Международно- правовая защита окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы, в общем – это более детальное и глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
Задачи работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.

Работа состоит из  1 файл

Глава.docx

— 98.73 Кб (Скачать документ)

     Большинство международных договоров предусматривает  создание специальных органов, чья  деятельность будет направлена именно на достижение целей соответствующего договора. Иногда в них устанавливается  существенный срок для создания специального органа, что свидетельствует о  долгосрочном характере проблемы и  необходимости ее постоянного регулирования. В противном случае, создание такого органа вряд ли может быть признано необходимым .

     Контроль, за соблюдением норм в области охраны окружающей среды, предполагает создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды на глобальном, региональном и национальном уровнях.

     Здесь перечислены лишь некоторые наиболее значимые принципы. Пока их четкой системы нет. Декларация об окружающей среде и развитии 1992 г. перечисляет 27 принципов.  

    Глава II. Сотрудничество в сфере международно-правовой охраны окружающей среды 

      § 1. Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в области охраны окружающей среды 

     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды развивается в  рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров  и соглашений.

     В настоящее время в мире функционирует  более 100 различных международных  организаций, в той или иной степени  занимающихся проблемами охраны окружающей среды. Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных  международным правом окружающей среды  можно разделить на две большие  группы: международные правительственные  и международные неправительственные (общественные) организации.12

     Международные правительственные организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.

     Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде).13

     Структура ЮНЕП включает Совет управляющих - главный  межправительственный орган, руководящий  ее политикой, Секретариат во главе  с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической  природе ЮНЕП относится к числу  вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений. Основная функция ЮНЕП — координация природоохранных программ в системе ООН, разработка и осуществление новых программ. С точки зрения своей юридической природы ЮНЕП является вспомогательным органом ООН, но имеет большую автономию и обладает определенными признаками международной межправительственной организации. Главная задача ЮНЕП — развитие международного экологического права путем содействия разработке универсальных и региональных соглашений, принципов и стандартов поведения государств. Основные направления деятельности ЮНЕП: 1) населенные пункты, здоровье, человека, санитария окружающей среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.

       Из числа реальных результатов  деятельности ЮНЕП следует отметить  инициативу ЮНЕП по подписанию  государствами  Монреальского  протокола в 1987 г., который должен  содействовать уменьшению ущерба, причиненного химическими веществами  озоновому слою атмосферы; Базельской  конвенции, инициированной ЮНЕП  в 1989 г., которая направлена па  обеспечение контроля за международными  перевозками и удалением опасных  отходов; организация и проведение  международной конференции в  Рио-де-Жанейро 1992 г. и т. д.  Также под руководством ЮНЕП разработана Программа охраны региональных морей (Средиземного, Красного, Карибского), подготовлен проект Конвенции по защите озонового слоя 1985 г.14

     Под эгидой ООН действуют другие специализированные международные организации (которые, занимаются теми экологическими проблемами, которые в максимальной степени соответствуют их предметной компетенции):

     1)Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

     2)Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.

     3)Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.

     4)Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.

     5)Международная морская организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.

     6)Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.15

     Международные неправительственные (общественные) организации  экологической направленности. Их роль в международном праве окружающей среды постоянно возрастает. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.16

     Также известны такие международные неправительственные  организации экологической направленности, как Международный союз охраны природы  и природных ресурсов - МСОП, Всемирный  фонд диких животных - ВФДЖ, Международный  совет по праву окружающей среды - МСПОС и др.

     Среди международных неправительственных  организаций в области охраны окружающей среды наибольшим авторитетом пользуется Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. Членами этой организации являются государства, национальные и международные организации и ассоциации, занимающиеся международным природоохранным сотрудничеством (свыше 500 членов). В рамках МСОП подготовлены проекты многих международных соглашений: Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция по охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.17

     Основные  задачи МСОП: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного  мира; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение,

     При содействии МСОП проводятся международные  конференции по охране природы, разрабатываются  проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа Всемирная стратегия охраны природы.

     Проблемами  международного экологического права  занимается и Международная организация  «Новый Акрополь» (МОНА). В 2005 г. Генеральная  Ассамблея МОНА приняла Декларацию, в которой порекомендовала странам-членам увеличить количество акций, направленных на осознание необходимости сохранить экологическое равновесие. Для того чтобы грядущим поколениям досталась обитаемая планета, государства должны сотрудничать с экологическими и гуманитарными организациями с целью ликвидации последствий природных катастроф.

