Прогнозирование национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание

Постановка цели курсовой обуславливает решение следующих задач:

Рассмотреть понятие «национальная безопасность» и «защита интересов страны»;
Изучить обеспечение и прогнозирование национальной безопасности;
Охарактеризовать возможности системы прогнозирования;
Изучить мониторинг как метод прогнозирования;
Проанализировать новую концепцию национальной безопасности России;

Содержание

Введение

Глава I. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны.

Глава II. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности.

2.1 Возможности системы прогнозирования.
2.2. Мониторинг как метод прогнозирования.

2.3 Меры по повышению эффективности прогнозирования национальной безопасности
Глава III. Новая концепция национальной безопасности России: политические прогнозы или планы Кремля?

Заключение

Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат Прогонозирование нац. безопасности.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

  Создание  Комиссии по образованию  в сфере мониторинга, прогноза и компьютерных наук. Информационно – телекоммуникационные технологии сейчас составляют основу новой экономики (экономики, основанной на знаниях), базу пятого технологического уклада. Подготовка специалистов современного уровня – программотехников, аналитиков, модельеров, инновационных менеджеров – становится государственным делом. В аналогичной ситуации несколько десятилетий назад в США была создана комиссия по образованию в области информатики при Конгрессе США. В её обязанности входило привлечение ведущих учёных страны для разработки программ нового поколения, проведение конкурсов на написание современных адекватных учебников, лицензирование и инспекция ВУЗов, в которых готовят специалистов такого профиля. Это дало отличные результаты. Возможно, следует пойти на создание нового ВУЗа для обкатки этих методик и программ (Например, "Высшей школы компьютерных наук", как предлагает профессор И.Б. Петров – заведующий кафедры информатики Московского физико-технического института) или найти иные формы. Эта проблема должна решаться на государственном уровне.  

  Обеспечение экспертизы по существу законов, принимаемых  Государственной Думой. Существенно повысить эффективность работы Государственной Думы и дать мощный импульс информационным и компьютерным технологиям может экспертиза принимаемых законов по существу. В самом деле, практика показывает, что во многих случаях "на уровне здравого смысла" не удается оценить, сколько стоит реализация закона, насколько эффективны механизмы, обеспечивающие его выполнение, каковы последствия, в том числе и отдаленные, такой правоприменительной практики. Работа Государственной Думы нуждается в гораздо более серьёзной научной поддержке, чем ныне, включающей мониторинг, прогноз, моделирование, анализ и корректировку своей деятельности, обеспечиваемой петлей обратной связи, создание которой намного упрощает современные инфокоммуникационные технологии.

 

   Глава III

  Новая концепция национальной безопасности России:

  политические прогнозы или планы Кремля?  

  По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы борьба за контроль над энергоресурсами Каспия достигнет уровня вооруженного конфликта Баку. 20 февраля 2009 года на заседании Совета национальной безопасности России была принята новая концепция национальной безопасности. В этом важном документе отражены цели, задачи, стоящие перед страной, роль России в мире, возможные угрозы и способы защиты от них. Самой ценной частью документа являются прогнозы российских аналитиков на предстоящее десятилетие.

  Политическое прогнозирование является хребтом концепции национальной безопасности. Реализация целей зависит от того, насколько удачны были прогнозы. Совпадение событий, происходящих в последние месяцы, с прогнозами концепции, говорят об академическом уровне политической аналитики. Интересно то, что среднесрочные и долгосрочные прогнозы аналитиков оправдались в тактических моментах. 

  Прогнозируемые энергетические войны. Важную часть документа составляют прогнозы, касающиеся ужесточения борьбы за контроль над энергоисточниками в мире. Эти прогнозы можно сгруппировать следующим образом:

  А) Обострение конкуренции в контроле над энергоресурсами в мире в долгосрочной перспективе.

Б) Основное внимание международной политики будет сосредоточено на борьбе за выход к энергоисточникам.

  В) Основные объекты этой борьбы а) Ближний Восток, б) шельф Баренцева моря, в) другие регионы Арктики, г) Каспийский бассейн, д) Центральная Азия. 
Г) Борьба за углеводороды в мире может дойти до уровня вооруженного противостояния. 
Д) Энергетические войны могут завершиться нарушением баланса на границах России и ее партнеров, увеличением числа атомных держав.

