Правовой статус россиян за пределами территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – показать степень правовой защищенности граждан РФ за пределами территории РФ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить нормативно – правовые акты РФ по данной теме.
2. Подобрать и познакомиться с правовой литературой соответствующей теме курсовой работы.
3. На основе анализа социально-экономических, политических процессов в современном обществе определить проблемы правовой защищенности граждан РФ и соотечественников за рубежом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус граждан РФ 6
Глава 2. Правовой статус российских граждан за пределами РФ 16
2.1 Трудовая деятельность за рубежом 16
2.2. Брак с иностранцем 18
Глава 3. Проблема реализации прав (организации и консульства) 23
Заключение 27
Список нормативно-правовых актов и литературы 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

С  распадом  СССР (1991г)  возникают  новые  проблемы.   Границы   между  союзными  республиками  проводились зачастую  произвольно,  что  по  настоящее  время  вызывает  очень  серьёзные  межнациональные  конфликты.  Русскоязычное  население  в  бывших  республиках  Советского  Союза,  в   таких  странах  Прибалтики,  как  Латвия  и  Эстония,  до  сих  пор  имеют  статус  «неграждан».  Усложнена  процедура  получения   гражданства  Эстонии  и  Латвии,  следовательно,   возникают  ограничения  в  возможности  реализации  прав  в  политической  сфере,  социально-экономической   (приобретения  прав  собственности,  сохранение  этнокультурной  специфики).

Изменение  в  1990-х гг.  внешнеполитического  курса  России,  переход  к  рыночной  экономике,  конкуренции  и  предпринимательству  привело  к  структурным  изменениям  экономики,  проблема  занятости  коснулась  и  населения  нашей  страны.  Интеграционные  процессы  в  мире,  России, выход нашего государства на  новый  уровень  международных  отношений,  привели  к  оттоку  граждан  Российской  Федерации  за  пределы  России  с  целью  трудоустройства,  улучшения  материальных  условий  жизни,  получения  образования,  вступления  в  брак  (смена  места  жительства),  получения  медицинских  услуг,  туристических  поездок.

Миграционные  процессы   в  мире,  в  том  числе  Российской  Федерации,  нельзя  избежать,  их  следует  надлежащим  путём  урегулировать,  ввиду  того,   что  существующее  законодательство  не  в полной  мере  отвечает  складывающимся  в  обществе  отношениям.

За  рубежом  помимо  граждан  Российской  Федерации   оказались  лица,  к  которым  в  законодательстве  России  стали  применять  понятие «соотечественники».  «В соответствии  с  Федеральным  законом  от  24  мая  1999 г. №99-ФЗ «О государственной  политике  Российской  Федерации   в  отношении  соотечественников  за  рубежом»,  соотечественниками  за  пределами   территории  Российской  Федерации  признаются  лица,  родившиеся  в   государстве,  проживающие,  либо  проживавшие  в  нем и  обладающие признаками  общности  языка,  религии,  культурного  наследия,  традиций  и  обычаев,  а  также  потомки  указанных  лиц  по  прямой  линии»[4]. Данный  факт  свидетельствует,  что  Российская  Федерация  подтвердила,  что  соотечественники  за   рубежом  вправе  полагаться  на  её  поддержку  в  осуществлении  своих  гражданских,  политических,  социальных,  экономических  и  культурных  прав,  сохранении  самобытности,  сохраняя  родной  язык,  традиции  и  обычаи  соотечественников,  особенности  их  культурного  наследия   и  религии.

              Целями  государственной  политики  Российской  Федерации  в  отношении  соотечественников   стали  оказание  государственной  поддержки  и  помощи  в  реализации  и  обеспечении  соотечественниками  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  в  том  числе  права  свободно  выражать,  сохранять  и  развивать  духовный  и  интеллектуальный  потенциал.               

              Все  вышеуказанные   обстоятельства  регулируются  законами,  так  как  с  точки  зрения  государства  и  общества  комплекс  прав  и  обязанностей,  а  также  мера  юридической  свободы  личности,  право  предусматривает  гарантии  их  осуществления,  способы  защиты  со  стороны  государства,  формы  ответственности  за  нарушения  прав  и  свобод  физических  лиц,  в  том  числе,  и  в  первую  очередь,  государственных  органов,  обязанных  защищать  законные  интересы  человека  и  гражданина. 

              Конституция  Российской  Федерации (ст.61). Закон  РФ «О  гражданстве  Российской  Федерации (ст.5)  и  Федеральный  закон  «О  порядке  выезда  Российской  Федерации  и  въезда  в  Российскую  Федерацию»  (ст.4)  указывают,  что  граждане  РФ,  находясь  за  пределами Российской  Федерации,  пользуются  ее  покровительством  и  защитой.  Дипломатические  представительства  и  консульские  учреждения  РФ  обязаны обеспечивать  меры  по  защите граждан  РФ  и  сказывать  им  покровительство  в  порядке,  определяемом  законодательством  и  международными  договорами   Российской  Федерации.

