Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:46, курс лекций

Описание

Широкое распространение по-
лучили договоры. Они служили осуществлению не толь-
ко внешних, но и внутренних функций. Средние века
(VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным ре-
гионом, где была подготовлена почва для создания МП,
оказалась Европа.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

выступающая в качестве ≪классической≫ формы коллек-

тивной безопасности (например, ООН), или иное выраже-

ние единства: учреждение консультативных или коорди-

национных органов (например, Движение неприсоедине-

ния), обеспечение систематических встреч, совещаний

(например, ОБСЕ). Система  коллективной безопасности

оформляется договором  или системой договоров.

Различают два вида системы.коллективной безопас-

ности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время  универсальная коллективная безо-

пасность основывается на функционировании ООН. В ме-

ханизме обеспечения  универсальной безопасности на

36. Международное право  и ограничение ядер-

ных вооружений. Конвенции

Ядерное оружие относится  к оружию массового уничто-

жения, комплекс норм МП в этой области особенно развит.

Ядерное оружие еще не запрещено, но Генеральная Ас-

самблея ООН уже приняла  несколько резолюций о запре-

щении применения ядерного оружия. Запрещается испы-

тывать ядерное оружие в атмосфере, в космическом про-

странстве и под водой (Договор о запрещении испытаний

ядерного оружия в  атмосфере, в космическом пространст-

ве и под водой 1963 г.). Любые ядерные взрывы, а также

размещение ядерного оружия запрещены в Антарктике

(Договор об Антарктике 1959 г.), Латинской Америке (Дого-

вор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке

1967 г.), южной части  Тихого океана (Договор о безъядер-

ной зоне в южной части  Тихого океана 1985 г.), на морском

дне и в его недрах (Договор о запрещении размещения на

дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и дру-

гих видов оружия массового  уничтожения 1971 г.), на Луне

и других небесных телах (Соглашение о деятельности го-

сударств на Луне и  других небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы  направлены на то, чтобы предот-

вратить распространение  ядерного оружия и не допустить

приобретения его каким-либо государством, помимо пяти,

признанных обладающими  им (США, Россия, Великобрита-

ния, Франция и Китай). Сложности с соблюдением режима

нераспространения ядерного оружия возникли в связи с

прекращением существования  СССР, в результате чего

имевшееся у него ядерное  оружие оказалось на террито-

рии четырех независимых  государств - бывших союзных

республик (Беларуси, Казахстана, России и Украины).

первый план выдвигаются  не принудительные, а мир-

ные меры. Это, например, обязательства государств-членов:

• проявлять терпимость и жить в мире друг с другом,

как добрые соседи, и объединять силы для поддер-

жания межд. мира и безопасности;

• создать условия, при  которых могут соблюдаться

справедливость и уважение к межд. обязательствам;

• принимать коллективные меры для предотвращения

угрозы миру и для  его укрепления, проводить улажива-

ние межд. споров или ситуаций мирными средствами;

• развивать дружественные  отношения между нациями;

• не допускать вмешательства  в дела, по существу входя-

щие во внутреннюю компетенцию  любого государства;

• воздерживаться от угрозы силой или ее применения как

против территориальной  неприкосновенности или поли-

тической независимости  любого государства, так и каким-

либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

Помимо всеобщей системы  межд. безопасности, Устав

ООН предусматривает  возможность создания регио-

нальных систем поддержания  межд. мира. Устав, как оп-

ределено в его ст. 52, не препятствует существованию

региональных соглашений или органов для разрешения

таких вопросов по поддержанию  международного мира и

безопасности, которые  являются подходящими для ре-

гиональных действий при условии, что эти соглашения

или органы и их деятельность совместимы с целями и

принципами Устава ООН.

Из этого следует, что региональные системы безопасно-

сти составляют часть всемирной  системы безопасности.

Устав ООН установил взаимосвязь  между Советом Безо-

пасности и региональными соглашениями и органами.

ние своей безопасности. Фактического равенства, па-

ритета в вооружениях и вооруженных  силах при этом

может и не быть. МП известен обширный арсенал кон-

кретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:

• коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *

• разоружение;

• мирные средства разрешения споров;

• меры по ослаблению межд. напряженности  и прекра-

щению гонки вооружений;

• меры по предотвращению ядерной  войны;

• неприсоединение и нейтралитет;

• меры по пресечению актов агрессии, нарушения

мира и угрозы миру;

• самооборона;

• действия межд. организаций;

• нейтрализация и демилитаризация  отдельных тер-

риторий, ликвидация иностранных военных  баз;

• создание зон мира в различных  регионах земного шара;

• меры по укреплению доверия между  государствами.

. В ряду вышеперечисленных средств обеспечения МБ

самое главное место  отводится первым трем.

Система МБ - совокупность средств, обеспечиваю-

щих поддержание МБ, в  ней различают два момента:

первый: коллективные меры - широкое  межд. сотруд-

ничество;

второй: превентивная дипломатия, направленная на

предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирова-

ние межд. споров.

