Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 87.77 Кб (Скачать документ)

Реализация Стратегии  позволит улучшить положение молодежи в обществе, увеличить ее вклад  в развитие и повышение конкурентоспособности  страны.

Обеспечение благоприятных  условий и охраны труда инвалидов

Решение проблемы снижения уровня инвалидности и возвращения  инвалидов к трудовой деятельности является одним из приоритетных направлений  социальной политики государства.

Общее количество лиц с  ограниченными возможностями в  настоящее время превысило 11 млн. человек.

Увеличивается число инвалидов  трудоспособного возраста, что во многом обусловлено высоким уровнем  заболеваемости и травматизма населения. Однако вовлеченность инвалидов  этого возраста в трудовую деятельность составляет всего лишь 15% от их числа,  что ведет к ухудшению условий жизни инвалидов и уменьшению трудового потенциала страны.

Для обеспечения восстановления здоровья инвалидов, улучшения их профессиональной подготовки, переподготовки и возвращения  к трудовой деятельности Правительство  РФ распоряжением от 28 сентября 2005 г. N 1515- поручило Минздравсоцразвития России совместно с Минобороны России и МВД России разработать проект Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», финансируемой за счет средств федерального бюджета и других источников. Наряду с этим уточнены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению социальной защиты и социальной поддержки инвалидов.

Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  Российской Федерации» органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  в области социальной защиты и  социальной поддержки инвалидов  наделены правом:

    1. участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
    2. принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
    3. участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;
    4. разработки, утверждения и реализации региональных программ в области и социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также правом осуществления контроля за их реализацией;
    5. предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
    6. содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства и другими правами.

Значительная роль в обеспечении  социальной адаптации инвалидов  и повышении качества их жизни  принадлежит правовым средствам, направленным на оказание содействия инвалидам в  трудоустройстве, а также на создание благоприятных условий и охраны труда. Законодательством определено, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.

В зависимости от степени  нарушения функций организма  и ограничения жизнедеятельности  лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

При установлении группы инвалидности в соответствии с классификациями  и критериями, утверждаемыми Минздравсоцразвития России, определяется степень ограничения способности инвалида к трудовой деятельности, III, II или I степень ограничения, либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается  на 2 года, II и III групп – на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности, отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности,  устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Гражданину, признанному  инвалидом, выдается соответствующая  справка, а также индивидуальная программа реабилитации.

Индивидуальная программа  реабилитации – это разработанный  специалистами, проводившими экспертизу, на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Предусмотренные данной программой мероприятия обязательны для исполнения работодателем.

Трудоустройство работников, ставших инвалидами, осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, как правило, руководителем той организации, где работник частично утратил трудоспособность. При отсутствии условий для продолжения  трудовой деятельности инвалида в данной организации содействие в трудоустройстве  ему оказывают органы службы занятости.

Для обеспечения занятости  инвалидов организациям независимо от форм собственности устанавливается  квота для приема на работу инвалидов.

Квота для инвалидов –  это минимальное количество рабочих  мест, на которых работодатель обязан трудоустроить инвалидов на данном предприятии, включая уже работающих граждан данной категории.

В организациях  независимо от формы собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4%.

Общественные объединения  инвалидов и образованные ими  организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых  состоит из вклада общественного  объединения инвалидов, освобождаются  от обязательного квотирования рабочих  мест.

Трудоустройство инвалидов  в счет установленной квоты производится по направлению территориальных  органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов  социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с  учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

Отказ в приеме на работу в счет квоты может быть обжалован  инвалидом в судебном порядке. Отказ  работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты  является административным правонарушением  и согласно статьи  5.42 КоАП РФ  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются  судьями районных судов.

Протоколы об этих административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты.

Трудоустройство инвалидов  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации осуществляется как на обычных, так и на специальных  рабочих местах. Специальные рабочие  места создаются путем проведения дополнительных мер по организации  труда, включая адаптацию основного  и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и  обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации  в пределах установленной квоты.

Принятым на работу инвалидам  работодатели обязаны создавать  условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Обеспечение занятости инвалидов  осуществляется также благодаря  сохранению и созданию новых рабочих  мест на предприятиях, принадлежащих  общественным организациям инвалидов, и на специализированных предприятиях.

Под специализированными  предприятиями понимаются предприятия  независимо от форм собственности, применяющие  труд инвалидов для производства потребительских товаров и товаров  производственно-технического назначения и одновременно с этим осуществляющие комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации инвалидов и обеспечивающие организацию их медицинского обслуживания по месту работы. Общая численность работающих на таких предприятиях – не менее 15 человек, а число инвалидов и пенсионеров – не менее 30%, из которых половина являются инвалидами.

При этом работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны  им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих  требованиям охраны труда.

Помимо работы по трудовому  договору граждане, получившие инвалидность, могут принимать участие в  лечебно-трудовой деятельности. Вовлечение инвалидов в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе стационарными учреждениями социального  обслуживания, в которых они проживают, в соответствии с индивидуальными  программами реабилитации.

Помещения и оборудование для лечебно-трудовой деятельности должны соответствовать требованиям  безопасности и гигиены. Граждане, участвующие  в лечебно-трудовой деятельности, обеспечиваются специальной одеждой, специальной  обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам с  учетом вида и характера деятельности. Продолжительность работы не должна превышать 4 часа в день. Им выплачивается вознаграждение в размере 75% стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25% на счета стационарных учреждений, в которых они проживают, для использования их на улучшение социального обслуживания проживающих в них граждан. Лица, участвующие в лечебно-трудовой деятельности, должны быть предварительно ознакомлены с ее условиями, порядком обращения с оборудованием, аппаратурой, инструментом, правилами, нормами и инструкциями по охране труда. Инвалидам, не прошедшим инструктаж по охране труда, участие в лечебно-трудовой деятельности запрещается.

Помимо общих требований охраны труда, подлежащих соблюдению работодателями в отношении всех занятых в  организациях работников, для инвалидов  установлены дополнительные гарантии по охране труда.

Дополнительные гарантии охраны труда установлены для  работающих женщин и работников в  возрасте до восемнадцати лет.

В частности, гарантии охраны труда о запрете или ограничении  их привлечения к тяжелым работам  и работам с вредными и опасными условиями труда закреплены в  статье 253 и 265 Трудового кодекса   РФ; к выполнению работ в ночное время, к сверхурочным работам, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направления в служебные командировки – в ст. 96, 99, 259 и 268 ТК РФ.

На отдельных видах  работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени  специальных перерывов, обусловленных  технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность  и порядок предоставления таких  перерывов устанавливаются правилами  внутреннего трудового распорядка организации.

 

 

  

 

    1.  Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Законодательство по охране труда содействует облегчению и  оздоровлению условий труда, предотвращению травматизма и профессиональных заболеваний. Если несчастный случай все же произошел, закон призван содействовать выявлению и устранению его причин, а также возмещению ущерба потерпевшему.

Расследование несчастного  случая — это, прежде всего, выявление в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет несчастных случаев — объективная документальная фиксация каждого такого происшествия.

Порядок расследования и  учета несчастных случаев на производстве обязателен для всех организаций, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и работодателей — физических лиц, использующих наемный труд.

Расследованию и учету  подлежат несчастные случаи,-происшедшие на производстве с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

К таким лицам относятся:

  • работники, выполняющие работу по трудовому договору;
  • студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику в организациях;
  • лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
  • другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