Международно- правовая защита окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы, в общем – это более детальное и глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
Задачи работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.

Работа состоит из  1 файл

Глава.docx

— 98.73 Кб (Скачать документ)

     Второй  этап (1972-1986 гг.) начинается с принятия решения на заседании глав государств/правительств Сообщества о развитии деятельности организации в сфере защиты окружающей среды. При этом положения учредительного договора не были пересмотрены, компетенция  в области охраны окружающей среды  по-прежнему отсутствовала. Деятельность Сообщества по охране окружающей среды  стала осуществляться путём реализации дополнительной компетенции, предоставленной  статьями 100 и 235 учредительного договора.

     Несмотря  на отсутствие упоминания в учредительном  договоре, деятельность Сообщества в  области охраны окружающей среды  в период 1972-1986 гг. осуществлялась целенаправленно. В 1973 г. была принята Первая программа  действий Сообщества в отношении  окружающей среды, определившая цели, задачи, принципы и приоритетные направления  экологической деятельности организации. Программа предусмотрела проведение конкретных природоохранных мероприятий  на ближайшие годы и оказала существенное влияние на положение двух последующих  аналогичных программ, принятых в 1977 и 1983 гг.28

     В рассматриваемый период Сообществом  был принят ряд важнейших актов, определивших процедуру оценки воздействия  на окружающую среду, стандарты эмиссии  загрязнения окружающей среды, экологические  стандарты продукции, предоставивших защиту отдельным компонентам окружающей среды: воде, воздуху, флоре и фауне.29

     Третий  этап (1986-1992 гг.) знаменуется завершением  формирования экологической политики Сообщества, закреплением в учредительном  договоре соответствующих полномочий. Единый европейский акт 1986 г. внёс в  учредительный договор Сообщества необходимые дополнения относительно деятельности в сфере окружающей среды. Были определены цели и принципы экологической политики организации, критерии разработки программ действия Сообщества в данной области, обозначены полномочия по международному сотрудничеству.

     В отношениях между Сообществами и  государствами-членами в области  охраны окружающей среды в качестве своего рода эксперимента был установлен принцип субсидиарности, который  в последствии с принятием  Маастрихтского договора 1992 г. был распространён  на всю совместную компетенцию Сообщества и государств-членов.

     Наряду  с полномочиями по осуществлению  экологической политики Единый европейский  акт предоставил Сообществу полномочия по гармонизации экологического законодательства государств-членов для целей создания и поддержания функционирования внутреннего рынка.

     В рассматриваемый период Сообществом  были заложены системы сбора и  обработки экологической информации, мониторинга окружающей среды, экологической  сертификации, проведены первые мероприятия  по созданию механизма финансирования и защите экологических прав.

     Четвёртый этап (1992 г. - по настоящее время) является современным этапом развития деятельности и компетенции Сообщества в области  охраны окружающей среды. Данный этап берёт начало с принятием Маастрихтского договора о Европейском Союзе 1992 г. Этот договор дополнил Договор  о ЕС экологическими целями деятельности организации, определил защиту окружающей среды среди направлений деятельности ЕС, дополнил цели и принципы экологической  политики.

     Большое значение для определения современной  компетенции ЕС в области охраны окружающей среды имеет также  Амстердамский договор 1997 г., который  ввёл принцип защиты окружающей среды  в качестве принципа деятельности Европейского сообщества. В отличие от него Ниццкий  договор 2001 г. не предусматривает каких-либо значительных изменений в этой области.30

     На  сегодняшний день экологическая  деятельность ЕС осуществляется на основе экологической компетенции, предоставленной  статьями 174-176 Договора о ЕС, т.е. путём  реализации экологической политики, а также на основе ст. 95, предоставляющей  полномочия Сообществу по гармонизации экологического законодательства государств-членов для целей поддержания функционирования внутреннего рынка, т.е. вне экологической  политики организации.31

     Данные  две группы полномочий имеют существенные различия, но, несмотря на это, Европейское  сообщество обладает однородной, проистекающей  из общих целей организации экологической  компетенцией. Ст. 95 указывает, что экологические  меры, принимаемые Сообществом в  соответствии с ней, должны базироваться на требованиях высокого уровня защиты, увязывая тем самым эти меры с  достижением экологических целей  ЕС (ст. 2 Договора о ЕС). Сходное положение  в отношении экологической политики содержит и ст. 174. Соответственно, экологическая  политика ЕС и деятельность Сообщества по сближению экологического законодательства государств-членов должны протекать  в смысле экологических целей  деятельности ЕС. Такую ситуацию автор  характеризует как дуализм компетенции  Европейского сообщества в области  охраны окружающей среды.

     Анализ  вышеизложенных положений об экологической  компетенции в совокупности с  положениями ст. 6 Договора о ЕС, устанавливающими принцип защиты окружающей среды  в качестве принципа деятельности организации, позволяет сделать вывод о  том, что экологическая деятельность Сообщества неразрывно связана с  другими направлениями деятельности ЕС.32

     На  современном этапе Сообществом  проводится совершенствование правового  регулирования охраны окружающей среды. В частности, обновлению подверглись  акты, закладывающие правовую базу системы сбора и обработки  экологической информации, мониторинга  окружающей среды, экологической сертификации, проведения оценки воздействия на окружающую среду, механизма финансирования экологических  мероприятий и др. 33

     Экологическая стандартизация, оценка воздействия  на окружающую среду, сбор и обработка  экологической информации, мониторинг окружающей среды, экологическая сертификация, экологический менеджмент и экологический  аудит, развитие механизма финансирования, защита экологических прав сегодня  являются основными направлениями  правового регулирования защиты окружающей среды, осуществляемого  Европейским сообществом.34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      § 3. Регулирование на внутригосударственном уровне в области охраны окружающей среды РФ 

     Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется на трех уровнях: на универсальном, на региональном уровне и на уровне отдельно взятых государств.

