Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

ских отношений, условно  можно разделить на две груп-

пы. К первой относятся  организации, которые своим дей-

ствием охватывают всю  сферу экономических отноше-

ний; во вторую входят организации, функционирующие в

рамках отдельных подотраслей  МЭП (торговые, финан-

совые, инвестиционные и  др.).

Из первой группы главное  место по своему значению

занимает ООН, имеющая  разветвленную систему орга-

нов и организаций. Одной  из целей ООН является разви-

тие межд. экономического сотрудничества, этим занима-

ются два центральных  ее органа: Генеральная Ассамб-

лея и ЭКОСОС. Также  необходимо отметить следующее.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

основана в 1964 г. в Женеве. Ее функциями являются:

- установление принципов и политики, касающихся

межд. торговли и соответствующих  проблем эконо-

мического развития;

- содействие координации  деятельности по межд. тор-

говле в рамках ООН.

Комиссия ООН по праву  межд. торговли

(ЮНИСТРАЛ) создана в  1966 г. и является специализи-

рованным органом ООН. Занимается непосредственно

унификацией права межд. торговли. Задачи Комиссии -

гармонизация и унификация права межд. торговли, а так-

же содействие кодификации  межд. торговых обычаев.

Всемирная торговая организация (ВТО). Основные

цели ВТО - содействие экономическому сотрудничеству

в целях повышения  жизненного уровня путем обеспече-

ния полной занятости, роста  производства и торговли и

обмена товарами и  услугами, оптимального использова-

Тема 11. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА

38. Международное экономическое  право: поня-

тие и субъекты, цели и  принципы

Международное экономическое  право (МЭП) можно

определить как отрасль  МП, которая представляет со-

бой совокупность принципов  и норм, регулирующих эко-

номические отношения  между государствами и другими

субъектами МП.

Предмет МЭП - межд. экономические  многосторонние

и двусторонние отношения  между государствами, а так-

же другими субъектами МП.

Существуют две основные концепции МЭП. Согласно

одной из них МЭП - отрасль МП и предметом ее являют-

ся экономические отношения  субъектов МП. Господ-

ствующей же в настоящее  время в западной литературе

можно считать концепцию, по которой источником норм

МЭП является как МП, так  и внутригосударственное, а

МЭП распространяет свое действие на все субъекты

права, участвующие в  коммерческих отношениях, выхо-

дящих за пределы одного государства. Эта вторая кон-

цепция смыкается и  с выдвигаемыми на Западе теория-

ми транснационального права, направленными на то,

1 чтобы уравнять в  качестве субъектов МП государства  и

так называемые транснациональные  корпорации.

Субъекты МЭП. Исходя из понимания МЭП как отрас-

ли МП логично считать, что субъекты МЭП те же, что и

вообще субъекты МП.

Цели МЭП:

содействие экономическому прогрессу всех народов;

Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА

40. Территория в международном  праве: понятие,

объекты регулирования, виды территорий

Под территорией (в широком  смысле) в МП понима-

ются различные пространства земного шара с его сухо-

путной и водной поверхностью, недрами и воздушными

пространствами, а также  космическое пространство и

находящиеся в нем  небесные тела.

Вся территория подразделяется на три типа:

1) государственная территория;

2) территория с международным  режимом;

3) территории со смешанным режимом.

Государственной является такая территория, которая

находится под суверенитетом  определенного государст-

ва, т. е. принадлежит определенному  государству, осу-

ществляющему в ее пределах свое территориальное

верховенство. Некоторые временные исключения воз-

можны в случаях военной  оккупации и межд.-правовой

аренды территории.

К территориям с межд. режимом относятся лежащие

за пределами государственной  территории земные про-

странства, которые не принадлежат кому-либо в отдель-

ности, а находятся в общем пользовании всех госу-

дарств в соответствии с МП. Это прежде всего открытое

море, воздушное пространство над ним и глубоководное

морское дно за пределами  континентального шельфа.

Территории со смешанным  режимом - это территории,

на которых действуют одновременно и нормы МП и нор-

мы национального права. Этот вид территорий можно

условно разделить на две группы. К первой относятся

континентальный шельф  и экономическая зона. Эти рай-

≪Vсоздание

условий стабильности и  благополучия, необ-

ходимых для мирных и  дружественных взаимоотноше-

ний между народами;

повышение уровня жизни, полной занятости населе-

ния в условиях экономического и социального прогресса.

