Понятие арбитражного процесса и его система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

При современном развитии экономических отношений огромную роль играет товарно-денежный оборот, участниками которого являются определённые субъекты.
В основу взаимоотношений между этими субъектами положен принцип юридического равенства, а также принцип свободы выбора партнёра на рынке товаров, работ или услуг. Иными словами экономические отношения участников рынка строятся на принципах гражданского права, которые нам необходимо вспомнить. Итак, основными началами гражданско-правового регулирования общественных отношений (принципами) являются:

Работа состоит из  1 файл

Лекционный материал по курсу Арбитражный процесс.doc

— 661.00 Кб (Скачать документ)

Статья 110 АПК РФ определяет порядок распределения между лицами, участвующими в деле, судебных расходов. В основу такого распределения положен принцип возмещения расходов правой стороне в споре за счёт неправой.

Итак, при удовлетворении иска полностью расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счёт ответчика. При полном отказе в удовлетворении иска расходы несёт истец. При частичном удовлетворении иска расходы возмещаются пропорционально удовлетворённым требованиям. Кроме того, нужно иметь в виду, что если дело в арбитражном суде возникло вследствие нарушения стороной установленного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, то суд вправе отнести на это лицо судебные расходы независимо от исхода дела. Лица, участвующие в деле, вправе заключить между собой соглашение об иных условиях распределения между ними судебных расходов. В свою очередь апелляционная, кассационная и надзорная инстанции вправе перераспределить судебные расходы, понесённые при рассмотрении дела в первой инстанции.

При возмещении судебных расходов за счёт ответчика необходимо обратить серьёзное внимание на ст. 333 ГК РФ, которая предоставляет суду право уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Всё дело в том, что истец уже при предъявлении иска, в силу требования закона, уплатил государственную пошлину исходя из цены иска, в которую, как было ранее сказано, включается и неустойка. В ходе судебного разбирательства по каким-либо причинам, которые остаются известными только судье, размер неустойки может быть уменьшен, причём достаточно серьёзно. Поэтому, если такое обстоятельство имеет место, то необходимо руководствоваться п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, где записано, что в этих случаях расходы истца по уплате государственной пошлины возмещаются за счёт ответчика на общих основаниях, т.е. ответчик будет обязан возвратить именно ту сумму, которая была уплачена истцом при предъявлении иска при условии, что иск был удовлетворён полностью.

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое иск?
  2. Что такое основание иска?
  3. Что такое предмет иска?
  4. Что должно быть указано в исковом заявлении?
  5. В какой форме подаётся исковое заявление и кем оно подписывается?
  6. Какие документы необходимо приложить к исковому заявлению?
  7. В какой срок судья должен разрешить вопрос о принятии искового заявления?
  8. Как АПК РФ регулирует вопрос о направлении в суд отзыва соответствующими лицами?
  9. Что такое встречный иск?
  10. С какой целью подаётся заявление об обеспечении иска?
  11. Что является мерами по обеспечению иска?
  12. Как определяется цена иска?
  13. В какой срок должна быть проведена подготовка дела к судебному разбирательству?
  14. В какой срок дело должно быть рассмотрено первой инстанцией?
  15. В каких случаях судья обязан приостановить производство по делу?
  16. Что такое мировое соглашение?
  17. Как оформляется мировое соглашение?
  18. Кто ведёт протокол судебного заседания?
  19. В какой срок участники процесса вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и представлять свои замечания?
  20. Что такое судебное решение, и из каких частей оно состоит?
  21. Что собой представляют судебные расходы?
  22. Каков порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле?

 

Тема № 8 Производство по делам, возникающим из административных и иных         публичных  правоотношений

1) Общие правила административного судопроизводства и понятие административной юстиции.

 

Приступая к изучению данной темы, необходимо иметь в виду, что по действующему законодательству рассмотрение споров, связанных с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства, которое введено в качестве средства судебного контроля в сфере публично-правовых отношений. Структура административного судопроизводства в арбитражном процессе характеризуется тем, что АПК РФ содержит общие и особенные (специальные) нормы, регулирующие порядок рассмотрения споров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетных и прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этих категорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны. Если провести анализ данных правоотношений, то можно выделить следующие ОСОБЕННОСТИ:         Во-первых, имеется неравноправное положение участников в этих правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает соответствующий орган, должностное лицо, наделённое властными полномочиями, с другой стороны – организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями.           Во-вторых, суд осуществляет специфическую функцию, которая состоит не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц.   В-третьих, производство по этим спорам включает дела не только из административных отношений, но и прочих публичных отношений.

Исходя из приведённой специфики, можно дать следующее определение данного вида арбитражного судопроизводства.     Административное судопроизводство в арбитражном процессе – это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами процессуального права, которые определяют порядок осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Кроме вышеуказанной  специфики, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 27, 29 АПК РФ споры по данным категориям дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций и граждан-предпринимателей. Но, на практике может сложиться ситуация, когда к участию в процессе необходимо будет привлечь гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя. Например, организация считает, что гражданину Иванову решением местной администрации незаконно выделен участок земли, которая принадлежит данной организации. Поэтому организация обращается в арбитражный суд о признании решения главы местной администрации недействительным. В данном случае гражданин Иванов должен быть привлечён к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и дело должно быть рассмотрено по существу именно в арбитражном суде, хотя данный гражданин и не является предпринимателем.

