Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

2) Межд. финансовая корпорация (МФК) - имеет це-

лью содействие экономическому прогрессу путем поощ-

рения частных производственных предприятий;

3) Межд. ассоциация развития (MAP) - была учреждена

как дочерняя организация  МБРР. Имеет те же цели, что и

МБРР. Организационная  структура такая же, как и в  МБРР;

4) Многостороннее агентство по инвестиционным га-

рантиям (МАИГ) - образовано в 1988 г. по инициативе Все-

мирного банка. Общая  цель - поощрение капитальных вло-

жений на производственные цели. Агентство предоставляет

гарантии, включая страхование  и перестрахование рисков.

Продовольственная и сельскохозяйственная орга-

низация ООН.

Организация ООН по вопросам промышленного

развития.

22

41. Государственная территория: понятие и виды

Государственная территория - территория, которая

находится под суверенитетом  государства, т. е. принад-

лежит определенному  государству, осуществляющему в

ее пределах свое территориальное  верховенство. В со-

став государственной  территории входят суша и воды с

находящимися под ними недрами и лежащее над сушей

и водами воздушное пространство, пределы которых оп-

ределяются государственной  границей.

Сухопутной территорией  государства является вся

суша в пределах его  границ. Водную территорию госу-

дарства составляют внутренние (национальные) воды и

территориальное море. Различие этих двух водных про-

странств обусловлено режимами плавания иностранных

гражданских судов и  военных кораблей и связанными с

этим вопросами. К внутренним водам согласно Конвен-

ции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

1) морские воды, в том  числе воды государств-архипела-

гов, расположенные в сторону берега от прямых исходных ли-

ний, принятых для отсчета  ширины территориального моря;

2) воды портов;

3) воды заливов, берега  которых принадлежат одному

государству, если их ширина не превышает 24 морских

миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и

иных водоемов в пределах границ одного государства.

Территориальным морем  является полоса прибрежных

морских вод, ширина которой  согласно Конвенции 1982 г.

не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства также входят находя-

щиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра

43. Международные реки. Конвенция о режиме

судоходства на Дунае  от 18 августа 1948 г.

Международные реки (МР) - реки, которые протека-

ют на территории двух и более государств. МР могут

подразделяться на открытые для межд. судоходства, ко-

торые, как правило, пересекают территории нескольких

государств, и пограничные  реки, которые, как правило,

разделяют территории нескольких государств. Однако

эта классификация условна, так как одна и та же река

может на одном участке  пересекать территории несколь-

ких государств, а на другом - разделять.

Предметом межд.-лравового  регулирования вопроса о

МР являются вопросы  судоходства по МР - данный во-

прос относится к  компетенции прибрежных государств.

Регулируется соглашениями этих государств. Прибреж-

ные государства вправе (не обязаны) предоставить ино-

странным судам возможность  судоходства. Иностран-

ные суда, таким образом, не праве осуществлять судо-

ходство по МР, если данный вопрос не оговорен в соот-

ветствующих межд. договорах. Сами прибрежные госу-

дарства вправе осуществлять судоходство на всем про-

тяжении реки.

Вопросы судоходства  по МР оговорены в:

Барселонской конвенции  и Статуте о режиме навига-

ционных водных путей межд. значения 1921 г.;

Конвенции о режиме судоходства  по Дунаю 1948 г.

Вопросы несудоходного  использования МР - в ос-

нове данного предмета регулирований лежит право при-

брежных государств на использование  водных ресурсов

(строительство плотин, лов рыбы, сброс отходов, забор

воды и др.). Однако согласно Хельсинкским правилам

42. Государственные границы:  определение, виды,

порядок установления, изменения  и охраны

Государственной границей считаются линия и прохо-

дящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяю-

щие государственную  территорию от территории, на кото-

рую суверенитет государства  не распространяется. Раз-

личают сухопутные, водные и воздушные границы госу-

дарственной территории. Сухопутные границы устанавли-

ваются на основе договоров между сопредельными госу-

дарствами и согласно этим договорам отмечаются на мест-

ности. Существует три  типа сухопутных границ:

1) орографические - проводятся  с учетом рельефа мест-

ности;

2) геометрические - устанавливаются  по прямой ли-

нии, проведенной между двумя точками;

3) астрономические - устанавливаются  по меридиа-

нам и параллелям.