              Находящихся  в  настоящее  время  за  границей  российских  граждан,  которым  Российская  Федерация  оказывает  защиту  и  покровительство  в  лице консульских  учреждений  РФ,  условно  можно  разделить  на  следующие  категории:

              -граждане  РФ,  проживающие  в  том  или  ином   иностранном  государстве;

              -граждане  РФ,  находящиеся  в  долгосрочной  командировке  (по  линии различных  ведомств,  организаций,  фирм  и  т.п.);

              -граждане  РФ,  находящиеся  в  краткосрочной   командировке  или  с  деловыми  целями;

              -граждане  РФ,  совершающие  поездку  частного  характера;

              -граждане  РФ,  совершающие  туристическую  поездку;

              -граждане  РФ,  выехавшие  временно  за  границу  на  работу,  учёбу,  лечения.

              Если  по  отношению  к  первым  двум  категориям  деятельность  консульских  учреждений  РФ  мало  в  чем  изменилась,  то  значительно  возросшее  в  последние   годы  количество  выезжающих  за  границу  граждан  РФ  на  относительно  короткий  срок  поставило  консульские  загранучреждения  перед  необходимостью  поиска  новых  нетрадиционных  подходов  к  решению  задачи  по  защите  их  прав  и  интересов.

              Российские  граждане,  с  момента  пересечения  границы  того  или  иного  государства,  становятся  иностранцами,  на  которых  распространяется  юрисдикция  этого  государства,  т.е.  действие  его  уголовных,  гражданских,  административных  законов  и  правил,  а  также  национальных  обычаев.

              В  этой  связи  представляется  целесообразным  рассмотреть  основы  установления  правового  режима  иностранцев  в  той  или  иной  стране  в  научно-теоретическом  плане.

              Определение  объема  прав,  свобод  и  обязанностей  иностранцев - дело  внутренней  компетенции  каждого  государства.  Однако  данное  утверждение  не  стоит  понимать  таким  образом,  что  в  этой  области  права  государства  неограниченны.  Государства,  определяя  правовое  положение  иностранцев  у  себя  в  стране,  должны  соблюдать  основные  принципы  современного  международного  права,  а  также  нормы  международных  договоров,  участниками  которых  они  являются.

              В  каждом  государстве  иностранцы  должны  пользоваться  таким  объемом  прав  и  свобод,  который  позволит  им  нормально  жить,  работать,  отдыхать,  независимо  от  срока  пребывания.

              При  регулировании  правового  режима  иностранцев  государства  обязаны  учитывать  также  наличие  специальных  принципов,  действующих  в  данной  области.

1. На  иностранцев,  находящихся  на  территории  того  или  иного  государства,  распространяется   юрисдикция  этого  государства.

              Государство  устанавливает  правила  пребывания  иностранцев  на    своей  территории  и  требует  от  последних  выполнения  этих  прав.  Его  юрисдикция  не  распространяется  только  на  ограниченный  круг  лиц,  обладающих   иммунитетами  и  привилегиями.  Это - дипломатические  и  консульские  представители  государств,  члены  их  семей,  находящиеся  с  визитом  в  другой  стране  должностные  лица,  официальные  представители  государств,  международных  организаций  и  др.

2. Вместе  с  тем,  права  иностранцев  могут  быть  защищены  государством,  гражданами  которого  они  являются,  когда  нарушены  их  законные  права  и  интересы  в  стране  пребывания.

              Эта  защита  может  осуществляться  дипломатическими  и  консульскими  учреждениями,  что  предусмотрено  Венской  конвенцией  о  дипломатических  сношениях  (1961г.)  и  Венской  конвенцией  о  консульских  сношениях  (1963г.),  а  также  двухсторонними   договорами.

              Следует  отметить,  что  действие  этого  специального  принципа  ограничено  другими  принципами  современного  международного  права,  в  том  числе   принципом  невмешательства  во  внутренние  дела  государства,  то  есть  защита  граждан  за  границей,  может  производиться только  в  соответствии  с  законами  государства  пребывания.  Данное  правило  обычно  четко  оговаривается  в  двусторонних  консульских конвенциях  и  внутригосударственных  законах.

              3. Права  иностранцев  защищает  государство  их  местопребывания.  Как  известно,  каждое  государство устанавливает  иностранцам,  находящимся  на  его  территории,  определенный  объем  прав  и  обязанностей.  В  установлении  этого  объема  оно  действует  по  своему  собственному  усмотрению.  Однако  государство  обязано  предоставить  иностранцам  защиту  их  прав,  личности  и  имущества.  Указанную  защиту  иностранцам  государство  предоставляет  на  равных  основаниях  со  своими  собственными  гражданами  в  соответствии  с  международными  стандартами.

