Государственно-правовая природа федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:53, реферат

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности государственно-правовой природы федерализма.
Согласно цели, определены следующие задачи:
раскрыть понятие федерализма и выявить его сущностные черты;
проанализировать природу федерализма;
выявить принципы российского федерализма.

Содержание

1. Введение...............................................................................................стр. 3-4
2. Понятие и сущностные черты федерализма......................................стр. 5-9
3. Природа федерализма..........................................................................стр.10-12
4. Принципы российского федерализма.................................................стр.13-16
5. Заключение............................................................................................стр.17
6. Список литературы................................................................................стр.18

ВВЕДЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение...............................................................................................стр. 3-4

2. Понятие и  сущностные черты федерализма......................................стр. 5-9

3. Природа федерализма..........................................................................стр.10-12

4. Принципы российского  федерализма.................................................стр.13-16

5. Заключение............................................................................................стр.17

6. Список литературы................................................................................стр.18 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие федерализма  возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества. Разделение предметов ведения и компетенции - важный и необходимый элемент в определении федеративной природы государства с точки зрения разделения власти. Главное, составляющее природы федеративного государства - это взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей-субъектов.

    Практика мирового федерализма накопила богатейший опыт. Достаточно отметить, что в современном мире насчитывается более двух десятков федеративных государств, среди которых ФРГ, Канада, США, Бразилия, Россия, Мексика, Австралия, Пакистан, Индия и др. Все это создает хорошие перспективы для научного обобщения данного опыта. В результате в настоящее время появилось много различных теорий, объясняющих правовую и иную природу федерализма.

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что федерализм является сегодня одним из важнейших гуманистических направлений изучения феномена государственной власти в человеческом обществе. Современные исследователи федерализма справедливо отмечают, что хотя и нет в мире абсолютно совершенных моделей государственного устройства, есть государства, выбор которыми федеративной формы устройства обеспечивает целостность и стабильность, мир и согласие внутри них.

Целью данной работы является раскрытие сущности государственно-правовой природы федерализма.  

Согласно  цели, определены следующие задачи:

  • раскрыть понятие федерализма и выявить его сущностные черты;
  • проанализировать природу федерализма;
  • выявить принципы российского федерализма.

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ  ЧЕРТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА.

Понятие «федерализм» вошло в широкий обиход со времени  возникновения США как самостоятельного государства. Несмотря на то, что объединения  государств на принципах федерализма существовали еще в Древнем мире и в Средние века, по существу, федерализм представляет собой социально-экономическое и, соответственно, правовое явление Новой и Новейшей истории.

     Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза.

     В настоящее время в политологической и правовой литературе существует множество  представлений о том, что такое федерализм. Например, отмечается, что «не существует никакой всеохватывающей теории федерализма, хотя имеется множества определений «федерализма»… Теория федерализма еще развивается». «Несмотря на постоянное использование, термин «федерация» является все еще не ясным. Нет общепринятого определения».

Вообще говоря, в современной науке федерализм рассматривается не только как правовой термин, но также с точки зрения и политики, и идеологии, и общей  методологии. В Оксфордской энциклопедии, например, дается такое определение: «Федерализм (federalism) - политическая система, объединяющая отдельные конституционные образования в единую политическую структуру»[8, с.67]. Французский ученый М. Деруе придерживается иного мнения. Он считает, что в федерализме не следует видеть только факторы политического и юридического характера, это – «принцип общей организации, выражение определенной культурной тенденции, стиль жизни»[2, с.45]. Дж. Смит утверждает, что «федерализм можно рассматривать как идеологию: федеральная идея задумана как компромисс – между разнообразием и единством, автономией и суверенитетом, национальным и региональным»[2, с.47]. С методологических позиций рассматривает федерализм американский исследователь В. Остром: «Федерализм, как, способ структурирования процессов познания в соответствии с надлежащими правовыми процедурами, встроен в наш интеллектуальный опыт… Федерализм – это не просто форма правления; это метод решения проблем, образ жизни»[14, с.56].

Российские ученые-правоведы  чаще всего трактуют федерализм именно в широком смысле. «Понятие «федерализм» содержит философию качественно определенного государственного устройства, оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства» - считает Л.М. Карапетян[14, с.67]. А.Н. Арнин утверждает, что «…суть понятия «федерализм» состоит в том, что оно означает самоуправляющееся гражданское общество, которое, опираясь на договор-соглашение между гражданами, устанавливает во имя свободы и прав человека партнерские взаимоотношения с органами государственной власти, делегируя при этом различным уровням власти соответствующие предметы ведения и полномочий»[6, с.45]. И.А.Умнова рассматривает федерализм как единство принципа, режима и формы: «Если как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, то как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве» Отвечая на вопрос, каким же требованиям должен отвечать современный федерализм «как принцип, режим и форма», она продолжает: «Это демократизация федеративных отношений и возрастание ответственности государственной власти пропорционально увеличению объема ее функций и полномочий»[6, с.48].

