Форма территориального-государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание

В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Содержание

• Введение
1. Территориальное устройство государства
1.1 Унитарное государственное устройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративной государственности России
3.2 Конституционная модель российского федерализма
3.3 Проблемы Российского федерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия - унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

теория государства и права.docx

— 55.34 Кб (Скачать документ)
  1. Форма территориального-государственного устройства понятия и виды.
  2. Юридический состав правонарушения.

Оглавление

  • Введение
    • 1. Территориальное устройство государства
    • 1.1 Унитарное государственное устройство
    • 1.2 Сложное государственное устройство
    • 2. Федерация
    • 2.1 Модели федерализма
    • 3. Российская Федерация
    • 3.1 Истоки федеративной государственности России
    • 3.2 Конституционная модель российского федерализма
    • 3.3 Проблемы Российского федерализма
    • 3.4 Четыре этапа российского федерализма
    • 3.5 Россия - унитарная Федерация
    • 4. Конфедерация
    • Заключение
    • Список использованных источников

Введение

Общепризнанно, что  элементы составляющие государство, - это территория, население и публичная  власть. Среди элементов государства  особо выделяется именно её территория. Так как без собственной территории не может быть государства. Форма  государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства  на составные части: административно-территориальные  единицы, автономные, культурные, политические образования. Она отражает характер отношений государства в целом  и отдельных его частей.

Проблема форм государственного устройства является традиционной для теории государства  и права. Вместе с тем рассматриваемая  тематика имеет важное теоретическое  и практическое значение. Ее актуальность обусловлена теми процессами, которые  характерны как для государственного строительства в России, так и  для формирования межгосударственных отношений в эпоху глобализации. Многие вопросы, касающиеся форм государственного устройства и остающиеся до сих пор  нерешенными и дискуссионными.

В данной работе будут  рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные  и федеративные. Особое внимание будет  уделяться федерации. Это выделение  обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.

Отдельно будет  рассмотрена конфедерация. Тема конфедерации является одной из самых дискуссионных. А именно, вопрос о том, в каком  качестве её рассматривать - как особую форму государственного устройства, либо как территориальную организацию  союза государств.

1. Территориальное  устройство государства

В последние годы само понятие "форма государственного устройства" подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более  адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию "государственное устройство" придавалось излишне широкое  содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1999. С. 157.. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой "территориально-политическое устройство" государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин "государственное" устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.

Внутреннее деление  государства, правовое положение его  частей, их взаимоотношения друг с  другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное  устройство государства" Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1996. С. 60.. В учебной и научной  литературе прослеживается единство в  характеристике этого термина. На сегодняшний  день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная (простая) и сложная. Иванов В. В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 92. За основу типологизации  формы государственного устройства здесь берут критерий "простоты". Примитивность и алогичность  подобного подхода очевидна. В  дальнейшей классификации ведутся  споры. В частности, современные  учёные третьей формой государственного устройства выделяют конфедерацию, тогда  как другие определяют её лишь как  союз государств. Также появилось  такое понятие, как региональное государство, это понятие ещё  не воспринято основными законами, хотя является научным термином. Также  в классификации сложных государств выделяют такие понятия, как протекторат  и уния. Но для того, чтобы более  наглядно проследить эту специфику, необходимо дать характеристику традиционным, классическим формам государственного устройства. Ромашов Р. А., Сергевнин  С. Л. Проблемы структурирования и функционирования системы современного российского  законодательства в контексте федерализма // Правоведение. 2005. № 3. С. 5.

1.1 Унитарное  государственное устройство

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственности  не обладают.

Унитарная форма  государственного устройства имеет  ряд признаков, которые характеризуют  ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует  одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует  единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика. Унитарное государство  предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или  органами управления на местах. Кроме  того, составные части унитарного государства не обладают государственным  суверенитетом. Они не имеют своих  самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности Лоханская  О.С. Объединения государств: общетеоретические  и международные вопросы [Электронный  ресурс] // Всё о праве. URL: http://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html (дата обращения 07.03.2010)..

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать  административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности  и т.д. Главное при этом то, что  центральная власть определяет границы  тех или иных частей унитарного государства  и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным  из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь  нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре" Сапельников А. Б., Честнов И. А. Теория государства и права : учебник для юридических высших учебных заведений. С-Пб.: Знание, 2006. С. 98..

Форма унитарного государства даёт возможность более  полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного  развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы  в унитарные Чиркин В. Е. Указ. соч. С.168..

В современном  мире простые (моноструктурные) государственные  образования представляют собой  скорее исключение и являются в большей  степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") Ромашов Р. А., Сергевнин С. Л. Указ. соч. С. 4..

1.2 Сложное  государственное устройство

Сложное государство  предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные  образования. В типологии сложных  государств, принято выделять такие  классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это  международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать  другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство  во внешних делах осуществлять вооружённую  защиту, а иногда оказывать экономическую  и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических  государств в форме реальной и  персональной унии, фузии, инкорпорации и империи Спиридонов Л. И. Указ. соч. С. 61..

В настоящее время  абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное  устройство. Наиболее интересными в  плане изучения, с нашей точки  зрения, представляются федерация и  конфедерация.

2. Федерация

Федеративную  форму государственного устройства называют "сложной", поскольку  федерация представляет собой союзное  государство, части которого обладают признаками государственностиhttp://www.allpravo.ru/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации  состоит из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик  и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и  ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации  обладают правом принятия собственной  конституции, которая не может противоречить  федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц;

основная общегосударственная  деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые  официально представляют федерацию  в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат  парламента представляет интересы субъектов  федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем  порядке выйти из федерации История  России. Мультимедиа-учебник [Электронный  ресурс]. URL: http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=1422&story=1192 (дата обращения 15.03.2010)..

Федерации образуются либо в результате договора между  независимыми государствами, осознавшими  необходимость государственного объединения  для совместной реализации своих  общих интересов и превращающимися  в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству  территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени  автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими  государство-подобных черт.

Государственные образования, входящие в состав федерации, считаются субъектами федерации. Этим подчеркивается производность суверенитета федерации от суверенитетов государственных  образований. Это верно лишь отчасти. Формирование федеративного государства  можно представить в виде логической схемы суммирования суверенитетов, которые субъекты добровольно передали "центру". Однако, суверенитет  в государстве неделим, т.е. он не может быть одновременно и у "центра" и у частей государства.Т.о. если составные части передали свой суверенитет "центру", то у передавших его больше нет. Поэтому в федеративном государстве на всей его территории действуют федеральные законы. Сапельников А. Б., Честнов И. Л. Указ. соч. С. 98-99.

2.1 Модели  федерализма

Этимологически  в основе понятия "федерация" лежит  латинское "feod-eration" - чем-то созвучное  со словом "союз". В государственно-правовом аспекте под "федерацией" следует  понимать соединение нескольких государств или территориальных образований  в интересах достижения общей  цели с помощью федеральной власти. Каждому отдельному государству  присущи свойственные только ему  особенности регулирования федеративных отношений, в зависимости от ряда факторов, включая, политические, экономические, социальные, правовые, что позволяет  классифицировать их в определённые группы - модели федерализма. Исходя из правовой регламентации, выделяются: "конституционная  модель", "регламентарная модель", "традиционная модель". Крылова  Е. Г. Федерализм как демократическая  организация правового государства // Конституционное и муниципальное  право. 2007. № 16. С. 15.

"Конституционный  федерализм" считается наиболее  демократической формой государственного  устройства, обеспечивающий гарантии  прав и свобод человека и  гражданина на всей территории  государства. Классическим государством  такого типа является США.

Информация о работе Форма территориального-государственного устройства