Конституционно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание

Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Характеристика статуса Президента РФ……………………………..4
3. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ…….8
4. Неприкосновенность и ответственность Президента РФ………....14
5. Отрешение от должности Президента РФ как элемент конституционного статуса…………………………………………..17
6. Заключение……………………………………………………………22
7. Список использованной литературы………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

курсовая03.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Санкт-Петербург, 2010

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Характеристика статуса Президента РФ……………………………..4
  3. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ…….8
  4. Неприкосновенность и ответственность Президента РФ………....14
  5. Отрешение от должности Президента РФ как элемент конституционного статуса…………………………………………..17
  6. Заключение……………………………………………………………22
  7. Список использованной литературы………………………………..23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

    В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование - важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

    В правовом государстве статус главы  государства максимально точно  определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

    Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и  государстве, должен не только иметь  большие права, но и иметь перед  государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

       Ввиду изложенных аспектов важности должности  Президента, тема данной работы представляется актуальной на сегодняшний день. Исследование данного  вопроса с точки зрения науки конституционного права представляет сегодня большой интерес. 
 

  1. Характеристика  статуса Президента РФ
 

   Самая общая характеристика статуса Президента РФ состоит в том, что, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, он является «главой государства», что более полно и точно отражает положение, место и роль президентской власти в демократической республике, нежели бытовавшие до этого формулы «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти».1

    Придание  Президенту статуса главы государства  вызвано объективными причинами. Прежде всего этого требовало повышение  уровня персонифицированного представительства  государства как внутри страны, так  и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

    Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.2

    Принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место  в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

    Однако  данное положение не дает никаких  оснований трактовать президентскую  власть как стоящую над другими  властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

    В Конституции РФ содержится система  гарантий, препятствующих превращению  Президента РФ в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

    Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает  в обобщенной форме связанные  с этим функции. Они касаются основ  жизнедеятельности государства  и общества.

    Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что  Президент несет персональную ответственность  за то, чтобы механизмы защиты Конституции  и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

    В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

    В осуществлении этих функций Президент  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

    Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.3

    Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней  политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в  случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

    Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

    Важным  аспектом в характеристике статуса  Президента является само место в  Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных  органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

    Место, которое занимает в ныне действующей  Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

    Таким образом, Президент РФ занимает особое, весьма своеобразное место в системе органов государственной власти страны. Это своеобразие состоит в том, что президентская власть неотделима от трех ветвей власти и в то же время не может быть растворена в них; она выступает гарантом основных государственных и общественных устоев, координатором и арбитром во взаимоотношениях различных ветвей власти и вместе с тем не стоит над ними, не подчиняет их себе.4 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ
 

    Выборы  Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и других федеральных законов.

    Конституция определила те требования, которым  должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой  мере ответственных функций главы  государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.

    Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран.

    Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется  тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, в весьма зрелом возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья, энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой большой политический опыт.

    Новой нормой в Конституции 1993 г. явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.

    Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.

    Нормы названного закона соответствуют тем  установлениям о порядке проведения выборов, которые закреплены в базовом  Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации".

    Назначение  выборов Президента относится к  ведению Совета Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем выборов  является первое воскресенье после  истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.

    Если  Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией  в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

    Досрочные выборы в случае прекращения полномочий Президента до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом Федерации через 14 дней. День голосования в таком случае - последнее воскресенье перед месяцем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий. Все сроки различных стадий избирательной кампании сокращаются на одну четверть.

    Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно  избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 70 тысяч от требуемого общего числа подписей.

Информация о работе Конституционно-правовой статус Президента РФ