     В узком смысле федерализм обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти, то есть ее функционирование по всей вертикали между федеральным центром и субъектами Федерации: в более широком - сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации .

     Классический  федерализм означает форму политической организации нескольких территориальных  или национальных сообществ, бывших независимыми, но решивших объединиться в единое политическое образование.

Федерализм - это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства. Федерализм является средством демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти. Федерализм представляет собой метод повышения эффективности государственного управления.

Сама природа  федеративного государства дуалистична, т.к. обнаруживает и общие, свойственные всем федерациям, и специфические для каждого конкретного государства черты .

Исходя из этого, американский исследователь М. Риган  сделал вывод, что не существует каких-то общезначимых черт федерализма, кроме  конституционных гарантий независимого существования субъектов федерации. Близкую точку зрения высказал А.Г. Осипов, выделивший две специфические черты, присущие федеративным системам:

а) "эксплицитная или подразумеваемая идеологема суверенного или квазисуверенного характера полномочий, имеющихся у частей федерации",

б) "наличие  у субъектов федерации собственной  системы исполнительной власти (иногда и судебной) или двойное подчинение исполнительных органов федерации и ее субъектам..." [2, с.89].

Эти черты являются универсальными, но, с другой стороны, многие признаки федераций нельзя признать бьющими и всеобъемлющими, но они являются важнейшими признаками определенной группы федераций, что может быть значимо для осмысления феномена федерализма в целом.

Австрийский ученый Д. Соломон выделил следующие черты, свойственные большинству классических федераций:

1)наличие у  центрального правительства полноты  власти для управления субъектами  федерации;

2)конституционное  распределение полномочий таким  образом, чтобы они не могли  измениться ни федеральным правительством, ни правительством субъектов федерации;

3)достаточный  объем полномочий у федерации  и ее субъектов для того, чтобы  прямо воздействовать на граждан,  чтобы правительства субъектов  федерации не действовали лишь  как посредники при применении полномочий центрального правительства, т.е. не были объектами федеральной власти;

4)обеспечение  со стороны судебной власти  такого положения, чтобы ни  центральная власть, ни местная  не преступали пределов своих  полномочий, установленных конституцией [2, с.145].

Современные российские исследователи Р.Г. Абдулатипов и  Л.Ф. Болтенкова выделяют десять элементов, составляющих понятие принципа федерализма:

1)определение  государственной власти как федеративной;

2)осуществление  государственной власти на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации;

3)самостоятельность  субъектов федеративных отношений  в осуществлении принадлежащих  им полномочий;

4)формальное  равноправие субъектов федерации;

5)право участников  федеративных отношений на двустороннее  регулирование государственно-властных  полномочий;

6)право выбора  субъектом федерации формы своей  политической организации;

7)системообразующее  единство и неразрывная связь субъектов федераций;

8)обязанность  субъекта сохранять целостность  федерации и ее исторически  сложившейся территории;

9)исключительное  право федерации вступать в  более крупные союзы;

10)невозможность  для субъектов федерации вступать  в какие-либо союзы за ее пределами [2, с.156].

Необходимо отметить, что не одна из ныне существующих федераций  не соответствует всем этим десяти чертам одновременно.

Что касается федерализма  именно как способа территориальной  организации государственно-политической системы, то Д.В. Доленко выделил три агрегированных черты:

1)взаимодействие  центра с региональными центрами  власти на основе разделения  полномочий;

2)участие региональных  политических организмов в формировании  структуры власти центра;

3)решающая роль  центра в формировании региональных центров власти, т.е. в централизации и децентрализации политической системы государства.

        Таким образом, различия взглядов исследователей на определения федерализма, отражают, на мой взгляд, богатство содержания этого понятия. Хотя, как было показано, в литературе под термином «федерализм» часто понимается не целостное объективное социальное явление, а некоторое множество отдельных его проявлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРИРОДА ФЕДЕРАЛИЗМА

По вопросу  природы федерализма существуют различные, иногда и противоположные точки зрения. Одни исходят из абстрактно понимаемой целесообразности объединения народов в нечто более единообразное, дополняемое внешними обстоятельствами. Так, по мнению Л.М. Карапетяна, «в целом появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого сообщества, так и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности». Но я не могу полностью согласиться с процитированным автором, поскольку он, во-первых, не объясняет, чем же обусловливалось упомянутое «естественное стремление народов», во-вторых, включение в состав могущественных государств других народов не давало им автоматически самостоятельности. А ведь именно получение последней и нуждается в каузальном объяснении.

Информация о работе Государственно-правовая природа федерализма