Государственная служба занятости, ее права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:32, реферат

Описание

Основная задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения……………..4
2. Предпосылки создания службы занятости населения………………………….8
3. Государственная служба занятости населения………………………………...11
4. Права государственной службы занятости населения………………………...13
5. Обязанности государственной службы занятости населения………………...15
6. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости…………………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Реферат. ГСЗ.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

«Удмуртский государственный университет»

Институт  экономики и управления

Кафедра международных экономических отношений и права 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу  «Трудовое право»

на тему:

Государственная служба занятости, ее права и обязанности 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студент гр. З-060400-31

                    Р.Ф. Гарифова 

                    Проверил:

                    К.э.н., доцент

                    Е.В. Кутяшова 
                     
                     
                     

Ижевск, 2012

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика законодательства о занятости населения……………..4

2. Предпосылки  создания службы занятости населения………………………….8

3. Государственная служба занятости населения………………………………...11

4. Права  государственной службы занятости  населения………………………...13

5. Обязанности государственной службы занятости населения………………...15

6. Порядок  регистрации безработных граждан  в органах государственной службы  занятости…………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………….21

Список  литературы…………………………………………………………………23 

 

Введение 

     На  сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит основной своей задачей целенаправленное воздействие на рынок труда в интересах общества в целом и каждого индивида, желающего применить свои способности к труду. В ходе исследования получены следующие результаты: во всех субъектах Российской Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

     Основная  задача, проводимая высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения  и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

     В рамках этой программы в 1991 году и  была создана Государственная служба занятости населения, функции и  сферы деятельности которой рассмотрены далее. 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 

     Правовую  основу регламентации отношений, возникающих  в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

     Следует иметь в виду, что и конституционные  права корреспондируют в обязанности  конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями при трудоустройстве корреспондирует обязанность государственных органов оказать содействие в трудоустройстве, а при отсутствии возможности трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у государственных органов службы занятости возникает обязанность по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь отказ гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей обязанности, в частности на регистрацию в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права на трудоустройство может стать основанием для возникновения корреспондирующих данному праву обязанностей, в частности, по выплате заработной платы работодателем или по регистрации в качестве безработного в органах службы занятости.

     В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя.

     К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

     Отношения в сфере занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

     Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее  Закон) является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства.

     На  федеральном уровне приняты и  подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области  занятости и трудоустройства. В  частности, постановлением Правительства РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

     Обеспечению занятости населения и преодолению  негативных последствий циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом РФ "О занятости населения в РФ"

     Основные  направления этой политики следующие:

     1) предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;

     2) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

     3) соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;

     4) социальная защита в области занятости;

     5) сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;

     6) координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;

     7) поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;

     8) международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

     Уже разработан ряд программ по конкретизации  этих направлений государственной  политики. На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения  представлены Федеральной службой занятости населения России. Действуют также республиканские в составе РФ службы занятости и центры занятости населения в краях, областях, автономной области, автономных округах.

 

2. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

     В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.

     Возникновение современной службы занятости произошло  на базе четкой системы распределения  трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

  • распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;
  • организованный набор рабочих;
  • сельскохозяйственное переселение семей;
  • общественные призывы;
  • самостоятельный прием предприятием работника;
  • деятельность органов трудоустройства населения.

      Некоторые из этих форм распределения и перераспределения  рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости  населения.

     Система органов трудоустройства населения  начала формироваться во второй половине 60х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

     Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу неполные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом, значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

     Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Информация о работе Государственная служба занятости, ее права и обязанности