Правовая охрана окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Правовая охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения воспроизводства природных ресурсов и охраны здоровья населения. Окружающая среда издавна рассматривалась, во-первых, как естественное богатство средствами жизни (плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. д.), во-вторых, как естественное богатство средствами труда (водопады, судоходные реки, дерево, металлы, уголь и т. д.). Безусловно, во все времена взаимоотношения человека и природы являлись одним из факторов, определяющих вид цивилизации. Каждая эпоха добавляла как бы свой, штрих в эти взаимоотношения.

Работа состоит из  1 файл

на введение или закл.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Правовая охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения  воспроизводства природных ресурсов и охраны здоровья населения. Окружающая среда издавна рассматривалась, во-первых, как естественное богатство  средствами жизни (плодородие почвы, обилие рыбы в водах и т. д.), во-вторых, как естественное богатство средствами труда (водопады, судоходные реки, дерево, металлы, уголь и т. д.). Безусловно, во все времена взаимоотношения человека и природы являлись одним из факторов, определяющих вид цивилизации. Каждая эпоха добавляла как бы свой, штрих в эти взаимоотношения.

Человечество  создало вокруг себя искусственную  биологическую среду, по мощности своей  превышающую естественную что способствовало созданию способа специального регулирования, потребовало усовершенствования системы управления социальной организации общества. За прошедшие тысячелетия преобразованы как окружающая среда, так и само общество, приобретшее большую зависимость от природного окружав вынужденное более последовательно, чем раньше считаться с климатическими изменениями и деградацией объектов окружающей среды.

Природные ресурсы  чаще всего рассматривались только в качестве совокупности товаров  и “услуг”, предназначенных для  потребления человеком. Широкое  распространение имела идея антропоцентризма, чему в немалой степени способствовали открытие и колонизация новых земель, природные ресурсы которых виделись неисчерпаемыми. Европейские государства открыто поощряли хищническую эксплуатацию природных богатств Америки, Африки и Азии, обеспечивающую быстрый экономический рост метрополий.

12-15 тысяч лег,  прошедшие после начала неолитической  революции, были эпохой покорения  природы. В наступающее время  основной особенностью жизни  людей должно стать преодолею  наступающего экологического кризиса.  Известный американский автор Бари Коммонер в 70-х гг. прошлого столетья сформулировал несколько публицистичные принципы функционирования системы “Общество-Природа”, которые отражают основные закон экологии и которые нельзя не учитывать при работе над экологическим законодательством:

1) все в природе  связано со всем;

2) все должно  куда-то деваться;

3) природа знает  лучше нас;

4) ничто в  природе не дается даром.

Для удобства управления экопроцессами не так давно возникла и нашла свое закрепление экологическая  функция права. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими воспитательными и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Экологическая функция права заключается в обеспечении средствами правового регулирования качества окружающей среды в условиях развития производства. Состояние окружающей среды должно соответствовать установленным в природоохранительном законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Возникновение и развитие функций нрава - результат  углубления общественных противоречий между обществом и природой, осознания  необходимости расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды. Правовая экология, на наш взгляд, вносится к целостным правовым структурам, рассматривается в числе межотраслевых институтов. Экологическую нагрузку несут все отрасли права, его институты и нормы, связанные с регуляцией системы “Общество - Природа”. Основное же деление происходит по двум направлениям: природоресурсовое право и природоохранное, которое образовалось в результате перехода от поресурсной охраны природы к комплексной. Охрана окружающей среды в целом является отличительным признаком природоохранных отношений в системе “Общество - Природа”. В отличие от иных функций системы права, экологическая функция имеет особенности, обусловленные спецификой предмета правового регулирования, т. е. сферой взаимодействия общества и природы - особой сферой общественных отношений. Экологическая функция относится по своей форме к системе права, а по содержанию — к системе экологии. В юридической литературе неоднократно отмечалось отсутствие научных критериев в организации основ экологического законодательства, а также единой всеобъемлющей концепции правового управления охраной природной среды и природопользованием, без которых невозможно создание качественной базы экологического права. Правовой подход в данном случае заключается в понимании роли права в специфических отношениях “Общество-Природа”, в более полном учета законов природы при разработке нормативных правовых документов.

