Трудовой договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание

Распоряжение способностью к труду является исключительным правом человека. Трудовой договор (контракт) выступает основной формой реализации принципа свободы труда. Трудовой договор – основной институт трудового права, отражающий характерные особенности трудовых отношений. Трудовой договор является правовой формой индивидуального регулирования труда в организациях, основой для развития трудовых отношений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава I. Понятие и стороны трудового договора ……………………….…... 4
Глава II. Виды трудовых договоров …………………………………………. 9
2.1 Способы и основания видовой дифференциации
трудовых договоров …………………………………………….. 9
2.2 Дифференциация трудовых договоров по составу
субъектов …………………………………………………….…… 10
Дифференциация трудовых договоров по содержанию …….. 16
Дифференциация трудовых договоров по порядку
их заключения, изменения и прекращения ……………………. 19
Общая классификация видов трудового договора …………… 20
Дифференциация трудовых договоров по срокам их
действия …………………………………………………….……. 21
Глава III. Содержание трудового договора …………………………….…….. 25
Глава IV. Порядок заключения и форма трудового договора ………………..29
4.1 Документы, предъявляемые при заключении трудового
договора ……………………………………………………………29
4.2 Форма трудового договора ………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………….. 34
Библиографический список ………………………………………………... 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

     В то  же время, закон ограничивает  возможности несовершеннолетних осуществлять определенные виды трудовой деятельности3, а следовательно, заключать соответствующие трудовые договоры.

    Аналогичный  подход осуществляет законодательство  о труде в отношении трудящихся женщин (гл. 41 ТК РФ).

В частности, устанавливаются запрет на применение труда женщин на определенных работах (ст. 253 ТК РФ); дополнительные правила о переводе нa другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ); отпуска, связанные с рождением (усыновлением) ребенка (ст. 255—257 ТК РФ); перерывы в течение рабочего дня для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ). Предусматриваются дополнительные гарантии при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ), предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 260 ТК РФ) беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Наконец, действующее трудовое законодательство устанавливает дополнительные льготы в области рабочего времени и времени отдыха лицам, осуществляющим уход за детьми, в том числе детьми-инвалидами (ст. 262—264 ТК РФ).

Помимо уточнения содержания трудового правоотношения, нормы  закона устанавливают дополнительные гарантии при заключении и расторжении трудового договора с указанными категориями работников (ст. 64 и 261 ТК РФ).

При определенных условиях в качестве специального субъекта при  заключении трудового договора законодателем  рассматривается лицо с пониженной трудоспособностью, которое в соответствии с медицинскими рекомендациями нуждается в особом режиме трудовой деятельности.

Наряду с личностными  качествами специфика работника  как стороны трудового договора определяется также особенностями его общего правового положения. Законодатель, характеризуя посредством закона фигуру работника как стороны трудового договора, признает существенными некоторые его юридические свойства как потенциального или реального участники иных правовых отношений.

Например, в соответствии с законом, таким специальным субъектом является пенсионер по возрасту, т.е. лицо,. состоящее на момент заключения трудового договора в отношениях по социальному обеспечению.

В числе таких лиц  можно также указать безработного, т.е. лицо, состоящее в отношениях по обеспечению занятости, направляемое на работу (в том числе для выполнения общественных работ) в установленном порядке.

     В качестве  специального субъекта трудового  договора выступают также совместители.

     Совместительством  признается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Таким образом, особенностью правового положения работника-совместителя является то, что он состоит, как минимум, в двух трудовых правоотношениях (основном и по совместительству). Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и в других организациях. При этом, по общему правилу, заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.    

      В качестве  совместителей могут выступать  лица, достигшие 18 лет. Не допускается  совместительство на тяжелых  работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами.                                  

Особенностью правового  положения государственных и муниципальных служащих является то, что условием существования трудового   правоотношения с их участием является наличие гражданства России   у соответствующих работников4.                             

     Специфика  трудового договора с государственным служащим обусловлена содержанием той функции, которую он призван выполнять в   процессе своего труда. Государство не может действовать иначе, как   посредством труда своих агентов. Поэтому степень свободы каждого   участника рассматриваемого трудового отношения существенно    меньше, чем у участников обычного отношения наемного труда. Государство, как организация публичной власти, выполняет определенную публичную функцию в данной сфере общественных отношений, и, следовательно, оно не может быть освобождено от выполнения этого вида деятельности. Соответственно, и государственный чиновник как публичный агент, посредством труда которого осуществляется государственная деятельность, не волен определять содержание своей трудовой деятельности. Понятно, что при таких условиях договор как результат компромисса воль свободных в своем поведении субъектов в данном случае неприемлем, ибо в противном случае это означало бы допущение того, что посредством частноправовой сделки, которой и является обычный трудовой договор, определяется содержание публичной функции, осуществляемой государством. Все основные аспекты трудовой деятельности государственного чиновника — функционера должны быть определены заранее, не в договорном, а в нормативном порядке.

    В силу изложенного,  в случае с государственным  чиновником трудовой договор  не может рассматриваться в  качестве источника субъективного  трудового права; его роль —  это роль исключительно юридического факта, лежащего в основе возникновения трудового (служебного) правоотношения, содержание которого определено заранее во внедоговорном (нормативном) порядке. Иными словами, трудовой договор с государственным чиновником — это соглашение о приеме-поступлении на государственную службу на заранее определенных внедоговорных условиях.