  «Газовая война». Как видим, Россия не исключает возможности начала в ближайшей, средней и дальней перспективе энергетических войн. Интересно, что через некоторое время после обнародования деталей концепции, началась российско-украинская газовая война. Эту войну следует рассматривать как симуляцию потенциальных энергетических войн, предусмотренных концепцией национальной безопасности России. Как минимум, причины, стороны (ЕС, США, Россия, Украина, обладающие энергоресурсами постсоветские страны), развитие и результаты этой войны полностью соответствуют прогнозам концепции. Возникает вопрос: это аналитики умеют так точно прогнозировать процессы, или же в концепции в качестве прогноза представлены планы России на очередные 12 лет? Вторая версия кажется более реальной, потому что в последние два месяца мы встречаем симуляции и других процессов, спрогнозированных в документе. Речь идет о прогнозах аналитиков относительно горячих точек планеты. 

  Прогнозы конфликтов. Русские ожидают, что до 2020 года вновь разгорятся очаги конфликтов в различных регионах, и этот факт негативно повлияет на международное положение. Среди регионов, конфликты в которых могут стать причиной международной напряженности, в конвенции указаны Афганистан, Ирак, Ближний и Средний Восток, Южная Азия и Африка, а также Корея. Конечно, конфликты в указанных регионах могут разгореться в любой момент, и прогнозировать это не составляет труда. Интересно другое - в документе говорится о «разжигании конфликтов до уровня, негативно влияющего на международное положение».

  Сектор Газа. Через короткое время после того, как документ стал достоянием общественности, Израиль начал широкомасштабные военные операции в Газе, в чем прогнозы российских аналитиков еще раз подтвердились. Впервые после долгого затишья палестино-израильский конфликт разросся до масштабов, способных вызвать изменения расстановки сил и интересов в регионе. Мы имеем такие серьезные последствия, как ощутимый удар по турецко-израильским отношениям, укрепление ЕС своих позиций на Ближнем Востоке, возникновение противоречий в мусульманском мире. И снова все случилось так, как прогнозировалось в концепции национальной безопасности России. Интересно, столь точный прогноз свидетельствует о профессионализме (дальновидности) аналитиков, или же о том, что Москва сыграла основную роль в осуществлении сценариев, представленных в качестве прогноза?

  Корейский полуостров. В качестве доказательства оправдания прогнозов концепции можно привести и усиление напряженности на Корейском полуострове. Выход Северной Кореи из всех договоров с Южной Кореей, усиление вероятности военного противостояния в Желтом море, заявления Пхеньяна о намерении сменить правительство в Сеуле, - все это полностью соответствует прогнозу о том, что «конфликт на Корейском полуострове может развиваться до уровня, способного стать причиной международной напряженности и повлиять на международное положение». И снова возникает вопрос: дальновидность или осуществление политических планов?

  Договор о коллективной безопасности. Последней симуляцией прогнозов в реальной жизни можно назвать повышение роли Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это подтверждает утверждение на состоявшемся на прошлой неделе заседании ОДКБ проекта создания единого военного подразделения быстрого реагирования, заявление Дмитрия Медведева о том, что Договор превратится в структуру, соответствующую стандартам НАТО. То, что прогнозы концепции в тактическом плане осуществляются на сто процентов, наводит на такую мысль: положения, приведенные в концепции национальной безопасности России в качестве политических прогнозов, на самом деле отражают планы Москвы в тактической и стратегической плоскости, осуществляемые в конкуренции с США, названными основным конкурентом.

  Азербайджан. А какое место в концепции национальной безопасности России отведено Азербайджану? В какой форме будут влиять политические и военные планы Москвы в ближайшем будущем на нашу страну? В связи с тем, что документ еще раскрыт не полностью, конкретно ответить на этот вопрос трудно. Единственным моментом, касающимся Азербайджана, среди тезисов документа является следующий: Каспийский бассейн превратится в один из основных объектов в борьбе за энергоисточники в мире. То есть, согласно вышеуказанному документу, среди политических планов России есть вывод конкуренции (противостояния) за энергоресурсы Каспия на мировой уровень. Ответить на вопросы, с какой целью, в какой форме и когда это планируется Москвой, трудно.  

