Прогнозирование национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 08:52, курсовая работа

Описание

Постановка цели курсовой обуславливает решение следующих задач:

Рассмотреть понятие «национальная безопасность» и «защита интересов страны»;
Изучить обеспечение и прогнозирование национальной безопасности;
Охарактеризовать возможности системы прогнозирования;
Изучить мониторинг как метод прогнозирования;
Проанализировать новую концепцию национальной безопасности России;

Содержание

Введение

Глава I. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны.

Глава II. Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности.

2.1 Возможности системы прогнозирования.
2.2. Мониторинг как метод прогнозирования.

2.3 Меры по повышению эффективности прогнозирования национальной безопасности
Глава III. Новая концепция национальной безопасности России: политические прогнозы или планы Кремля?

Заключение

Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат Прогонозирование нац. безопасности.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

  Поэтому можно констатировать, что все  управляющие воздействия в сфере  обеспечения национальной безопасности страны опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются информационно-аналитической работой, которая должна проводиться межведомственным органом государственной власти, по нашему мнению – Советом безопасности Российской Федерации.

  Введение  системы мониторинга обеспечения  национальной безопасности как одной из функций Совета Безопасности Российской Федерации позволит придать государственному управлению научность и системность в подготовке, обосновании и выполнении тех или иных государственных решений в области национальной безопасности, улучшит возможность по их согласованию, координации и рационализации в интересах достижения эффективности функционирования системы национальной безопасности страны в целом.

  В этой связи представляется, что система  мониторинга обеспечения национальной безопасности должна стать главным звеном в системе научной поддержки принимаемых государственных решений в области национальной безопасности.

  Вместе  с тем достижение эффективности  в информационно-аналитическом обеспечении деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и самом обеспечении национальной безопасности страны без опоры на ее мониторинг, по сути, невозможно: национальная безопасность как сверхсложная система функционирует под воздействием огромного числа взаимосвязанных переменных, да и сами условия в которых функционирует эта система, очень динамична.

  Для практической реализации функций и  задач, стоящих перед Советом  Безопасности Российской Федерации должна предназначаться система мониторинга обеспечения национальной безопасности. Именно этим предопределены элементы системы мониторинга обеспечения национальной безопасности.

  Для осуществления мониторинга обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации необходимо в Совете Безопасности иметь информационно-аналитический центр, наделенный соответствующими функциями. Главная его задача – хранение, обработка и анализ поступающей информации в ходе проведения данного мониторинга.

  Информационно-аналитический  центр, ситуационный центр, научный  совет Совета Безопасности Российской Федерации в совокупности с его межведомственными комиссиями, а также организационно-нормативными документами, определяющими единый порядок, модель и программное сопровождение данного мониторинга представляет собой блок процедур, обеспечивающих формирование оптимального решения по обеспечению национальной безопасности страны.

  Оперативная информация о состоянии сфер национальной безопасности, по ее видам и уровням поступает в информационно-аналитический центр Совета Безопасности Российской Федерации от окружных и региональных информационно-аналитических центров, а также информационно-аналитических центров (социологических центров), органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Особую роль в системе мониторинга обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принадлежит Российской академии наук, в составе которой функционируют ряд институтов, исследующих проблемы обеспечения национальной безопасности страны и Центр социологии национальной безопасности.

  Основными задачами мониторинга являются: 

  §        объединение информационных потоков, поступающих от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге;

  §         анализ и хранение информации по проблемам обеспечения национальной безопасности;

  §         экспертная оценка основных факторов национальной безопасности и параметров, оптимизация модели процесса обеспечения национальной безопасности;

  §         разработка различных сценариев процесса обеспечения национальной безопасности на основе использования модели процесса обеспечения национальной безопасности;

  §         введение банка данных параметров основных факторов, оказывающих существенное влияние на процесс национальной безопасности;

  §         обоснование предложений по повышению уровня национальной безопасности и подготовка прогноза ее развития.

  §         предупреждение негативных тенденций, угроз и опасностей национальной безопасности через выделение приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности;

  §         выявление социальных последствий принимаемых решений в области национальной безопасности;

  Объектом  изучения мониторинга являются факторы  национальной безопасности, информация и оценки экспертов по вопросам обеспечения  национальной безопасности, в целях поиска приоритетных опасностей и угроз национальной безопасности и прогноза развития состояния национальной безопасности страны.

