Окружающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание

Право собственности на природные объекты и природные ресурсы. Мониторинг окружающей среды.
Правовое регулирования использования и охраны животного мира.

Работа состоит из  1 файл

ПЕЧАТЬ к.р..docx

— 25.54 Кб (Скачать документ)

1.Право собственности  на природные объекты и природные  ресурсы

Природные ресурсы, естественные ресурсы, часть всей совокупности природных условий существования человечества и важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Право государственной  собственности в объективном  смысле - совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Республики Беларусь и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты. В субъективном смысле - это охраняемая законом возможность Республики Беларусь владеть, пользоваться, распоряжаться государственным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Право собственности  на природные ресурсы – возможность владения, пользования и распоряжения данными природными ресурсами.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу.

Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд.

Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей.

Все три перечисленные  правомочия должны быть в наличии  у собственника одновременно. Это  необходимо для права собственности.

Законодательством выделены следующие виды права собственности на природные объекты и ресурсы:

1) право частной собственности;

2) право государственной собственности;

3) право муниципальной собственности.

К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:

- земли сельскохозяйственного  назначения, а также другие земли,  не подлежащие в соответствии  с законами Республики Беларусь  передаче в частную собственность;

- недра; 

 - воды;

- леса;

- особо охраняемые природные  территории и объекты (заповедники,  национальные парки, заказники  и памятники природы) и их  имущество;

- дикие животные, обитающие  в состоянии свободы и включенные  в Красную книгу Республики  Беларусь;

- редкие и находящиеся  под угрозой исчезновения виды  растений, включенные в Красную  книгу Республики Беларусь.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок.

Приватизация  природных объектов – это один из способов приобретения права собственности на них. Иными словами, приватизация – это переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

 В порядке  приватизации право частной собственности  на земельные участки могут  приобрести:

 а) граждане – для  ведения крестьянского (фермерского)  хозяйства; 

б) граждане – для ведения  личного подсобного и дачного  хозяйства, садоводства, огородничества, строительства индивидуального  жилого дома и гаражного строительства;

в) сельскохозяйственные организации, а также их работники и некоторые  иные категории лиц, проживающие  в сельской местности – в порядке  реорганизации колхозов и совхозов;

г) граждане и юридические  лица – в порядке выкупа земельные  участки, находящиеся под приватизированными объектами недвижимости, а также  земельные участки, необходимые  в связи с расширением и  дополнительным строительством и для  ведения предпринимательской деятельности.

 Не подлежат приватизации, а, следовательно, не могут  быть объектами права частной  собственности земельные участки:  общего пользования, зараженные  опасными веществами и подверженные  биогенному заражению, историко-культурного  назначения, оздоровительного назначения  и некоторые другие.

 

 

2.Мониторинг окружающей  среды

Мониторинг окружающей среды – система проводимых по определенной программе длительных регулярных наблюдений за окружающей средой, оценки состояния, анализа и прогноза изменений окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Мониторинг окружающей среды  проводится в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь (сокращенно НСМОС), образованной в 1993 году.

В настоящее время НСМОС  включает 11 организационно-самостоятельных  видов мониторинга, окружающей среды, проводимых на общих принципах:

-мониторинг земель;

-мониторинг поверхностных вод;

-мониторинг подземных вод;

-мониторинг атмосферного воздуха;

-мониторинг озонового слоя;

-мониторинг растительного мира;

-мониторинг лесов;

-мониторинг животного мира;

-радиационный мониторинг;

-геофизический мониторинг;

-локальный мониторинг окружающей среды.

НСМОС - сложная, развивающаяся  во времени и меняющихся условиях система. Мероприятия по совершенствованию  НСМОС предусмотрены ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы (Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 г. № 251).

В рамках НСМОС действует  Информационная система НСМОС, которая  обеспечивает информационный обмен  между видами мониторинга, анализ и  обобщение информации о состоянии  окружающей среды и прогнозе ее изменения  под воздействием природных и  антропогенных факторов, а также  ее предоставление государственным  органам, юридическим лицам и  гражданам, а также международным  организациям в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Информационная система  НСМОС объединяет информационно-аналитические  центра видов мониторинга окружающей среды и главный информационно-аналитический центр НСМОС.

Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы: детального, локального, регионального, национального  и глобального уровней.

Низшим иерархическим  уровнем является уровень детального мониторинга («элементарного», по М.А.Шубину, «объектного», по А.В.Шидловской), реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.

При объединении систем детального мониторинга в более крупную  сеть (например, в пределах района и  т.п.) образуется система мониторинга  локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.

Локальные системы могут  объединяться в еще более крупные  – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.

Системы регионального мониторинга  могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень ) системы мониторинга.

Глобальный мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных  изменений общемировых процессов  и явлений, включая антропогенные  воздействия на биосферу Земли в  целом. Пока создание такой системы  в полном объеме, действующей под  эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем.

Глобальная система мониторинга  окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические  проблемы в рамках всей Земли, такие  как глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др.

 

 

 

3. Правовое регулирования использования и охраны животного мира.

Животный мир - дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и другие), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющие территорию республики.

Признаки  животного мира как объекта охраны и использования:

• нахождение их в состоянии естественной свободы в среде своего обитания;

•объектом правовой охраны и использования по законодательству о животном мире являются дикие животные;

•нахождение таких животных постоянно или временно в пределах территории страны. 

Объект животного  мира - организм животного происхождения (дикое животное) или популяция организмов животного происхождения.

Следовательно, не являются объектами животного мира сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также  дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и  других целей. Эти животные являются имуществом, принадлежащим на праве  собственности государству, юридическим  и физическим лицам. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством.

Среда обитания животного  мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Состав животного мира достаточно разнообразен. С одной  стороны, законодательство делит его  на следующие виды: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся; земноводные; рыбы; моллюски; насекомые; другие виды животного мира. С другой стороны, животный мир можно  классифицировать по среде обитания: на суше; в воде; в атмосфере; в  почве.

Право пользования  животным миром - система правовых норм, направленных на обеспечение рационального использования его объектов, а также регламентирующих права, обязанности и конкретные правомочия пользователей животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Пользователями животного  мира могут быть юридические и  физические лица независимо от форм собственности, в том числе и иностранные, а также иностранные государства  и международные организации.

Виды пользования  животным миром:

1. Охота - поиск, выслеживание  и преследование с целью добычи, попытка добычи или добыча  диких зверей и птиц, обитающих  в состоянии естественной свободы.  Нахождение в охотничьих угодьях  лиц с охотничьим оружием и другими орудиями охоты или добытой продукцией охоты, с охотничьими собаками, спущенными с поводка, а также нахождение на дорогах общего пользования лиц с расчехленным охотничьим оружием или добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.

2. Рыболовство - поиск,  попытка добычи и (или) добыча  рыбы, обитающей в условиях естественной  свободы (далее, если не указано  иное, - лов рыбы).

3. Добыча животных, не  относящихся к объектам охоты  и рыболовства – добыча виноградной  улитки и личинок комара звонца. 

4.Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Осуществляется посредством разных методов исследования и наблюдения без изъятия объектов животного мира из среды их обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не причиняют вреда животному миру или среде обитания животных и не нарушают прав других пользователей животного мира, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено законодательством Республики Беларусь.

5.Использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и других без изъятия из среды обитания.

6.Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.

Правовой охраной  животного мира - совокупность правовых средств, направленных на обеспечение сохранения животного мира, восстановление среды его обитания и улучшение состояния.

Охрана животного  мира осуществляется путем:

• установления правил и  норм по охране, рациональному использованию  и воспроизводству объектов животного  мира;

• установления ограничений  и запретов в пользовании животным миром;

• предотвращения самовольного пользования и других нарушений  установленных правил пользования  животным миром;

• организации охраны среды  обитания, условий размножения и  путей миграции животных;

• предотвращения гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств;

• ограничения прав и  возложения обязанностей на пользователей  объектов животного мира в интересах  его охраны;

• создания особо охраняемых природных территорий;

• разведения в неволе редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных;

• оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях и  вследствие других причин;

• организации научных  исследований, направленных на обоснование  мер по охране животного мира;

Информация о работе Окружающая среда