Роль права  состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития обществ средствами правового регулирования и выражается в разработке, принятии и применении норм права, отражающих требования экологических закономерностей но взаимодействии общества природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Отрасль “экологическое право” представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Предмет современного экологического права образуют отношения по поводу:

охраны окружающей среды от разных форм деградации;

природопользования;

определения собственности  на природные ресурсы;

охраны экологических  прав человека и гражданина.

В концепции  экологического права есть два основных вопроса: о содержании экологического права и о его месте в  системе права той или иной страны.

С учетом объекта правового регулирования существуют два подхода к развитию экологического права: интегрированный (oxрана окружающей среды в целом) и дифференцированный (охрана и использование отдельных природных объектов). Оба подхода основаны преимущественно на одинаковых правовых мерах.

Одной из самых  действенных мер в области  управления oxраной окружающей среды  и использования природных ресурсов является установление строгих норм экологического права и правовых форм на всех уровнях - мировом, общефедеральном, региональном и местном.

Правовые формы - правила поведения людей отличаются от других социальных норм (моральных, этических, религиозных), что являются общеобязательными, формально определенными, т. е. записанными в тексте нормативного акта (закона, кодекса р.), обеспечиваются принудительной силой государства, влекут ответственность за неисполнение. Механизм правового регулирования экологических отношений включает четыре элемента:

1) нормы права как специальные эколого-правовые, так и экологизированные - регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе ее выполнения, и нормы-гарантии, обеспечивающие реализацию экологических и экологизированных хозяйственно-|правовых предписаний;

2) эколого-правовые отношения, которые представляют собой связь между людьми, характеризующуюся наличием у них взаимных прав и обязанностей по охране окружающей среды и Использованию природных ресурсов;

3) акты применения права, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или, вступив в таковые, не выполняют возложенные на них обязанности;

4) реальное поведение субъектов в соответствии с требованиями эколого-правовых норм.

К правовым формам охраны природы относится юридическая  ответственность за конкретные экологические правонарушения.

В зависимости  от степени вреда, причиненного окружающей среде, и правовых последствий взысканий (наказаний) за правонарушения предусмотрена  ответственность дисциплинарная, административная, yголовная и имущественная. В условиях рыночных отношений возрастает роль имущественной ответственности, когда граждане, общественные объединения имеют возможность обращаться в суд с иском о возмещении вреда, причиненною окружающей среде, здоровью человека, имуществу.

Экологические правонарушения могут проявляться как в противоправном действии конкретного лица, предприятия т. д., так и в бездействии, нежелании или неумении предотвратит правонарушение, в результате чего пострадали здоровье граждан и состояние окружающей среды, причинен ущерб.

Экологические правонарушения делятся по объектам носит посягательства (земля, вода, недра, атмосферный воздух, растительный и животный мир) и квалифицируются  как уголовные преступления, административные и гражданские правонарушения, дисциплинарные проступки. В отечественном уголовном праве вопрос о классификации экологических преступлений разработай достаточно фундаментально. В Уголовном кодексе РФ закреплены основные составы экологических преступлений, условно подразделяющиеся на три категории: основные смежные и составы преступлений, выполняющие экологические функции.

Фундаментом экологического законодательства служит Конституция  РФ, определившая общие, концептуальные подходы государства к регулированию  отношений в экологической сфере (ст.9, 36, 41, 42, 58, 71, 72). Конституция гарантирует экологические права, устанавливает соответствующие обязанности граждан, закрепляет право на медицинскую помощь, поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию. На базе Конституции развивается экологическое законодательство, включающее комплексные законы об охране окружающей среды и природоресурсовое законодательство. В последнее время наблюдается экологизация всего законодательства. Комплекс общественных отношений в области охраны окружающей природной среды регулируется также законами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о высших органах государственной власти, судебной системе, местном самоуправлении и хозяйствовании и т д.

