Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание

Цель данной дипломной работы, изучить теоретические особенности правового регулирования охраны труда в РФ.
Для достижения поставленной цели следует решить такие задачи как:
Рассмотреть правовое регулирование охраны труда в Российской Федерации;
исследовать организацию охраны труда;
рассмотреть новые подходы к управлению охраной труда в РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы охраны труда.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 87.77 Кб (Скачать документ)

 

Несчастными случаями следует  считать следующие повреждения: травму, острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника.

Перечисленные случаи будут  признаны несчастными случаями на производстве, если они произошли:

    • в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), или в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы, или при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
    • при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте в случае использования его в производственных целях по распоряжению работодателя;
    • при следовании к месту служебной командировки и обратно;
    • при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и другие);
    • при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
    • при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
    • при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
    • Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227 ТК РФ).

Порядок расследования  несчастных случаев.

Правильное и своевременное расследование каждого несчастного случая на производстве позволяет выявить причины травматизма и осуществить профилактические меры, решить вопрос об ответственности виновных и о возмещении ущерба пострадавшим.

В работе по расследованию  несчастного случая можно проследить три основных этапа:

а) фиксация обстоятельств, приведших к несчастному случаю;

б) процесс расследования, включающего выявление обстоятельств несчастного случая, установление его причин и разработку профилактических мероприятий;

в) выявление лиц, виновных в несчастном случае.

Законом определены первоочередные меры, которые необходимо предпринять руководителю работ в связи с несчастным случаем. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает непосредственного руководителя работ, который обязан:

    • немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;
    • принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; ,
    • сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения  зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);
    • обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет;
    • немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные законом (ст. 228 ТК РФ).

При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или работодатель — физическое лицо в течение суток обязан сообщить:

    • в соответствующую государственную инспекцию труда;
    • в прокуратуру по месту происшествия (либо местонахождения работодателя — физического лица) несчастного случая;
    • в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
    • в орган исполнительной власти субъекта РФ;
    • в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
    • страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Что касается профессиональных заболеваний, то в соответствии с  Положением о порядке расследования  и учета профессиональных заболеваний  расследованию должно предшествовать установление наличия профессионального  заболевания. Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Порядок расследования этих заболеваний устанавливается Правительством РФ.

Расследование несчастных случаев  на производстве можно условно квалифицировать  по степени тяжести:

  1. несчастный случай;
  2. групповой или тяжелый несчастный случай либо со смертельным исходом;
  3. групповой несчастный случай с числом погибших пять и более человек;
  4. групповой несчастный случай (крупная авария) с числом погибших 15 и более человек.

Для расследования несчастного  случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда, представители профсоюзного органа или представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая проводится комиссией в течение трех дней.

Для расследования группового, тяжелого несчастного случая либо несчастного  случая со смертельным исходом в  состав комиссии, помимо перечисленных выше членов комиссии, также включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда. Расследование проводится миссией в течение 15 дней.

При групповом несчастном случае на производстве с числом; погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности представители общероссийского объединения профессиональна союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда. Расследование проводится комиссией в течение 15 дней.

При крупных авариях с  числом погибших 15 человек и расследование  проводится комиссией, состав которой  утверждает Правительством Российской Федерации.

Каждый работник имеет  право на личное участие в расследовании. По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо.

В каждом случае расследования  несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

На основании собранных  документов и материалов комиссия устанавливает  обстоятельства и причины несчастного  случая, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

По каждому несчастному  случаю на производстве оформляется  акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1) в двух экземплярах (в случаях, предусмотренных в законе, — в трех). При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Работодатель в трехдневный  срок после утверждения акта о  несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя).

По результатам расследования  группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве или несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия (в установленных случаях — государственный инспектор по охране труда) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая на производстве. Такой акт с документами и материалами расследования, прилагаемыми к соответствующему акту, и копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии в трехдневный срок после их утверждения направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве, а при страховом случае — также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах).

Также копии актов об указанных  несчастных случаях вместе с копиями  актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии направляются в Федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике.

Государственный инспектор  по охране труда при выявлении  сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о не согласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего проводит расследование такого случая не зависимо от срока давности, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителя другого органа государственного надзора. По результатам расследования составляется заключение, а также выдается предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем.

Разногласия по всем вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве рассматриваются  соответствующими органами государственной  инспекции труда или судом. В  этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем решений государственного инспектора по охране труда.

Лица, виновные в нарушении  требований при расследовании и  учету несчастных случаев на производстве, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
     О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

Нарушение законодательства о труде, правил и норм по охране труда может привести к несчастным случаям с людьми на производстве, к временной или постоянной утрате трудоспособности или смерти человека. Нарушение должностным лицом  организации, независимо от формы собственности, законодательства Российской Федерации  о труде и об охране труда влечет наложение административной ответственности  в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении  обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с Федеральным законом "От основах охраны труда" и Трудовым кодексом. Ответственность за нарушение правил охраны труда налагается и Уголовным кодексом Российской Федерации. Нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от дух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация о работе Теоретические аспекты правового регулирования охраны труда РФ