Государственное устройство РФ: правовая природа, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:01, контрольная работа

Описание

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация –– Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация –– социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Содержание

1. Государственное устройство Российской Федерации
2. Правовая природа государственного устройства РФ
3. Особенности государственного устройства РФ
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственное устройство Российской Федерации.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Государственная власть характеризуется особыми свойствами: суверенностью, верховенством, независимостью и самостоятельностью. С государственной властью тесно связано понятие «суверенитет государства». «...Суверенитет — не сама государственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой правовой властью...» — отмечал известный государствовед Н. И. Палиенко. — «Сфера государственной власти определяется территорией государства, т. е. пространственным пределом его властвования, населением, живущим в пределах этой территории... и всей внешней стороной жизни населения, доступной правовому государству...»

«Если мы называем такое-то государство суверенным, — продолжает далее автор, — то этим мы выражаем, что оно обладает в пределах своей территории высшей и независимой властью. В этих пределах суверенная государственная власть не имеет ни равной себе, ни высшей над собой правовой власти, но сама господствует над всем и над всякой другой правовой властью. Суверенитет государства не исключает поэтому суверенитета других государств, так как каждое суверенное государство — суверенно лишь в своих территориальных пределах. Поэтому суверенитет часто и называют высшей, независимой территориальной властью».

Это значит, что на одной и той же территории может существовать лишь один суверенитет и что одно и то же лицо может быть подчинено только одному суверенитету. Суверенитет неделим. Принцип неделимости суверенитета был провозглашен Ж. Ж. Руссо в Общественном договоре, на том основании, что суверенитет является не чем иным, как волею коллективного лица: всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее ее основой. Он писал также о том, что суверенитет неотчуждаем и непогашаем.

Государственные деятели практически всех времен, вплоть до середины XX в., не желали видеть того, что суверенитет является лишь свойством государства, а не основанием его властных полномочий.

На самом деле государственная власть возникает лишь в результате суверенных прав народа и обладает полномочиями лишь в пределах, определенных народом в соответствии с демократической процедурой.

Власть и олицетворяющие ее органы не обладают суверенитетом, поскольку последний является свойством государства. Применительно к органам государства можно говорить лишь об объеме властных полномочий. Объем полномочий каждого органа государства зависит от того, как определены границы этих полномочий.

Государственная власть может быть названа суверенной лишь условно, лишь постольку, поскольку она олицетворяет суверенность государства во всех случаях, кроме прямого народного волеизъявления. Суверенная власть связана правовыми нормами, составляющими принципы цивилизованного общества, причем это не только нормы внутригосударственного права, но и нормы международного права. Исходя из этого, даже высшая власть не может освободить себя от права, т. е. выйти за пределы, установленные в правовых нормах. Устанавливая или даже только признавая правовые нормы, государство связывает себя этими нормами в том смысле, что они становятся обязательными не только для тех, на кого прямо рассчитано их воздействие, но и для самого государства в лице его должностных лиц.

Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, т. е. государственно организованной публично-политической власти. Государственность — это не просто монополия силы и насилия в общественной жизни, а определенная форма (система и порядок) организации и применения этой силы. Эта форма определяется правом данного государственно организуемого общества.

Суверенитет правового государства — это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права.

Из определения суверенитета государства вытекает, что более глубоко изучить это свойство можно через такие его признаки, как верховенство/самостоятельность, независимость и единство.

Верховенство как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежащую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Верховенство означает подчинение государственной власти всех граждан и их объединений, должностных лиц и органов государственной власти и местного самоуправления, находящихся на территории Российской Федерации.

Верховенство проявляется также в том, что государственная власть выступает в качестве основного распорядителя материальных и духовных богатств общества, только она может придавать своим велениям общеобязательный характер и обеспечивать их осуществление с помощью мер принуждения.

Независимость и самостоятельность государственной власти выражается и в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли многонационального российского народа. По этому поводу в Конституции РФ говорится, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации, а захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (п. 4 ст. 3).

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Российской Федерации и ее субъектов относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, предусмотренных ч. 1 ст. 72 и ч. 1 ст. 77 Конституции РФ.

Более того, ч. 2 ст. 77 Конституции РФ прямо говорит о том, что в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Это положение в полной мере относится также к судебным и прокурорским органам Российской Федерации, построение которых имеет те же цели укрепления единства государственной власти в стране (ч. 3 ст. 118 и ч. 1 ст. 129 Конституции РФ).

В обеспечении единства и согласованности в функционировании органов государственной власти в России важная роль отводится Президенту и Правительству РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции, Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Президент, кроме того, наделен правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 85 Конституции) в случае их противоречий Конституции РФ и федеральным законам, а также международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Что касается представительных органов государственной власти, то в отличие от прежних конституций России, Конституция 1993 г. не предусматривает их единую систему. Согласно ст. 12 Конституции представительные органы в низовых административно-территориальных единицах выступают как органы местного самоуправления, которые в систему органов государственной власти не входят.

