Правовое регулирование охраны труда на производстве.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:18, статья

Описание

Вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества. Ежегодно в мире из-за производственных причин, гибнет около 2 миллионов человек, получают травмы 270 миллионов человек, и это большая социальная и экономическая проблема для всего человечества.

Работа состоит из  1 файл

ВЮИ конференция 19.05..doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)


 

Правовое регулирование охраны труда на производстве.

                                                Курсант 4 курса Владимирского                     юридического института ФСИН России

Убушиев Санал Юрьевич

 

             Улучшение условий труда рабочих является важнейшим вопросом,     поскольку нарушения законодательства, связанные с охраной труда, составляют почти три четверти от общего числа нарушений в сфере трудовых отношений, по данным Роструда. В последние три года их количество почти не снижается и сейчас более одной четверти рабочих трудятся в условиях, не отвечающих санитарным нормам. Для нашей страны, которая считает себя быстро развивающейся, достаточно современной, это очень плохая цифра….»

                                                                                                      Д.А.Медведев[1]

 

Вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества.  Ежегодно в мире из-за производственных причин, гибнет около 2 миллионов человек, получают травмы 270 миллионов человек, и это большая социальная и экономическая проблема для всего человечества.

К сожалению приходится констатировать тот факт что, работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данные принципы могут быть реализованы, только при осуществлении охраны труда. 

Проанализировав нормы международного права и законодательство некоторых стран можно с уверенность  сообщить что национальное законодательство  соответствует международным стандартам. Однако, в соответствии с уголовным кодексом Италии и Нидерландов лица виновные в происшедшем несчастном случае  на производстве,  имеющие прямое отношение к охране труда, в случае наступления тяжелого вреда здоровью  привлекаются к уголовной ответственности, в частности лишению в выше установленного предела нежили установлено нормой привлечения причинения вреда здоровью по неосторожности.

Понятие охраны труда закреплено в ст.209 ТК РФ.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

   Выраженные в правовой форме и в первую, очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все  нормы охраны образуют, важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле слова следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.

Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о несовершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении.

Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания это еще и отрицательные последствия производственного процесса, которые ведут к значительным финансовым потерям: прямым и косвенным. Если прямые затраты при несчастном случае на производстве известны точно, то косвенные затраты выразить трудно из-за сложности составляющих их элементов.

Государственной инспекцией труда во Владимирской области (далее - Гострудинспекцией) в марте 2011 года проведено 5 проверок соблюдения работодателями требований законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда в отношении привлекаемых ими к трудовой деятельности иностранных работников, в результате выявлено 25 нарушений законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

               Основные виды нарушений

Дисциплина труда и трудовой распорядок

4

16,0%

Соблюдение правил по охране труда

4

16,0%

Проведение медосмотров

3

12,0%

Проведение обучения и инструктажа по охране труда

3

12,0%

Оплата труда

2

8,0%

Контроль за соблюдением правил по охране труда

2

8,0%

Рабочее время и время отдыха

2

8,0%

Аттестация рабочих мест

1

4,0%

Трудовой договор

1

4,0%

Иное

3

12,0%

 

http://git33.rostrud.ru/results/23861/23864.shtml

Из приведенных выше статистических данных следует, что наибольшее количество нарушений допущенных работодателями и выявленных государственной инспекцией труда непосредственно касается норм охраны труда  15 фактов что составляет 60% от общего числа выявленных нарушений.

Проанализировав судебную практику нашей страны можно сделать неутешительный вывод, за 2010 год во Владимирской области   было только зарегистрировано более 470 несчастных случаев по сведениям регионального отделения Фонда социального страхования осуществлялось страховое обеспечение 6203 пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако ни один работодатель не был привлечен к уголовной ответственности с реальным сроком лишения свободы. Считаем что это недоработка судебной системы порождающая рецидив нарушения законодательства об охране труда. 