    Такая же  специфика присуща и трудовому  договору с участием муниципального служащего.  

    С переходом  нашего общества к рыночной  модели экономики возникла необходимость регулятивно воздействовать на рынок, включая и рынок труда. Регулирование предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Примером регулирования рынка труда посредством ограничения предложения труда служит Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г.5 Положение предусматривает для работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории России, разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы; кроме того, каждый иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию для осуществления профессиональной деятельности, должен иметь подтверждение на право трудовой деятельности, выданное в установленном Положением порядке. Иностранные граждане, въехавшие в страну для профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением Положения, подлежат выдворению из России органами МВД РФ за счет средств работодателя. Таким образом, действующее законодательство устанавливает особенности трудового договора с участием иностранных граждан (и лиц без гражданства), прибывающих в Россию в целях реализации здесь своей способности к труду.

      В ряде  случаев особенности работника  как специального субъекта трудового договора обусловливаются спецификой его трудовой деятельности, что выражается в установлении дополнительных требований, которым должен отвечать работник, вступающий в соответствующее трудовое правоотношение.

Организационно-правовые особенности выполняемой работы обусловливают выделение в качестве специального субъекта трудового договора руководителя организации. Положение таких работников двойственно. С одной стороны, они являются индивидуальными (единоличными) органами юридического лица. Поэтому их труд носит несамостоятельный характер, ибо выполняется в пользу и для достижения целей юридического лица. В этой части руководитель является наемным работником. С другой стороны, в качестве органа юридического лица руководитель осуществляет управление как имуществом данного лица, так и трудом работников, его действия есть в то же время и действия юридического лица. Понятно, что подобные качества руководителя не могут не отразиться на его правовом положении как работника, что позволяет рассматривать договор с ним в качестве особого вида трудовых договоров.

Руководителем организации признается физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ)6. Соответственно особенностью правового положения руководителя является, то, что источником его субъективных трудовых прав и обязанностей являются не только акты законодательства о труде и трудовой договор, но также и учредительные документы соответствующего юридического лица (ст. 274 ТК РФ), прежде всего в той их части, которая определяет организационную структуру последнего и компетенцию его исполнительных органов.

Особенности правового  положения педагогических работников также обусловливаются спецификой их трудовой деятельности, предъявляющей особые требования к уровню профессиональной квалификации, состоянию здоровья, а также к общей культуре субъектов трудового договора. Поэтому к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

Не могут осуществлять педагогическую деятельность лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами (ст. 331 ТК РФ).

Характер трудовой деятельности принимается во внимание законом  при определении особенностей правового  положения работников транспорта. Возможность заключения трудового договора с этими категориями работников ограничивается посредством установления особых требований к состоянию здоровья соответствующего лица. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра работника, в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (ст. 328 ТК РФ).

       Наконец,  особенности правового положения надомника как стороны трудового договора определяются местом применения его труда.

Надомниками считаются  лица, заключившие трудовой договор  о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему выплачивается компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором (ст. 310 ТК РФ). Работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 311 ТК РФ).

  • Особенности работодателя как стороны трудового договора определяются рядом факторов, характеризующих его организационно-правовое устройство, а также характер и место осуществления деятельности.

      Новшеством  действующего Трудового кодекса РФ является система норм, определяющих особенности регулирования труда работников, занятых у работодателей — физических лиц (гл. 48 ТК РФ).

      Как  следует из содержания главы  48 ТК РФ, нормы этой главы распространяются  на все категории работодателей — физических лиц, как осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве частного предпринимателя, так и привлекающих труд по найму для использования в домашнем хозяйстве без целей производства прибыли. Специфика юридической личности работодателя — физического лица обусловливает особенности как в порядке заключения, определения и изменения содержания, так и прекращения трудового договора с его участием, что позволяет выделить этот договор в особый вид трудового договора7.

       К  работодателям — физическим лицам примыкают по своему правовому положению как стороны трудового договора организации — субъекты малого предпринимательства.

       Правовое  положение работодателя как стороны  трудового договора дифференцируется законом также в соответствии с содержанием и целями его деятельности.

С этой точки зрения прежде всего выделяется работодатель — организация, создаваемая для достижения определенных, заведомо ограниченных во времени, целей. Понятно, что ограниченность времени существования работодателя является безусловным фактором определения конкретного срока в качестве существенного условия трудового договора, заключаемого с таким работодателем.         

     Действующее  законодательство о труде РФ  выделяет в качестве особого  вида работодателей организации Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. В силу закона к работникам этих организаций по своему правовому положению приравниваются лица, проходящие заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.

     На указанных  работников распространяется трудовое  законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Вместе с тем, в соответствии с задачами перечисленных выше органов, учреждений и организаций, для работников, заключивших трудовой договор, устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ст. 349 ТК РФ). Следовательно, в данном случае предусматривается ограничение степени договорной свободы сторон соответствующего трудового правоотношения за счет расширения круга их прав и обязанностей внедоговорного (статутного) характера.

Информация о работе Трудовой договор