С учетом сложившейся  экологической ситуации, правовых и экономических отношений требуется внесение изменений и поправок в федеральное законодательство, регулирующее правовые отношения в области охраны окружающей среды, природодользования и обеспечения экологической безопасности. Так, в связи с принятием нового Земельного кодекса и возможностью массовой приватизации земель приобретают особую остроту вопросы охраны земель от загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами, утери плодородия и эрозии почв. В связи с массовой приватизацией и разгосударствлением промышленных предприятий возникли крупные проблемы по охране природы, связанные, с компенсацией ущерба, нанесенного прошлой хозяйственной деятельностью предприятий, реализацией мероприятий по реабилитации загрязненных территорий. В целях пресечения незаконного строительства и ею вредною воздействия на окружающую природную среду представляется целесообразным Градостроительный кодекс РФ дополнить нормами, устанавливающими предельный срок действия градостроительной документации, в том числе заключений экологической экспертизы, порядок их повторного проведения и др.

Гарантиями обеспечения  охраны окружающей среды являются: формирование такой налоговой политики, которая стимулировала бы рациональное использование природных ресурсов и применение ресурсе- и энергосберегающих технологий с целью снижения воздействия па окружающую природную среду до экологического безопасного уровня; финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения; принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ).

На современном  этапе необходимо понимание внутренней историко-биогеографической связи  нынешнего функционирования экологическою  права с возникновением, становлением и развитием природоохранного законодательства на Руси. Россия - страна, протяженная в пространстве, обладает различными типами природных систем и комплексов, что требует особого подхода к правовому регулированию их охраны. На взаимоотношении русского общества с природой отразились три переломных для развития русской культуры периода: крещение Руси и последовавшая за этим жестокая борьба с языческими традициями, реформы Петра I и революция 1917 г. Все это привело к забвению традиционных народных представлении о природе, усугубленному в советское время массовыми миграциями из районов традиционного проживания в абсолютно новую природную среду. Эти процессы способствовали разрушению традиционных культурных связей с природным окружением и развитию обедненного, грубо утилитарного восприятия природы и беспечного отношения к ней. На разных этапах истории, у разных народов природа занимала неоднозначное место в жизни общества, что во многом определяло характер человеческой деятельности но преобразованию природы. В зависимости от понимания ценности природы менялось отношение к этому процессу. Так, этнографы указывают, что едва ли не у каждой сибирской народности существовали такие заповедные участки, на которых запрещалась: охота, причем неприкосновенность эта соблюдалась очень строго. Однако в целом, огромность территории России, относительно слабая заселенность и богатство разнообразными ресурсами не слишком способствовали выработке в России бережливого отношения к использованию природных богатств. К тому же государство постоянно присоединяло все новые территории, обеспечивая восполнение ресурсной базы.

Вместе с развитием  феодальных политических и социально-экономических  структур общества развивалось регулирование  природоохранной деятельности. Конкретные ограничения и запреты были связаны с правом собственности на природные ресурсы (общинная, частновладельческая, царская, государственная) и с характером экономической деятельности (рыбная ловля, охота, использование лесных ресурсов, луговодство и др.). Регламентировались породы, размеры и количество выловленной! для царского обихода рыбы, годовой объем добычи и переработки полезных ископаемых на государственных землях. Запреты на промыслах подразделялись на приостановочные сезонные, на временные (например, запрет рыбной ловли на конкретном водоеме на несколько лет) и полные. Оговаривались разрешенные. орудия промысла. Нарушители запретов подвергались различным наказаниям.

Информация о работе Правовая охрана окружающей среды