В соответствии с законодательством страхователи, имеющие показали производственного травматизма ниже, чем в среднем по отрасли, имеют право на установление скидок в размере до 40 % к страховому тарифу. Таким образом, реализуется предусмотренная законом экономическая заинтересованность страхователей в снижении профессионального риска. В размерах, предусмотренных ежегодным бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, Владимирское региональное отделение принимает решения о финансировании предупредительных мер.

Страхователям направляется до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предыдущий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в том же году. Финансируются предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников .  А это весьма не малые деньги от 300 000 до 1миллиона рублей. По нашему мнению, конечно же данная мера является стимулирующей, а с другой стороны  подталкивающая работодателя на сокрытия факта несчастного случая на производстве и откровенного подкупа работника. В случаи травматизма  начинает работать система депремирования, а в этом никто не заинтересован - ни работник , ни работодатель. Поэтому прежде чем осуществлять возвращения 20% страховых взносов должна быть проведены тщательная проверка в том числе обращать особое внимание на больничные листы с записью «травма в быту», «травма по пути на работу» именно за этими формулировками скрываются несчастные случаи на производстве. 

 

Приведенные выше доводы к сожалению не обошли и предприятия Федеральной службы исполнения наказаний. По данным УФСИН России по Владимирской области на предприятиях УФСИН по Владимирской области зарегистрировано

 

2009 г. – 6  Несчастных случаев на производстве

2010 г. – 15 случаев

За 3 месяца 2011 г. – 2 случая

 

Затраты на охрану труда составило

2009 г. – 3 млн. 207 тыс. руб.

2010 г. – 3 млн. 724 тыс. руб.

2011 г. – 274 тыс. руб.

Несмотря на прогресс расходов к сожалению следует констатировать факт что предпринятые материальные усилия ожидаемого эффекта не дали.

 

Аттестация рабочих мест проведена в 15 учреждениях всего было исследовано 3900 рабочих мест из них не аттестовано 1839 рабочих мест.

 

Можно сделать несколько выводов о том что наблюдается увеличение правонарушений в данных сферах. Аттестация рабочих мест не осуществляется в должном порядке. Это в свою очередь и приводит к различным проблемам.

 

На эффективность системы у правления охраной труда большое влияние оказывает уровень согласованности правового регулирования данной сферой общественных отношений, степень согласованности правовых предписаний международного, федерального, регионального, ведомственного и локального значения. Несогласованность действий государственных структур, осуществляющих управление охраной труда, приводит к искажению отчетности о фактическом состоянии охраны труда, что не может не отразиться на принятии управленческих решений. По нашему мнению штатная численность 1 штатная единица явна не достаточна для осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях УФСИН по Владимирской области. Кроме того следует учесть и тот факт что работающие предприятия являются весьма разнопрофельными и трудовую деятельность осуществляют не профессионалы. Так же нельзя не учитывать тот факт что за нарушением техники безопасности и травматизме может скрываться членовредительство или совершения преступления против личности. До 2010года приказом МВД №126 от 25.05.1996г. была утверждена инструкция о порядке проведения расследования несчастного случая на производстве в местах лишения свободы. В этом приказе было четко регламентировался состав комиссии в которую в обязательном порядке входил оперативный сотрудник учреждения который параллельно с расследованием несчастного случая закрепленным в ТК РФ проводил оперативные мероприятия с целью выявления истинных причин получения травм и обличение виновного лица. В настоящее время этот приказ отменен, и расследование проводится в общем порядке, что по нашему мнению является недостаточным.

К сожалению следует обратить внимание на то что 69% оборудование материально устарело и нуждается в модернизации, однако у Федеральной службы исполнения наказаний в настоящее время отсутствуют денежные средства. Работа на устаревшем оборудовании в последствии сказывается на социализации освободившихся из мест лишения свободы. Ведь на предприятиях  частного сектора оборудование заменено на более современное, а навыков работы у освободившегося и желающим встать на путь исправления нет. По нашему мнению Федеральной службы исполнения наказаний следует обратить внимание на проработку инвестиционных программ работодателей потенциально заинтересованных в квалифицированных работниках.           



[1] «Российская газета, экономика» 05.04.2011г.


Информация о работе Правовое регулирование охраны труда на производстве.