При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду и то, что единство законодательной власти в России обеспечивается не только организационным ее построением, но и верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России. Кроме того, в осуществлении принципа единства государственной власти в нашей стране есть также определенные сложности, нерешенные проблемы. Так, например, при подготовке федерального закона подчас стоит нелегкая задача: как в условиях принципа разделения полномочий обеспечить на основе законов единство системы государственной власти, поскольку в условиях Федерации государственная власть в стране практически рассредоточена между 90 субъектами (89 — это органы государственной власти субъектов РФ и один — федеральный).

К тому же, согласно Конституции, систему органов государственной власти субъектов Федерации законодатели субъектов Федерации устанавливают самостоятельно.

Юридическое закрепление статуса Российской Федерации как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.. Конституции РФ и Федеративного договора от 31 марта 1992 г.

Эти акты закрепляют конституционно-правовой статус Российской Федерации как независимого суверенного государства, полноправного субъекта мирового сообщества; отражают завершение важного этапа реформирования государственного устройства России, качественное изменение характера взаимоотношений в структуре Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации как суверенного государства — это его правовое положение, очерчиваемое федеральной Конституцией.

Конституция Российской Федерации подтверждает государственный суверенитет России на всей ее территории. Россия — демократическое суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Рассмотрим важнейшие элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации как суверенного государства:

Учредительный характер государственной власти Российской Федерации проявляется:

      в установлении названия государства, основ его конституционного строя;

      определении характера взаимоотношений по линии личность — общество — государство; закреплении обязанности государства обеспечить правовую, социальную защиту и безопасность своих граждан;

      установлении пределов ответственности государства перед гражданами, обществом и граждан перед государством и обществом;

      принятии конституции, ее изменении, дополнении, толковании;

      обеспечении верховенства федерального закона;

      определении формы государственного устройства России, гарантий ее целостности и сохранения исторически сложившегося государственного единства народов России; решении вопросов об образовании новых или преобразовании существующих субъектов Российской Федерации; участии в определении их конституционно-правового статуса; закреплении объема исключительных и совместных с субъектами федерации предметов ведения и полномочий федерации; в праве делегировать свои полномочия субъектам путем заключения договоров и соглашений; защите прав этнических меньшинств;

      в выборе формы правления, установлении системы законодательной, исполнительной и судебной властей; определении структуры, порядка формирования и процедуры деятельности федеральных органов;

      в праве вступать в государственные, межгосударственные союзы (федерации, конференции, содружества).

Каждое суверенное государство имеет территорию, в рамках которой реализует государственный суверенитет. Российская Федерация обладает территориальным верховенством, т. е. высшей властью в отношении своей территории. Суверенность РФ распространяется на всю ее территорию. Государственная территория Российской Федерации включает территорию ее субъектов — республик в составе РФ, краев, областей городов федерального значения, национальных автономных образований.

Территория Российской Федерации — объект федеральной компетенции (п. «б» ст. 1 всех трех вариантов Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов). Государственный суверенитет Российской Федерации проявляется в праве устанавливать статус, режим и осуществлять защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.

В рамках единого конституционного пространства сосуществуют и взаимодействуют конституционно-правовые системы федерации, республик в ее составе, краев, областей, городов федерального значения, национальных автономных образований. Одновременное действие Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе, федерального и республиканского законодательства, нормативных актов других субъектов федерации обусловлено федеративной природой государственного устройства России.

Государственный суверенитет Российской Федерации предполагает не только федеральную конституционно-правовую систему, но и верховенство федерального права в вопросах ведения федерации.

Являясь Основным законом государства и общества, ограниченной частью правовой системы, и прежде всего системы конституционного (государственного) права. Конституция служит юридической базой для нормотворческой деятельности государственных органов на ее базе развивается отраслевое законодательство, она предопределяет содержание как федерального законодательства, так и законодательства субъектов федерации.

Легитимность федеральных органов государственной власти. Правовые основы их организации и деятельности, взаимодействие между республиканскими и региональными органами закреплены в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах Система органов государства — это единый, целостный организм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией.

Федеративный договор обязывает федеральные органы государственной власти реализовывать отнесенные к их ведению полномочия в интересах каждого человека, каждого субъекта федерации и тем самым федерации в целом.

Система органов государственной власти в Российской Федерации основана не только на принципе разделения властей по горизонтали, но и на разграничении предметов ведения и полномочий различных видов органов по вертикали — между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением. Конституция РФ устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов государственной власти, за пределы которых они не вправе выходить, характер их взаимоотношений с органами государственной власти субъектов федерации, а также местным самоуправлением.

Федеральное гражданство.

Государственный суверенитет Российской Федерации проявляется и в установлении единого гражданства для всех граждан России, определении их правового статуса, а также статуса иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

Федеральная государственная собственность, единая кредитно-денежная система. Суверенное государство определяет правовой режим форм собственности, условия и порядок их возникновения, объекты. Государственная собственность Российской Федерации разграничена на федеральную, республиканскую, краевую, областную, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Особый статус имеет муниципальная собственность.

Информация о работе Государственное устройство РФ: правовая природа, особенности