Водные границы делятся  на: речные, озерные, грани-

цы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются  по соглашению при-

брежных государств и  проводятся по линии тальвега

(линии наибольшей  глубины) либо посредине реки. На

озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей вы-

ходы сухопутной границы  государств к берегам ?одоема.

Морские границы государства - внешние пределы его

территориального моря или линии разграничения терри-

тории морей смежных  или противолежащих государств.

Воздушные границы - боковые (вертикальная плос-

кость, проходящая над  линией государственной границы

по суше или морю) и  высотные (горизонтальная плос-

кость, лежащая на высоте 96 км). Устанавливаются над

уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ

государства. г Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

44. Юридический статус  и правовой режим Аркти-

ки. ≪Секторная теория≫

Арктический регион исторически  разделен на ≪секто-

ра владения≫ приарктических государств, хотя и суще-

ствует предложение  интернационализации Арктики,

пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декла-

рировала, что все земли  и острова к северу от конти-

нентальной канадской  части находятся под ее сувере-

нитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР

было принято аналогичное  решение, однако архипелаг

Шпицберген остался  вне юрисдикции СССР, так как со-

гласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит

Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия

и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и не-

разведанные), которые  входят в полярный сектор госу-

дарства, находятся под  его суверенитетом. Однако вод-

ная поверхность океанских  и морских 80 пространств в

пределах Арктики является открытым морем. При этом

государство, имеющее  полярный сектор в Арктике, мо-

жет рассматривать его  как зону своей безопасности. Та-

ким образом, режим морских  вод Арктики установлен в

соответствии с нормами  межд. морского права, согласно

которому у побережья земель и островов устанавлива-

ются территориальные  воды, прилежащие и экономиче-

ские зоны, континентальный  шельф, а далее - открытое

море.

Что касается Российского  сектора, то здесь есть не-

которые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г.

Границы, как правило, устанавливаются договорами

(договорные границы). Существуют и ≪исторически сло-

жившиеся границы≫, признанные сопредельными госу-

дарствами в результате длительного их соблюдения.

Существуют следующие  основания изменения госу-

дарственной границы:

1) осуществление нациями  и народами своего права на

самоопределение, при  котором происходит разделение или

восстановление наций  и народов и в результате устанавли-

ваются новые границы  или восстанавливаются старые;

2) обмен небольшими  участками государственных тер-

риторий сопредельных государств в целях наиболее

благоприятного расположения границы;

3) обмен небольшими  участками в случае демаркации

границы.

Государственная граница  устанавливается путем:

демаркации - уточнения  сопредельными государства-

ми линии границы, которая  была или могла быть измене-

на в результате природных  или исторических факторов.

Редемаркация - проверка ранее демаркированной грани-

цы с ремонтом ранее  установленных пограничных знаков;

делимитации - установления границы между государ-

. ствами впервые.

В целях обеспечения  неприкосновенности и неруши-

мости границ, их охраны внутренним законодательством

и межд. договорами сопредельных государств устанав-

ливается специальный  пограничный режим, который

предусматривает:

порядок охраны и пересечения государственной гра-

ницы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, произ-

водственной, транспортной и иной деятельности в рай-

оне государственной  границы.

без каких-либо ограничений  по глубине. Воздушную терри-

торию государства составляет воздушное пространство,

находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно МП юрисдикция государства распространя-

ется на лица, сооружения, установки и транспортные

средства, находящиеся  в морских водах за пределами

его территориального моря и, следовательно, вне пре-

делов его территории. Государство осуществляет ис-

ключительную юрисдикцию над своими военными кораб-

лями в открытом море, над своими воздушными судами,

находящимися вне пределов территории иностранного

государства, а в некоторых  случаях и на иностранной

территории, над запущенными  им в космическое про-

странство объектами  и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не

только пространство, в котором осуществляется верхов-

ная власть данного государства, но также и природную

среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным

пространством и недрами. Эта среда включает в себя и

природные ресурсы, которые  используются в промыш-

ленности и сельском хозяйстве, в обычной повседнев-

ной человеческой деятельности. Все это составляет ма-

териальное содержание государственной территории и с

точки зрения МП принадлежит  тому государству, в пре-

делах границ которого находится. Согласно современно-

му МП никто не вправе насильственно лишать государ-

ство принадлежащей  ему территории и соответственно

природных ресурсов. Об этом свидетельствуют принци-

пы неприкосновенности и целостности государственной

Информация о работе Международное право