в кадровой политике позволяет сделать ее реалистичной, комплексной и эффективной. Реализация этого механизма возможна по двум основным направлениям.

Информация о работе Государственная кадровая политика