Когда возникают споры  в сфере административных и иных публичных правоотношений, то необходимо раскрыть понятие административной юстиции. Это правовой институт, который регулирует порядок рассмотрения и разрешения споров в системе соответствующих органов управления либо с их участием.          В отличие от общих правил обязанность доказывания по данным категориям дел возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц. Но, тем не менее, каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.   Необходимо также иметь в виду, что в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьёй единолично. При этом арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данных категорий дел.

 

Принципиально новым для арбитражного судопроизводства является возможность заключения мирового соглашения при разрешении экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. В данном случае применяются правила главы 15 АПК. Необходимо иметь в виду, что соответствующие органы и должностные лица не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им правовыми актами (например, отказаться от взыскания штрафа).     Примирение видимо должно выражаться, например, в следующем: при взыскании налога стороны могут договориться о рассрочке его уплаты; по спору о признании недействительным акта возможна договорённость об изменении его условий и т.п. В дальнейшем правоприменительная практика выявит возможные способы мирного урегулирования споров в сфере данного вида судопроизводства.

 

Хотя не понятно, всё  же, что будет, например, уступать Предприниматель налоговому органу, говоря о МС? Ведь сама сущность МС состоит именно в уступках ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА! Когда каждая из сторон что-то уступает в материальном смысле. Более того, МС – это распорядительное действие именно СТОРОН (ст. 49 АПК) и касается распоряжения именно материальными правами.

 

 

 

        2) Дела об оспаривании нормативных правовых актов.

                                                   (ст. 191 – 196 АПК)

 

При изучении данной категории дел необходимо обратить внимание на лиц, обладающих правом подачи заявления. Таким правом обладают:

  1) организации;            2) граждане-предприниматели;         3) прокурор;            4) органы государственной власти РФ;        5) органы государственной власти субъектов РФ;      6) органы местного самоуправления.        При этом нужно иметь в виду, что соответствующий акт должен быть в установленном порядке принят и опубликован, а его содержание полностью или в части нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, а также если оспариваемый акт противоречит закону или нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

 

Вопрос о принятии заявления к производству решается судьёй единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. После принятия заявления к производству судья осуществляет действия по подготовке дела к судебному разбирательству.     Необходимо иметь в виду, что дела данной категории рассматриваются коллегиальным составом судей в срок, не превышающий Трёх месяцев со дня поступления заявления в суд, включая время на подготовку и принятие решения по делу. Кроме того, порядок вступления решения в законную силу и порядок его обжалования также имеют свою специфику. Она заключается в том, что решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и поэтому может быть обжаловано только в кассационную инстанцию, причём жалоба в отличие от общего срока обжалования (два месяца) может быть подана в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

 

Необходимо также обратить внимание на то, что решение арбитражного суда, вынесенное по делу об оспаривании нормативного правового акта, подлежит опубликованию в официальных изданиях соответствующих органах, в которых был опубликован оспариваемый акт (ст. 194 - 196 АПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ, иных органов, должностных лиц (ст. 197 – 201 АПК).

 

Приступая к изучению данной категории дел, прежде всего, необходимо усвоить, что же такое ненормативный правовой акт?     Это строго формализованный документ, который составляется по утверждённой форме и характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.   В качестве примера можно рассматривать: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.     Кроме того, необходимо иметь в виду, что если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа, но и заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.     Необходимо также обратить внимание на то, что данный акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Поэтому акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта.

 

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение Трёх месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Данное правило применяется, если иное не установлено федеральным законом.      Хотелось бы обратить внимание на часть формулировки данной нормы, а именно: «о нарушении его прав и законных интересов». Было бы точнее, если законодатель поставил после союза «и» в скобках союз «или», поскольку в любом из этих двух указанных случаев акт может быть оспорен заинтересованным лицом.         Заявление должно соответствовать Общим требованиям, изложенным в ст. 125 АПК. Кроме того, необходимо также обратить внимание на ст. 199 АПК, где содержатся Специальные требования.

 

В соответствии со ст. 200 АПК данная категория дел рассматривается судьёй единолично в срок, не превышающий Трёх месяцев с момента поступления заявления, включая срок на подготовку дела и принятие решения. Но нужно иметь в виду, что данный срок может быть продлён Председателем АС до Шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников процесса при наличии мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело (абз. 2 п. 1 ст. 200 АПК).       Если оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, то срок рассмотрения дела составляет не более десяти дней со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела и принятие решения.

 

Закон возлагает обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариванием ненормативного правового акта, на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).             В данном случае законодателю следовало бы записать: «совершили действия либо бездействовали», поскольку бездействие как раз предполагает отсутствие всяких действий. А вот редакция нормы: «совершили бездействие» является полностью абсурдной.

Решение по делу принимается  по общим правилам, установленным  в главе 20 АПК, с учётом требований, изложенных в ст. 201 АПК.

 

 

 

4) Дела о привлечении к административной ответственности

                                                   (ст. 202 – 206 АПК)

 

Первоначально необходимо обратить внимание на то, что данная категория дел подведомственна арбитражным судам с 01 июля 2002 года, т.е. с момента вступления в законную силу КоАП РФ.      Кроме того, при изучении материала необходимо пользоваться также Разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 

Итак, данные дела подведомственны арбитражному суду, если:

1) административное правонарушение совершено юридическим лицом или предпринимателем при осуществлении ими предпринимательской или иной экономической деятельности;  

2) перечень составов административных правонарушений определён федеральным законом (КоАП).

 

Производство по делу возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц определён статьёй 28.3 КоАП РФ. Кроме того, право на составление протокола имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

Информация о работе Понятие арбитражного процесса и его система