Главная цель МБ сформулирована в  Уставе ООН - ≪под-

держивать мир и МБ≫ путем  ≪принятия эффективных коллек-

тивных мер для предотвращения и устранения угрозы миру

и подавления актов агрессии или  других нарушений мира≫.

Актуальной проблемой является регулирование ядер-

ных стратегических вооружений (СВ). Термин ≪СВ≫

условен и ныне охватывает межконтинентальные балли-

стические ракеты, тяжелые бомбардировщики как носи-

тели бомб, баллистических и крылатых ракет, баллисти-

ческие ракеты, запускаемые с  подводных лодок, а также

средства противоракетной обороны.

В соответствии с ныне действующими обязательства-

ми в отношениях между  Россией и США запрещается

развертывание систем противоракетной  обороны терри-

тории страны либо создание основы для такой системы,

а для разрешенных  систем действуют определенные ко-

личественные и качественные ограничения (Договор меж-

ду СССР и США об ограничении систем противоракет-

ной обороны 1972 г.).

Регулирование ядерных  СВ до недавнего времени осу-

ществлялось только в  советско-американских отношениях

(Временное соглашение  о некоторых мерах в области  ог-

раничения наступательных СВ 1972 г., Договор об ограни-

чении наступательных СВ 1979 г., который так и не всту-

пил в силу, хотя применялся на протяжении нескольких

лет, Договор о сокращении и ограничении наступатель-

ных СВ 1991 г.), однако после  прекращения существова-

ния СССР участниками  этого процесса в той или иной сте-

пени стали указанные  бывшие союзные республики (что

нашло отражение в  факте подписания ими и США  в 1992 г.

Протокола к Договору о сокращении и ограничении насту-

пательных СВ 1991 г.), притом что полноправным участ-

ником переговоров должна оставаться только Россия (в

1993 г. РФ и США  подписали Договор о дальнейшем  со-

кращении и ограничении  наступательных СВ).

ные (например, Договор  о нераспространении ядерно-

го оружия 1968 г.); региональные (Договор о запреще-

нии ядерного оружия в  Латинской Америке 1967 г.);

двусторонние (Договор  между СССР и США об ограни-

чении систем противоракетной  обороны 1972 г.). Дого-

воры можно также  классифицировать по целям и объ-

ектам.

МП не содержит нормы, прямо обязывающей государ-

ства разоружаться. Суть основного обязательства в дан-

ной области заключается  в том, чтобы ≪в духе доброй

воли вести переговоры ... о Договоре о всеобщем и пол-

ном разоружении под  строгим и эффективным

межд. контролем≫ (ст. 6 Договора о нераспространении

ядерного оружия).

Частичные меры по разоружению: запрещение и

ликвидация отдельных  видов оружия, запрещение их

производства, накопления, развертывания и примене-

ния, ограничение некоторых  видов вооружений в количе-

ственном и качественном отношении, сужение возмож-

ности качественного  совершенствования оружия, сокра-

щение сферы или районов  размещения различных ви-

дов вооружений.

Разоружение предусматривает  существование ин-

ститута межд. контроля, который можно опреде-

лить как совокупность методов наблюдения за осу-

ществлением договорных обязательств и анализа

полученных данных. Существуют как национальные

технические средства контроля (искусственные спут-

ники Земли, сейсмические станции и др.), так и межд.

средства контроля (например, межд. группы инспек-

торов).

20

" Л "

37. Конвенции о запрещении бактериологическо-

го и химического  оружия

Помимо ядерного к  оружию массового уничтожения

принято относить химическое и бактериологическое ору^

жие. Бактериологическое оружие (БО) находится под

всеобъемлющим запретом: его нельзя не только приме-

нять на войне, но и  разрабатывать, производить и накап-

ливать, а запасы подлежат уничтожению или переключе-

нию на мирные цели (Конвенция  о запрещении разра-

ботки, производства и  накопления запасов бактериоло-

гического (биологического) и токсин ного оружия и об их

уничтожении 1972 г.).

Начиная с 1925 г. химическое оружие (ХО) противо-

законно как средство ведения войны (Протокол о за-

прещении применения на войне удушливых, ядовитых

или иных подобных газов  и бактериологических

средств 1925 г.). После вступления в силу подписан-

ной в 1993 г. Конвенции  о запрещении разработки,

производства, накопления и применения ХО и о его

уничтожении всеобъемлющий  запрет, подобный тому,

под которым находится  БО, распространился и на

него. Для содействия скорейшему введению в дейст-

вие такого запрета СССР (а в порядке правопреемст-

ва - Россия) и США согласились  прекратить производ-

ство химического оружия, значительно сократить

имеющиеся у них запасы этого оружия и принять дру-

гие меры для ускорения  перехода к многосторонним

шагам в этой области (Соглашение об уничтожении и

непроизводстве химического  оружия и о мерах по со-

действию многосторонней Конвенции о запрещении

химического оружия 1990 г.).

39. Международные организации,  действующие в

сфере экономических  отношений

Межд. организации, действующие  в сфере экономиче-

Информация о работе Международное право