Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 87.77 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Ничего в охране труда  не должно оставаться без внимания, поскольку от каждой мелочи зависит  жизнь людей. Все, что повышает защищенность работников перед возможным несчастием, должно выполняться без всяких компромиссов, и никакая требовательность не будет  являться чрезмерной.

История российского социального  института охраны труда в последнем  веке складывалась весьма драматично.

Бурное развитие капитализма  в Российской империи сопровождалось самым хищническим использованием труда российских трудящихся. В это  время в масштабах государства  попросту не велась какая-либо организованная работа по сохранению здоровья, работоспособности  и жизни работающего населения. Как следствие, увечья, которые россияне получали на работе, рассматривались  как обычные бытовые явления.

Однако, уже в начале десятых  годов XX века, благодаря высоким темпам  экономического развития промышленного производства, внедрение прогрессивных технологий и современных машин и механизмов стало сопровождаться разработкой и применением защитных мер и средств. В это время Россия быстро выдвинулась в число наиболее интенсивно развивающихся стран Европы. В 1913 г. у нас был создан впервые институт для разработки научных основ защиты работающих от неблагоприятного воздействия производственной среды. Примерно в это же время в стране  была начата подготовка инженеров по этому профилю для наиболее развитых к той поре отраслей промышленности и транспорта.

К большому сожалению, тот  период подъема оказался очень не долгим. Начавшаяся вскоре Первая мировая  война, а вслед за нею Октябрьская  революция и Гражданская война  не только остановили развитие системы  охраны труда, но и обратили вспять начавшееся движение. В стране победившего  социализма  стал доминировать принцип: коль нет в государстве эксплуататоров, то и труд защищать не от кого. Более того, в разрез тогдашней мировой практике в стране стала расцветать не система охраны труда, а система  массового принудительного труда. Вряд ли существенно отличались условия и безопасность труда лагерников от вольнонаемных строителей железных дорог, промышленных предприятий и гидростанций, колхозников.

Знакомство с этапами  развития деятельности Международной  организации труда (МОТ) поневоле рождает  печальные чувства и даже скорбь за судьбу россиян. В начале двадцатых годов, в то время как международное сообщество в лице названной МОТ начало активно нарабатывать правовые механизмы защиты прав работающих граждан, в России надолго воцарилась система бесправия. Например, на первой сессии МОТ, прошедшей в 1919 году в Вашингтоне, были приняты конвенции: «Рабочее время в промышленности», «Охрана материнства», «Минимальный возраст для приема на работу в промышленности» и другие. А в Москве в эту пору увидели свет и начали исполняться государственные решения о создании системы трудовых концентрационных лагерей…

Выход из этого гнетущего  состояния для советского народа был долгим и трудным. Лишь после  Великой  Отечественной войны  отношение в государстве к  «технике безопасности» стало постепенно меняться к лучшему. Стали все  шире находить развитие меры и механизмы  обеспечения технической безопасности по ведомственным принципам. Движение позитивных перемен и комплексного развития ведомственных систем уже  не «техники безопасности», а охраны труда достигло пика своего развития к началу девяностых годов. К этому  времени в стране сложилась не правовая, но все-таки мощная и вполне эффективная система обеспечения  охраны труда. Она включала отраслевые службы охраны труда в Министерствах  и ведомствах, краях и областях, предприятиях и организациях. В стране работала сеть государственных и  профсоюзных научно-исследовательских  институтов охраны труда.

Однако, с вступлением  Советского Союза, а затем и РФ в сферу очередных социально-экономических  преобразований, вновь произошел  огромный откат в защищенности работающих граждан, в том числе и в охране труда. Теперь уже на современном историческом витке многие тысячи работников обездоленными  и бесправными. Особенно это коснулось граждан, работавших на небольших предприятиях, потерпевших разгосударствление, а то и ликвидацию. Вновь колесо истории оставляет глубокие следы и раны на судьбах этих  граждан.

Ныне, когда Россия выбрала  путь построения правового социального  государства, день ото дня прибавляются возможности для достижения гарантированного  обеспечения защищенности трудящихся. Цель эта вполне достижима через  социальное партнерство, в котором  каждая из сторон – работники, работодатели и государство исправно выполняют  свои, определенные законами страны, обязанности.

Актуальность темы заключается  в обеспечении безопасных условий труда на производстве. Очень актуальная проблема для современной Российской Федерации, поскольку несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания влекут физические и нравственные страдания для граждан, сокращение продолжительности жизни, а иногда и смерть.

Цель данной дипломной  работы, изучить теоретические особенности  правового регулирования охраны труда в РФ.

Для достижения поставленной  цели следует  решить такие  задачи как:

    1. Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
    2. исследовать организацию охраны труда;
    3. рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
    4. рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.

 

 

 

    1. Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Цель этих мероприятий  — создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и  здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Трудовым кодексом РФ установлены  гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечивается единый порядок регулирования отношений в области охраны, который направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Основными направлениями  государственной политики в области  охраны труда являются:

    • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
    • государственное управление охраной труда;
    • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
    • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда и т. д.

Государственные нормативные  требования по охране труда. Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда.

Требования охраны труда  обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки и утверждения нормативных подзаконных актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ.

Виды нормативных правовых актов, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда:

  • межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда, утверждаемые Минтрудом России;
  • отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом РФ;
  • правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности, утверждаемые Гос гортехнадзором России, Госатомнадзором России;
  • государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, утверждаемые Госстандартом России, Госстроем России;
  • строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству, утверждаемые Госстроем России;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, утверждаемые Минздравом России.

Государство заботится об улучшении и охране труда, его  научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

 

Организация охраны труда

К числу федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, относится, прежде всею, Министерство  труда  и социального развития РФ.

Данное министерство координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, распределяет средства, выделяемые на эти цели Фондом социального страхования РФ; координируют работу служб охраны пруда федеральных органов исполнительной власти осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов РФ в реализации государственной политики в сфере охраны труда; представляет в Правительство РФ  ежегодные доклады о состоянии и мерах по улучшению условий труда. Совместно с федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями Минтруд РФ осуществляет контроль за реализацией законодательства о труде, соблюдением установленных социальных гарантий.

К числу федеральных органов  исполнительной власти отнесены Главное  управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая  комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ. Специальные  исполнительные, надзорные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере обеспечения безопасности груда осуществляются  федеральными надзорами — Госгортехнадзором России.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об oxране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относится Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.

Одной из задач Федеральной  инспекции труда является осуществление  контроля за соблюдением законодательства РФ об охране труда, включая право на безопасные условия труда.

Для решения этой задачи Федеральная инспекция труда:

  • проводит предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
  • осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • дает заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документе о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает и согласовывает проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
  • участвует в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда.

Деятельностью Федеральной  инспекции труда руководит Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ, которому в свою очередь предоставлено право назначать и освобождать от должности руководителей территориальных инспекций труда — главных государственных инспекторов труда.

Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда при осуществлении  своих полномочий независимы от государственных  органов, должностных лиц и руководствуются только законами РФ, иными нормативными правовыми актами (ст. 359 ТК РФ). Они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными надзорами, органами прокуратуры, другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, правовой и технической инспекциями труда объединений профсоюзов.

Помимо этого, в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