Наряду с основными  принципами МП в межд. экономиче-

ских отношениях применяются  и специальные принципы:

право государств свободно определять свою внешне-

экономическую политику, т. е: право государства регули-

ровать свою внешнюю  торговлю с помощью таможенных

пошлин (тарифное регулирование);

принцип свободы торговли - свобода ввоза-вывоза то-

варов без какого бы то ни было ограничения;

принцип квотирования импорта  и экспорта товаров - пра-

во ограничения ввоза  или вывоза товаров в течение  опре-

деленного периода времени  определенным количеством;

принцип запретительно-разрешительного  ввоза-вывоза

товаров (система лицензирования);

право установления государственной  монополии

внешней торговли отдельными товарами;

принцип недискриминации  в межд. экономических от-

ношениях - является производным  от принципа суве-

ренного равенства государств;

принцип всеучастия - означает полное и эффективное

участие государств в  разрешении мировых экономиче-

ских проблем в общих  интересах на основе равенства;

принцип суверенитета государств над своими природ-

ными ресурсами и  всей экономической деятельностью;

принцип преференциального  режима для развиваю-

. щихся стран (создание  режима таможенных льгот для

развивающихся стран);

принцип свободного доступа  к морю для стран, не

имеющих к нему выхода.

Конвенция о запрещении разработки, производства

и накопления запасов бактериологического (биоло-

гического) и токсинного оружия и об их уничтоже-

нии 1972 г. обязала каждого  участника Конвенции ни-

когда не разрабатывать, не производить, не накапли-

вать:

1) микробиологические  или другие биологические

агенты или токсины, каково бы ни было их происхожде-

ние или метод производства, таких видов и в таких коли-

чествах, которые не предназначены  для профилактиче-

ских, защитных или других мирных целей;

2) оружие, оборудование  илисредства доставки, пред-

назначенные для использования таких агентов или ток-

синов во враждебных целях  или в вооруженных кон-

фликтах.

Государства обязались  уничтожить или переключить

на мирные цели как  можно скорее, но не позднее 9 меся-

цев после вступления Конвенции в силу, все агенты, ток-

сины, оружие, оборудование и средства доставки, кото-

рыми оно обладает или которые находятся под  его

юрисдикцией или контролем.

Конвенция о запрещении разработки, производства,

накопления и применения химического оружия 1993 г.

обязала каждого участника: не разрабатывать, не произ-

водить и не накапливать  ХО; не позднее 2 лет после

вступления Конвенции  в силу начать работы по уничто-

жению этого оружия и  завершить их не позднее 10 лет

после вступления Конвенции  в силу. Процесс уничтоже-

ния ХО должен отвечать самым  последним достижени-

ям науки и производится на специально оборудованном

объекте.

оны не находятся под  суверенитетом государств и не

входят в состав государственных  территорий, но каждое

прибрежное государство  имеет суверенные права ча

разведку и разработку природных ресурсов прилегаю-

щих к нему континентального шельфа и экономической

морской зоны, а также  на охрану природной среды этих

районов. В пределах этих прав каждое государство изда-

ет свои законы и правила, регулирующие упомянутые

виды деятельности. В  остальном на континентальном

шельфе и в экономической зоне действуют принципы и

нормы межд. морского права. Вторая группа - межд.

реки и проливы, перекрываемые  территориальными во-

дами прибрежных государств, и межд. каналы, входя-

щие в состав территории прибрежных государств.

Особый межд.-правовой режим установлен в Антарк-

тике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Ан-

тарктика полностью  демилитаризована и открыта для

научных исследований всех стран. Ни одна часть Ан-

тарктики не находится  под суверенитетом какого-либо

государства, но в то же время территориальные притя-

зания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится за пределами

земных территорий, и  его правовой режим опредепяется

принципами и нормами  межд. космического права, в ча-

стности Договором о  принципах деятельности госу-

дарств по исследованию и использованию космического

пространства, включая  Луну и другие небесные тела, от

27 января 1967 г. Оно не  подлежит национальному при-

своению каким бы то ни было образом и открыто для  ис-

следования и использования всеми государствами на

основе равенства.

ния источников сырья  с целью долгосрочного развития,

защиты и сохранения окружающей среды.

Специализированные межд. экономические орга-

низации.

Межд. валютный фонд (МВФ) - создан в 1945 г.

Штаб-квартира - Вашингтон. Высший орган - Совет

управляющих. Консультационный орган - Временный

комитет (24 члена). Рабочий  орган - Исполнительный

совет, состоит из 24 исполнительных директоров.

Всемирный банк - сложное  межд. образование, со-

стоящее из четырех автономных учреждений, подчинен-

ных президенту Всемирного банка:

1) Межд. банк реконструкции  и развития (МБРР) -уч-

режден в 1945 г., руководящий  орган - Совет управляющих.

Цели - содействие реконструкции  и развитию государств-

членов путем капиталовложений на производственные цели;

поощрение частных и  иностранных инвестиций; стимули-

рование роста межд. торговли; поддержание сбалансиро-

ванного платежного баланса  путем межд. инвестиций;

Информация о работе Международное право