  Основными направлениями мониторинга  являются:

§         разработка сценариев и прогнозов состояния обеспечения национальной безопасности, выработка оптимальных и эффективных предложений по минимизации рисков в области национальной безопасности;

§         оценка уровней национальной безопасности в реальном масштабе времени, как на федеральном, так и на региональных уровнях;

§         оперативная информация о целях сопоставление интересов других государств и коалиций государств в различных районах с национальными интересами России;

Информационную  базу мониторинга должны составлять:

§         оперативная информация о внутренней и внешней безопасности Российской Федерации; оперативная информация о состоянии международной безопасности;

§         данные государственной статистический отчетности, предоставляемые Государственным комитетом Российской федерация по статистике;

§         данные федеральных органов исполнительной власти, не учитываемые государственной статистикой;

§         данные социологических исследований по отдельным направлениям обеспечения национальной безопасности;

§         результаты научно-исследовательских работ по проблемам национальной безопасности;

- экспертные оценки специалистов по оценке факторов национальной безопасности;

§         интерпретация полученных результатов, с помощью факторной модели процесса обеспечения национальной безопасности и др.

Результаты  мониторинга используются для: 

§         обоснования решений военно-политического руководства страны в различных сферах обеспечения национальной безопасности;

§         подготовки предложений по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности;

§         определения мер по предупреждению негативных тенденций, ведущих к росту опасностей и угроз национальной безопасности;

§         выработки прогноза социальных последствий принимаемых решений в области национальной безопасности;

  Основные  методы мониторинга:

  - факторный анализ; - системный анализ; -  контент-анализ;

  - использование данных государственной статистической отчетности, предоставляемых Госкомстатом России в соответствии с Федеральной программой статистических работ;

  - включение показателей мониторинга в табели срочных донесений или другие формы ведомственной статистической отчетности федеральными органами исполнительной власти;

  - использование данных информационно-аналитических материалов разрабатываемых по вопросам национальной безопасности в федеральных и региональных органах власти;

  - проведение социологических обследований отдельных групп военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей силами ведомственных научных учреждений, в том числе в рамках целевых научно-исследовательских работ;

  - проведение социологических опросов указанных категорий граждан силами социологических служб воинских формирований, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

  Итоги мониторинга обсуждаются на специально созданных советах экспертов в министерствах и ведомствах, в Федеральных округах и региональных органах власти и направляются в установленные сроки в информационно-аналитический центр Совета безопасности Российской Федерации.

 2.3 Меры по повышению эффективности прогнозирования

национальной  безопасности

 

  Несколько наиболее острых проблем:

  • Обеспечение вычислительной безопасности России. В настоящее время в нашей стране нет собственных пакетов прикладных программ для расчета ряда авиационных конструкций, поиска и обустройства нефтяных и газовых месторождений, квантовохимических расчетов, компьютерного проектирования лекарств и ряда других принципиальных вычислительных технологий. Сплошь и рядом отечественные разработки используют западные пакеты в режиме "черного ящика", не понимая используемых в этих пакетах алгоритмов и областей их применимости. Переход к инновационному развитию предполагает изменение этой неприемлемой, с точки зрения национальной безопасности, ситуации и соответствующие усилия государства в этой области.
  • Ликвидация монополии Microsoft в России. В настоящее время значительная часть правоохранительной системы России поставлена в положение, при котором она вынуждена отстаивать интересы мировой компьютерной монополии Microsoft в ущерб отечественным производителям, науке и образованию. Развитие России требует разработки и внедрения собственной операционной системы (полумера – переход к свободно распространяемому программному обеспечению, системам с открытыми кодами) и принципиально важных программных инструментов, позволяющих избавиться от зависимости в сфере программного обеспечения. Это также вопрос национальной безопасности.
  • Создание национального банка моделей и данных. Прогнозирование и мониторинг на государственном уровне требует адекватных инструментов и надежных верифицированных данных. Это есть во всех развитых странах, занимающихся проектированием будущего. Это должно появиться и в России.
  • Разработка национальной стратегии в области компьютерных наук в контексте мирового развития. Российские программисты успешно работают и часто занимают ведущие позиции в западных компаниях, в то время как Россия не имеет ни амбициозных проектов в сфере инфокоммуникационных технологий, ни фирм мирового уровня, и главное – не имеет национальной стратегии и, соответственно, и политики в этой важнейшей сфере, определяющей развитие "новой экономики". Развитие России требует разработки такой стратегии в ближайшее время.
  • Рывок в области образования в сфере компьютерных наук, мониторинга и прогноза. Мировой отечественный опыт показывает, что инновационный рывок начинается с форсированного развития системы образования в соответствующих областях. Более 30 лет назад вторым директором ИПМ, академиком А.Н. Тихоновым был создан факультет вычислительной математики и кибернетики (тогда эти слова были наиболее подходящими) МГУ им. М.В. Ломоносова (ВМК). СССР был компьютерной сверхдержавой и в течение нескольких лет были созданы программы и учебники мирового уровня. Они тиражировались по всей стране. Однако сейчас ситуация изменилась – у нас не готовят специалистов во многих важных областях компьютерных наук, нет учебников, программ и т.д. (Студенты факультета ВМК на студенческих олимпиадах занимают 30-50 место в России!) Образование в сфере компьютерных наук нуждается в коренной модернизации.
  • Использование результатов прогноза и мониторинга лицами, принимающими решения, управление в инновационном секторе экономики требует других специалистов, которых сейчас высшая школа России не готовит. Если сейчас в России копируется западная схема подготовки управленцев в торговле, традиционных отраслях, банковской сфере (МВА – master business administration), то нужны для инновационного развития специалисты, владеющие методами прогноза, мониторинга, проектирования будущего. Их можно назвать специалистами по инновационному развитию ( MIA – master innovation administration ) . Существуют проекты, программы, энтузиасты, но достучаться до Министерства образования пока не удается. Министерство занято формой и подражанием западным стандартам (бакалавры, магистры, единый государственный экзамен и т.д.) в то время как рывок нужен в области содержания.

  Исходя  из сказанного и учитывая, что главная  функция Государственной Думы РФ – законотворческая, Г.Г. Малинецким выдвинут ряд предложений и сформулирован с краткими комментариями.  

  Разработка  Закона о прогнозировании. В настоящее время работа по прогнозу оказалась вне правого поля. С одной стороны, те, кто занимаются этой работой, сплошь и рядом не несут никакой ответственности за свои прогнозы, за использование адекватных алгоритмов и методик (в результате исследователи и серьёзные специалисты оказываются на одной доске с шарлатанами и гадалками). С другой стороны, лица принимающие решения, вольны использовать или не использовать результаты прогнозов (даже в тех случаях, когда речь идёт о человеческих жизнях), не неся никакой ответственности за их игнорирование. Однако без изменения нынешней ситуации прогноз не станет эффективным инструментом для движения России в будущее.  

  Разработка  Закона о мониторинге. В настоящее время отсутствуют правовые основания для комплексного мониторинга социально-экономической, природной и техногенной сферы России. Информационные потоки оказались "приватизированы" министерствами, ведомствами, другими госструктурами. Координировать деятельность нескольких министерств (в том числе и в информационной сфере) по существующим законам имеет право лишь Президент, вице-президент (если таковой имеется) или премьер-министр. Ведомственность парализует работу по мониторингу. Огромные возможности, предоставляемые информационными и телекоммуникационными технологиями, не используются. Мониторинг в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, технологий, ряде других областей позволяет многократно уменьшить издержки и повысить эффективность принимаемых мер, программ, национальных проектов. С другой стороны, права личности на сохранение конфиденциальности разных типов информации должны обеспечиваться значительно надежнее, чем сейчас.  

  Разработка  Закона о национальном банке данных, моделей, компьютерных технологий. В настоящее время, как показывает работа исследователей с представителями исполнительной власти (в частности с МЭРТ и с Минфином), отсутствует система моделей, объективных верифицированных данных, которые необходимы для прогнозирования, планирования и оптимизации развития. Объект управления становится непрозрачным, решения субъективными, управление неэффективным. Принятие и исполнение соответствующего закона помогло бы начать выправлять ситуацию.  

Информация о работе Прогнозирование национальной безопасности