              Нельзя  рассматривать  в  качестве  дискриминации  предоставление  государством  иностранцам  меньшего  объема  права  и  свобод,  чем  собственным  гражданам.  Обычно  все  государства  не  разрешаются   иностранцам  пользоваться  избирательным  правом,  ибо  право  избирать  и  быть  избранным - исключительное  право  граждан.  Встречаю,  и  иные  изъятия,  касающиеся,  например,  передвижения  по  территории  страны,  занятие  определённых  должностей  и  т.д.  Установление  подобного  рода  изъятий  не  запрещено  международным  правом  и  свидетельствует  о  том,  что  иностранцы  имеют  несколько  иной  правовой  статус (т.е. круг  прав  и  обязанностей),  чем  граждане  того  или  иного  государства.

              Таковы  основные  принципы  установления  правового  режима  российских  граждан  за  границей,  имеющие  общий  характер.  Однако  следует  еще  раз  отметить,  что  в  каждом  государстве  их  правовой  статус  неодинаков  и  имеет  свою  специфику  в  соответствии  с  законодательством  (нормативными  актами)  о  правовом  положении  иностранных  граждан.

              Таким  образом,  находясь  за  границей,  российские  граждане  обязаны  подчиниться  законам  государства,  на  территории  которого  они  находятся. Вместе  с  тем,  не  прерывается  их  правовая  связь  с  нашей  страной  - они  должны  учитывать  действие  и  российских  законов.  Получается,  что  граждане  Российской  Федерации  за  границей    находятся  как  бы  в  «двойном  подчинении».

В  сфере  регулирования  правового  положения  граждан  РФ  за  границей  действуют  следующие  законодательные  акты  России:

 

              Конституция  Российской  Федерации (ст.61),   закрепляющая  принципы  защиты  и  покровительства  российских  граждан  за  границей;

              Закон  РФ  «О  гражданстве  Российской  Федерации»  от  28  ноября  1991 г. (ст.5),  обязывающий  дипломатические  представительства  и  консульские  учреждения  защищать  права  и  интересы  граждан  РФ;

              Закон  РФ «О порядке  выезда  из  Российской  Федерации  и  въезда  в  Российскую  Федерацию»  от  15  августа  1966г. (ст.4,5  направлены  на  обеспечение  защиты  и  безопасности  граждан РФ).

Как  известно,  Россия  является  в  настоящее  время  участником  более  10  тысяч  международных  договоров,  конвенций,  пактов  и   т.д.  Она  участвует  в  большинстве  принятых  ООН  международно-правовых    документов  и  многих  других   многосторонних  актах,   которые  могут  явиться  основой  для  действий  консулов  по  защите  прав  и  интересов  граждан  РФ.  Среди  них  можно  назвать:

      Венскую  конвенцию  о  дипломатических  отношениях  (1961г.);

      Венскую  конвенцию  о  консульских  сношениях  (1963г.);

      Всеобщую  декларацию  прав  человека  (1948г.);

      Международные  Пакты  о  правах  человека  (1966г.);

      Декларацию  о  правах  человека  в  отношении  лиц,  не  являющихся          

гражданами  страны,  в  которой  они  проживают  (1985г.);

Среди  двухсторонних  договоров  важную  роль  в  защите  российских  граждан  за  границей  играют  консульские  конвенции  и  договоры  о  правовой  помощи  по  гражданским,  семейным  и  уголовным  делам,  действующие  между  Россией  и  другими  государствами.  Предоставление  в  договорном  порядке  на  основе  взаимности  определенного  режима  ставит  своей  целью  предотвращение  какой  бы  то  ни было  дискриминации  российских  граждан,  изменения  их  правового  положения  в  одностороннем  порядке.

Мировая  практика  показывает,  что  государства  в  своем  национальном  законодательстве  и  международных  договорах  предусматривают  в  том  или  ином  сочетании   различные  правовые  режимы  пребывания  иностранцев  в  стране.  В  международной  практике  России  ведущие  значение  имеют  национальный  режим  и  режим  наибольшего  благоприятствования.

Когда говорят  о  национальном  режиме,  то  соотносят  правовой   статус  иностранцев  со  статусом  граждан  страны  пребывания.  Он  означает,  что  иностранцы  практически  приравниваются  в  правах  к  гражданам  данного  государства.  Этот  режим  устанавливается  национальным  законодательством,  предусматривается  в  международных  договорах,  соглашениях.

              Когда  говорят  о  режиме  наибольшего  благоприятствования, то  соотносят  правовой  статус  юридических  и  физических  лиц   договаривающихся  государств  с  правовым  статусом  на  их  территории  таких  же  лиц  третьего  государства.  Он  означает,  что  юридическим  и  физическим  лицам  одного  договаривающегося  государства  предоставляется  на  территории  другого  такой  правовой  режим,  которым  пользуются или  будут  пользоваться   в  дальнейшем  на  их   территории юридические  и  физические  лица  любого  третьего  государства,  т.е.  такого  государства,  которому  предоставлены  в  этом  наиболее  благоприятные  условия.  Положения  о  данном  режиме  определяются  в  международных  договорах  и  соглашениях.

Информация о работе Правовой статус россиян за пределами территории РФ