Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 21:59, шпаргалка

Описание

работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".

Работа состоит из  1 файл

ТП.doc

— 477.50 Кб (Скачать документ)

    19. Сформулируйте определение  понятий «занятость»  и «формы занятости». Назовите формы  занятости. Определите  понятия «безработица»,  «обеспечение занятости». Назовите права  и обязанности  нанимателей в  области обеспечения занятости населения. Определите роль профсоюзов в содействии занятости населения.

    Занятость – деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности). Формы занятости – это установленные законом или не противоречащие ему деятельности, где граждане реализуют право на труд.

    Формами занятости являются:

  1. работа по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ, а также на основе членства (участия) в юридических лицах;
  2. регистрация в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  3. выполнение работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по  
    гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ 
    (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
  4. прохождение военной службы, а также службы в органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
  5. обучение в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
  6. осуществление ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в 
    возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего 
    возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом 
    иммунодефицита человека или больным СПИДом;
  7. занятие иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.

    Незанятые граждане – неработающие пенсионеры, граждане, не достигшие трудоспособного возраста, безработные и др.

    Население делится на экономически активных (занятые  и безработные) и экономически неактивных (не работающих и не желающих).

    Безработица – явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая работать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматься предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью, не может применить свою рабочую силу.

    Обеспечение занятости – деятельность службы занятости по обеспечению трудоустройства.

    Основные  права нанимателей  в области обеспечения  занятости населения:

  • принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к ним, на равных условиях с гражданами, имеющими направления органов по труду, занятости и социальной защите;
  • получать от органов государственной службы занятости населения бесплатную информацию о состоянии рынка труда;
  • обжаловать решения, действия (бездействие) органов государственной службы занятости населения в вышестоящие государственные органы, иные организации (вышестоящим должностным лицам) и (или) в суд в порядке, установленном законодательством.

    Обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения:

  • содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;
  • не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Критерии массового высвобождения работников определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
  • принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
  • принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными учреждениями образования и нанимателями;
  • создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в статье 11 настоящего Закона. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами;
  • создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
  • письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);
  • предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;
  • осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и выполнения ими трудовых обязанностей;
  • перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
  • При приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в пятидневный срок возвращает в орган по труду, занятости и социальной защите направление с указанием дня приема гражданина на работу.

    В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении органа по труду, занятости и социальной защите делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

    Не допускается  отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному  постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

    Ликвидация  рабочих мест, созданных по заданию  местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами.

    Участие профсоюзов в содействии занятости населения. Профсоюзы вправе в установленном законодательством порядке принимать участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

    Массовое  высвобождение работников, связанное  с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией организаций, полной или частичной приостановкой производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу соблюдения прав работников.

    Предложения профсоюзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

    В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве местные исполнительные и распорядительные органы по предложению  органов государственной службы занятости населения, профсоюзов могут приостанавливать на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принимать решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение одного года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств местных бюджетов, государственного фонда содействия занятости в порядке, установленном законодательством. 

    20. Сформулируйте понятие  безработного. Опишите  порядок и условия  регистрации граждан  безработными. Раскройте  понятие подходящей  работы и работы, которая не может считаться подходящей.

    Безработным считается трудоспособный гражданин (муж. до 60 лет, жен. до 55 лет), не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органе по труду, занятости и социальной защите в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней. Таким образом, понятие безработного включает в себя признаки:

    1. трудоспособность;

    2. трудоспособный  возраст;

    3. отсутствие  работы, учебы, иных форм занятости;

    4. регистрация  в государственной службе занятости.

    Трудоспособностьсовокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производства и творческого труда и формирующихся в результате физического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.

    В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин  вынужден прекратить трудовую деятельность вообще или на длительный период, в  связи с чем устанавливается  инвалидность и назначается пенсия; в результате он лишается права на статус безработного. Если гражданин выходит на пенсию на льготных условиях, то, несмотря на то, что он находится в пределах трудоспособного возраста, к безработным он не может быть причислен, т.к. имеет, гарантированный государством, источник дохода — пенсию.

    Для того чтобы приобрести статус безработного гражданин должен лично обратиться по месту постоянного жительства в государственную службу занятости. При этом

    На каждого  безработного центром занятости  заводятся регистрационная карточка и личное дело.

    Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении.

    Для регистрации  гражданина в качестве безработного, безработный обязан предъявить паспорт, трудовую книжку (или документы, их заменяющие), документы об образовании, квалификации, профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке, а также представить справку о среднемесячной заработной плате (доходе) за последние два месяца по последнему месту работы + декларация о доходах, могут быть предъявлены и другие документы в отдельных случаях, предусмотренных этим положением. Например, лицами, имеющими ограничения по состоянию здоровья, - медицинское заключение.

    Органами  по труду, занятости и социальной защите дополнительно запрашиваются по:

  • высвобожденным работникам в случаях направления их на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации - справка о профессиональной переподготовке или повышении квалификации за последние пять лет, предшествующие высвобождению;
  • лицам, получающим пособия (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей), - справка о размере пособия;
  • лицам, получающим пенсии по инвалидности, - справка о размере пенсии.

    Гражданами, не занимавшимися в течение 12-месячного периода до дня обращения в органы по труду, занятости и социальной защите деятельностью, приносящей им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, справка о среднемесячной заработной плате (доходе) за последние двенадцать месяцев работы, количестве оплачиваемых календарных недель работы в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) либо справка военкомата с указанием размера денежного довольствия по штатной должности на день увольнения не представляется.

    Граждане, которые в установленном законодательством  порядке не могут быть зарегистрированы безработными, учитываются в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

    При обращении  гражданином заполняется карточка, на основании которой органом  по труду, занятости и социальной защите заводится на безработного регистрационная карточка и оформляется личное дело, а на гражданина, обращающегося по вопросам трудоустройства, - регистрационная карточка.

    Безработными  не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту, за выслугу лег;
  • отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
  • проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;
  • обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"