  В концепции говорится, что в течение года возможно обострение борьбы за контроль над энергоресурсами в мире, превращение Каспия в один из объектов этой борьбы, развитие этого противостояния до военного, и, наконец, нарушение баланса  на границах России и ее партнеров. Это частично проясняет планы России относительно Каспийского бассейна на будущий год. Ближайшее будущее покажет, является это прогнозом или же политическими планами России.

 

Заключение:

  В заключении еще раз отмечу что, национальные интересы России это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

  Национальная безопасность это состояние страны, при котором устраняются или нейтрализуются угрозы национальным интересам, самому существованию государства. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в экономической сфере являются ключевыми.

  При прогнозировании, естественно, основное внимание должно быть уделено главным  факторам, ключевым процессам. Каковы же они в современном мире? Традиционный подход связан с экстраполяцией, с планированием « от достигнутого».

  Многие  важнейшие процессы, нуждающиеся  в мониторинге и прогнозировании, сейчас происходят на уровне регионов. Формально каждый регион должен прогнозировать и планировать своё развитие. Однако привлечение в эту область профессионалов и современных технологий мониторинга и прогноза даёт новое качество. Оно позволяет губернатору, министрам, правительствам регионов, директорам предприятий, депутатам увидеть будущее тех структур, которыми они руководят, и оценить, как их сегодняшние действия могут это будущее изменить.

  Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения внутренних и внешних угроз безопасности РФ, осуществляется их мониторинг (непрерывное наблюдение и анализ) и прогнозируется их влияние.

  Мониторинг  как метод социального познания и прогнозирования представляет собой совокупность аналитических приемов и процедур, обеспечивающих регулярное наблюдение, фиксирование и исследование строго ограниченного стандартного набора показателей (модели) с последующим их анализом и оценкой на основе общепринятых критериев и нормативов. Основу мониторинга, с учетом характера объекта исследования, определяют междисциплинарные положения теорий социального управления, социальной информатики, математической и экономической статистики, прогнозирования и анализа и др.

  Использование мониторинговых исследований наиболее актуально при изучении объектов, представляющих собой сложную систему связей и отношений между действующими в ней элементами. Именно таковой сложной системой является обеспечение национальной безопасности, так как в ней проявляются результаты воздействия факторов, обуславливающих процесс жизнедеятельности человека, состояние общества и государства.

  Целью мониторинга является системный  анализ основных показателей факторов, влияющих на состояние национальной безопасности России, в интересах  предупреждения негативных тенденций, прогнозирования политических, экономических, военных, социальных, дипломатических и иных последствий принимаемых решений и выработки предложений по совершенствованию государственного управления в сфере национальной безопасности.

  Ведение мониторинга процесса обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации должно возлагаться на Совет Безопасности, на министерства и ведомства, в чьем ведении находятся те или иные вопросы обеспечения видов и подвидов национальной безопасности, а также соответствующие структуры управления в Федеральных округах и регионах страны. Тем самым обеспечивается многоуровневый подход к систематизации информации по вопросам национальной безопасности.

  Мониторинг  проводится в министерствах и  ведомствах Российской Федерации, в  Федеральных округах и субъектах Российской Федерации по кругу вопросов и проблем, которые определяются специальным нормативно правовым актом - Положением о мониторинге процесса обеспечения национальной безопасности, которое утверждается Указом Президента Российской Федерации.

  Введение  системы мониторинга обеспечения  национальной безопасности как одной из функций Совета Безопасности Российской Федерации позволит придать государственному управлению научность и системность в подготовке, обосновании и выполнении тех или иных государственных решений в области национальной безопасности, улучшит возможность по их согласованию, координации и рационализации в интересах достижения эффективности функционирования системы национальной безопасности страны в целом.

  В этой связи представляется, что система  мониторинга обеспечения национальной безопасности должна стать главным звеном в системе научной поддержки принимаемых государственных решений в области национальной безопасности.

Информация о работе Прогнозирование национальной безопасности