     Сотрудничество в области охраны окружающей среды РФ развивается в различных формах: участие в деятельности международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров.35

     Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. РФ одна из инициаторов и участниц подписания исторических международных соглашений:

     - Конвенции о запрещении военного  или любого другого враждебного  использования средств воздействия  на природную среду (1977 г.)

     - Договора о принципах деятельности  государств по исследованию и  использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные  тела. Сейчас с участием России  реализуются Конвенция о трансграничном  загрязнении воздуха на большом  расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите  Черного моря от загрязнения  (1992 г.), Конвенция о трансграничном  воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной  торговле видами дикой флоры  и фауны, находящимися под угрозой  исчезновения (1973 г.) и др.36

     Особый  интерес и особое значение имеют конференции проведенные под эгидой ООН, Стокгольмской конференцией 1972 г.. а также конференция Рио-де-Жанейро 1992 г. Конференции оказали значительное влияние на все уровни сотрудничества в области международно-правовой охраны окружающей среды , в том числе и по отношению к охране окружающей среды РФ .

     В 1972 г. состоялась в Стокгольме Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. Конференция оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в национальных приоритетах которых прежде отсутствовали вопросы охраны природы. После Стокгольма в массовом порядке начали разрабатываться государственные экологические программы, а также стали создаваться механизмы для их реализации.37

     Спустя  двадцать лет после стокгольмской  Конференции, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро  состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). Центральным  моментом возможных новых представлений  о балансе отношений является идея совмещения экологии с развитием  экономики. Речь идет о сочетании  социального прогресса и экономического развития с сохранением окружающей природной среды во имя сохранения качества жизни нынешних и последующих  поколений. В качестве главной проблемы выступает сохранение стабильности окружающей среды и человеческого  сообщества на основе возрождения и  сохранения естественных сообществ  организмов в объеме, обеспечивающем устойчивость окружающей среды. Изменение  форм и методов хозяйства в  направлении сокращения загрязнения  окружающей среды выступает в  качестве последующей задачи.

     Однако  для России реализация этой программы  оказалась непростой задачей. Начавшиеся еще в 1990 году значительные преобразования в стране уже успели к середине 1992 года раскрутить тот «перестроечный механизм»,  который, являясь по сути антиэкологическим, имел мало общего с  избранным в Рио-де-Жанейро новым  путем развития земной цивилизации. Это обусловило объективные трудности  с реализацией документов Рио-92, поскольку переориентировать за короткий срок в нужном направлении  данный механизм преобразований было практически невозможно. Этим обстоятельством  можно объяснить произошедшую в  России за последние годы деградацию государственных приоодоохранных  структур (понижение их статуса или  даже ликвидацию) и резкое снижение в целом природоохранной активности.38

     Результатом поиска выхода из тупика стал Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной  стратегии Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития», которым  одобрялись основные положения данной стратегии, предусматривающей два  направления действий:

  • решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов;
  • реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития (ст.42).

     Утвержденный  План действий Правительства РФ по охране окружающей среды на 1994-1995 гг. (постановление Правительства РФ от 18.05.1994 г. №496) предусматривал реализацию 96 мероприятий по подготовке законодательных  и других нормативно-правовых актов, а также целевых программ, необходимых  для решения остро назревших  экологических проблем. Этот план в  основном был выполнен за исключением  некоторых незавершенных разработкой  программ, перешедших в новый План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1996-1997 гг. (утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. №155).

     Разработка  проекта концепции явилась следующим  важным шагом в осмыслении проблемы устойчивого развития, поиске путей  достижения цели и не имела аналогов в российском документотворчесгве. Это был единственный, пожалуй, случай осуществления реформ в России, когда  к подготовке важного для страны документа широко привлекалось население.

     В целях обсуждения сложившейся экологической  обстановки и подготовленного рабочей  группой проекта концепции Правительства  РФ специальным распоряжением (от 13.04.1994 года №1481-р) наметило собрать в Москве в июне 1995 года Всероссийский съезд  по охране природы, в рамках подготовки к которому в 87 субъектах Российской Федерации были проведены территориальные  конференции по избранию делегатов  съезда, обсуждению проекта концепции  и местных проблем охраны природы.39

     Таким образом, начатый в Рио-де-Жанейро  процесс преобразований постепенно становится в России все более  привычным и вполне реализуемым. Задача состоит лишь в том, чтобы  создать для этого процесса благоприятные  условия, которые в стране отсутствуют  из-за кризисных явлений.40

     Вхождение России в мировой экологический  рынок и участие в мировой  конкуренции предполагают необходимость  правового решения ряда новых  проблем - о соответствии общепризнанным техническим требованиям экспортируемого  сырья и импортируемой продукции  российских природоохранных  стандартов  мировым требованиям, например, в  части вредных выхлопов и уровня шума автомобильных и авиационных  двигателей, обеспечении надлежащего  таможенного и производственного  экологического контроля.

Информация о работе Международно- правовая защита окружающей среды