     В 1994 г. в Мехико учрежден Международный  суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Это неправительственный орган, он дает юридические консультации в случае возникновения экологических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. Вместе с тем по желанию сторон он может выступить в качестве третейского суда. В этом случае стороны выбирают нечетное количество судей, которые образуют коллегию, рассматривают спор по существу и выносят решение, являющееся обязательным. В компетенции суда споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически вредной деятельности, об использовании и охране природных комплексов, международных пространств и особо охраняемых природных объектов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд могут практически все субъекты права: государства, международные правительственные и неправительственные организации, национальные общественные организации, юридические и физические лица18.

     Как  уже отмечалось, договорная  форма сотрудничества государств по охране окружающей среды заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы.

     Договорная  форма международного сотрудничества по охране окружающей среды заключается  в разработке и принятии договоров  по различным вопросам и проблемам  охраны окружающей среды. Договорным путем  происходит развитие международного права  окружающей среды происходит. По данным Программы ООН по окружающей среде, в настоящее время зарегистрировано свыше 300 многосторонних договоров  в этой области. Сложившаяся к  настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров  общего и специального порядка.

     Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей природной среды (например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира).

     Специальные природоохранительные международные  договоры содержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).19

     Ежегодно  в мире проводятся сотни, а то и  тысячи конференций по экологическим  вопросам и основными итогами  проведения конференций является принятие различных нормативно правовых документов. В зависимости от целей они  служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных  и практических проблем.

     Особый  интерес и особое международное  значение имеют документы принятые Стокгольмской конференцией в 1972 г., а также на конференции в Рио-де-Жанейро  в 1992 г., проведенные под эгидой ООН.

     В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная  по решению Генеральной Ассамблеи  ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением Конференции стала Декларация принципов — своеобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение — рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.

     В целом эта Конференция сыграла  огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации  международного природоохранительного  сотрудничества.

     Тем не менее, несмотря на предпринимаемые  на национальном и международном  уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской  конференции продолжало ухудшаться.

     Позже по инициативе Генеральной Ассамблеи  ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, т.е. через 20 лет после Стокгольмской  конференции, была созвана Конференция  ООН по окружающей среде и развитию. Судя по названию конференции, ее работа была основана на идеях Международной  комиссии по окружающей среде и развитию. О значении, которое придавалось  этой Конференции, свидетельствуют  ее масштабы и уровень. В Конференции  участвовали 178 государств и более 30 межправительственных и неправительственных  международных организаций. 114 делегаций  возглавлялись главами государств и правительств.

     На  Конференции в Рио обсуждались  многие вопросы, главные из которых  касались трех важных документов: принципов  в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов  лесов, Декларации по окружающей среде  и развитию, Долгосрочной программы  дальнейших действий в глобальном масштабе («Повестка дня на XXI век»).

     Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции — «О биологическом  разнообразии» и «Об изменении  климата». принципов в отношении  рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.

     Заявление о принципах в отношении лесов, принятое на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, — первое глобальное соглашение в отношении лесов. Оно  учитывает потребности как защиты лесов в качестве окружающей и  культурной среды, так и использования  деревьев и других форм лесной жизни  для целей экономического развития.

     Закрепленные  в Заявлении принципы в отношении  лесов включают следующие положения: всем странам следует принимать  участие в «озеленении мира»  посредством посадки и сохранения лесов; страны имеют право использовать леса для нужд своего социально-экономического развития. Такое использование следует  основывать на национальной политике, соответствующей задачам устойчивого  развития; леса следует использовать таким образом, чтобы удовлетворять  социальные, экономические, экологические, культурные и духовные потребности  современного и будущих поколений; выгоды от продукции биотехнологии  и генетических материалов, полученных за счет леса, следует на взаимно  согласованных условиях разделить  со странами, в которых находятся  эти леса; посаженные леса являются экологически приемлемыми источниками  возобновляемой энергии и промышленного  сырья. В развивающихся странах  особенно важным является использование  древесины в качестве топлива. Эти  потребности должны удовлетворяться  на основе рационального использования  лесов и посадки новых деревьев;  национальные программы должны защищать уникальные леса, включая старые леса, а также леса, имеющие культурную, духовную, историческую или религиозную  ценность; странам необходимы планы  рационального ведения лесного  хозяйства, основанные на безопасных для  окружающей среды рекомендациях20.

Информация о работе Международно- правовая защита окружающей среды