Государственное территориальное устройство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:36, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в исследовании и анализе государственного и территориального устройства Российской Федерации.
Из указанной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть понятие и виды государственного устройства; 2) охарактеризовать федеративное устройство РФ; 3) обратить внимание на проблемы разграничения компетенции РФ и её субъектов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды государственного устройства 5
2. Федеративное устройство Российской Федерации 12
3. Проблема разграничения компетенции между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией. 21
Заключение 28
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Государственно-территориальное устройство в РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

 

     Актуальность темы данной  курсовой работы заключается в том, что форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова,  в конечном счете,  будет и его форма. Поэтому, исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его государственного и территориального устройства - это значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, его внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти. 

     Говоря  о такой важной составляющей формы государства, как форма правления, следует сказать, что нет идеальной, пригодной абсолютно для всех государств модели организации высших органов государственной власти. Обычно та или иная форма правления складывается исторически в процессе борьбы различных политических сил данного общества. Такой вывод, однако, не устраняет возможность поиска наиболее адекватной формы правления для каждого конкретного государства.

        Нормативно-правовой базой курсовой работы  послужили конституции и федеральные законы РФ и стран СНГ, подзаконные нормативные акты и образцы судебной практики. Среди прочих следует указать, на Конституцию Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.); Конституцию Республики Беларусь (принята на всенародном голосовании 15 марта 1994г.);  Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";    Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";    Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 19 сентября 1997 г. "О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации"  и др.

       Объектом  курсовой работы является  исследование и анализ  различных аспектов государственного и территориального устройства в РФ.

     Предметом  исследования является анализ формы государственного устройства и её особенности в условиях РФ.

     Цель  работы заключается в исследовании и анализе государственного и территориального устройства Российской Федерации.

     Из  указанной цели вытекают следующие  задачи: 1) рассмотреть понятие и виды государственного  устройства; 2) охарактеризовать федеративное устройство РФ; 3) обратить внимание на проблемы разграничения компетенции РФ и её субъектов.

     Методология и методика исследования. Методологическую основу  выпускной квалификационной работы составляют положения философии, позволяющие вскрывать противоречия и закономерности развития социально-политических явлений, исследовать изучаемые  процессы в их единстве, целостности и системности. В процессе работы над  дипломной работой автор использовал  различные общенаучные методы познания: исторический, эмпирический, сравнительный, индуктивный, дедуктивный, анализа, синтеза, диалектический, социологический. Их применение позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и  всесторонности, выявить некоторые тенденции, сделать обобщения.

       Работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Понятие и виды  государственного  устройства

 

     Форма государственного устройства - это  политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений  между центральными и местными властями1.

     Решать  абсолютно все задачи, стоящие  перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства  после определенного порога численности  населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляет проблему государственного устройства.

     Она возникла после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

     В период абсолютизма центральная  власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление  страны- систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т. д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные. Объединение мелких феодальных государств, приводило к тому, что прежние государства превращались в территориальные единицы нового крупного государства, носящие исторический характер. В дальнейшем многие из них перестали быть государственными единицами, как, скажем, Пьемонт в Италии, Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили определенные государственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия в Италии)2

     Унитарным (unus (лат.) - один) является единое государство, части которого не обладают признаками государственности. К унитарным  государствам относится, например, Республика Беларусь, что закреплено в ч. 1 ст. 1 Конституции РБ: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство»3.

     Унитарное государство делится на административно-территориальные  единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в экономической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее особенностей. Как правило,  административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к государству в целом (это симметричные унитарные государства). Если же на той или иной территории существуют достаточно яркие национальные, исторические, культурные или иные особенности, которые обуславливают специфические подходы к управлению данной территорией, может иметь место политическая или административная автономия (это асимметричные унитарные государства). Права у органов административной автономии несколько  шире,  чем у  органов  обычных  административно-территориальных единиц, но границы самостоятельности автономий устанавливают высшие органы государства. Административно-территориальное деление может быть двух-, трех- или четырехзвенным. Его не имеют вообще только некоторые крайне малые государства.

     Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости от административно-территориального деления государства действует один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов.

     В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные  единицы собственного гражданства  не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая  деятельность местных органов носит подчиненный, подзаконный характер.

     Унитарные государства можно разделить  на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные с точки зрения соотношения компетенции  высших и местных органов, участия  первых в формировании вторых. Здесь прослеживается связь с различными моделями организации местного самоуправления.

     Федерация (foedus (лат.) - союз) - сложное союзное  государство, части которого обладают признаками государственности.

     Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он заключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств.

     В мире сейчас насчитывается около  двадцати федераций. Это в большинстве  своем достаточно крупные государства, расположенные на всех материках - Австрия, ФРГ, Россия, Индия, Малайзия, Нигерия, Танзания, США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия и  другие.  После второй мировой войны число федераций значительно возросло. В последние десятилетия наблюдаются процессы как ликвидации (стали унитарными государствами Индонезия, Ливия, Уганда; распались СССР, ЧССР), так и возникновения (Бельгия- 1993 г., Эфиопия- 1994 г.) федеративных государств.

     Субъекты, т. е. составные части федерации, в большей или меньшей степени  обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация - единое суверенное государство. В связи с этим при конструировании и теоретическом осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало практических и теоретических проблем.

     В некоторых федеративных государствах составляющие их государственные образования имеют свои конституции (США, Мексика, ФРГ, СССР) и свое гражданство (США, СССР, т. е. здесь двойное гражданство). В отдельных федерациях эти признаки самостоятельной государственности у субъектов федераций отсутствуют (Индия, Нигерия, Пакистан). Существуют также проблемы соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов федераций.

     Основная  отличительная особенность построения государственного аппарата в федеративных государствах наличие двух уровней высших государственных органов федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимости от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.

     Охраной внешних границ федерации занимаются федеральные погранвойска, обороной федеративного государства - федеральные вооруженные силы.

     Совместные  полномочия федерации и субъектов  федерации. Здесь одними и теми же проблемами занимаются и федеральные  органы, и органы субъектов федерации. Это, как правило, те проблемы, которые  в полной мере не могут быть разрешены  отдельно ни федерацией, ни ее субъектами.

     Здесь выработаны соответствующие юридические  процедуры сотрудничества, принятия совместных решений.

     В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые другие вопросы 4

     Полномочия  субъектов федерации. Это полномочия, необходимые для решения разнообразных  проблем местного значения.

     В соответствии со ст. 73 Конституции РФ 1993 г. вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти5.

     Отдельный вопрос - обладают ли субъекты федерации  правом сецессии, т. е. правом свободного выхода из федерации? Современные зарубежные конституции не предусматривают  такого права. Более того, в федеративных государствах оно рассматривается даже в негативном плане- как подрыв целостности суверенного государства. В конституционном законодательстве многих федеративных государств установлены гарантии их целостности, а попытки выхода из состава федерации подавлялись преимущественно вооруженным путем (в США в 1861-1865 гг., в Мексике в 30-х гг. XX в., в Нигерии в 70-х гг.). Известны и успешные (хотя и незаконные) попытки сецессии - в 1965 г. отделился Сингапур от Малайзии, в 1971 г. на территориях, принадлежавших Пакистану, образовалось государство Бангладеш. В Конституциях СССР 1924, 1936 и 1977 гг. было закреплено право выхода союзных республик из состава СССР, что было связано с содержащимся в работах В.  И. Ленина обоснованием права наций  на самоопределение вплоть до отделения. До начала 90-х гг. оно не использовалось, однако во времена «перестройки» выступало в качестве формально-юридического основания сепаратистских претензий: в 1991 г. Латвия, Литва и Эстония вышли из состава СССР.

Информация о работе Государственное территориальное устройство в РФ