Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права.docx

— 151.67 Кб (Скачать документ)

     В случае если при определении задолженности существенно нарушаются интересы одной из сторон, то «обиженная» сторона вправе обратиться в суд, где задолженность определяют в твердой денежной сумме исходя из семейного и материального положения сторон и других важных обстоятельств. Например, суд вправе по иску должника по алиментам освободить его полностью или частично от уплаты образовавшейся задолженности по причине болезни или других жизненных обстоятельств, по которым он не имеет возможности погасить задолженность на основании ст. 114 СК РФ. В данном случае должник имеет право обратиться в суд с исковым заявлением об уменьшении размера алиментов в соответствии с ч. 2 ст. 81 СК РФ или об освобождении его от уплаты задолженности согласно ст. 114 СК РФ.

     В соответствии с п. 2 ст. 111 СК РФ при увольнении должник обязан в течение 3 дней сообщить приставу о перемене места работы, жительства и источники получения иных доходов.

     Администрация организации по месту работы должника согласно ст. 109, 111, 117 СК РФ обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и иного дохода должника и в 3-дневный срок со дня выплаты заработной платы или иного дохода переводить денежные средства взыскателю. За неисполнение по неуважительной причине указанных требований или за утрату исполнительного документа должностные лица привлекаются к ответственности в порядке ст. 315 УК РФ.

     Семейным законодательством предусматривается возможность освобождения от уплаты задолженности по алиментам или размер задолженности может быть уменьшен при уплате алиментов по соглашению сторон в случае согласия сторон, за исключением случаев уплаты алиментов на несовершеннолетних детей.

     В случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Особенности возбуждения исполнительного производства о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершенное преступление. Среди видов наказаний Уголовный кодекс РФ предусматривает штраф. Однако только в новом Законе об исполнительном производстве появилось отдельное положение, регламентирующее порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа, при исполнении которого судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями и функциями органа, исполняющего наказания.

     Исполнительный лист о взыскании штрафа за преступление может быть предъявлен к исполнению после вступления приговора в законную силу:

     1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет;

     2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет;

     3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но не более пяти лет;

     4) в течение десяти лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более десяти лет;

     5) в течение пятнадцати лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

     Вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление в подразделение судебных приставов направляются копия приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу- исполнителю в день их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении выносится судебным приставом-исполнителем не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом и направляется в суд в день его вынесения.

     Содержащееся в исполнительном листе требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства.

     В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается тридцать календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

     В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель уведомляет должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с частью первой статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

     Постановление о возбуждении исполнительного производства вручается должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления.

     По заявлению должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении штрафа за преступление. Указанное заключение утверждается старшим судебным приставом.

     Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.

     Вывод по разделу:

     Для повышения эффективности исполнительного производства необходимо, на наш взгляд, предъявлять более высокие требования к судебному приставу – исполнителю и предусмотреть не только среднее или среднее профессиональное образование, но и окончание специальных курсов, где бы изучался весь массив знаний, необходимый в настоящее время судебному приставу – исполнителю для успешной работы. После окончания курсов кандидаты на должность судебного пристава – исполнителя должны сдавать квалификационный экзамен. Сдача экзамена является основанием для направления на стажировку, после успешного прохождения которой, лицо назначается на должность.

     Что касается старших судебных приставов – исполнителей, то они должны назначаться из числа судебных приставов – исполнителей, имеющих высшее юридическое образование и отработавших в должности судебного пристава – исполнителя не менее трех лет.

     Такой порядок утверждения на должность должен обеспечить надлежащий отбор и подготовку кадров. Это необходимо, прежде всего потому, что процедура возбуждения исполнительного производство – важная и ответственная работа, ее исполнение требует от приставов- исполнителей знаний, четкости, организованности, оперативности, настойчивости». 

 

      Заключение 

     Исполнительное право занимает в системе российского права особое место. Оно связано с конституционным правом, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, уголовно-исполнительным правом, административным правом, гражданским правом, трудовым правом, семейным правом и прокурорским надзором. Так, ст. 71 Конституции Российской Федерации определяет, что установление системы органов исполнительной власти – прерогатива Российской Федерации. Исполнительное право служит формой принудительной реализации установленных юрисдикционными актами гражданских, семейных, трудовых, административных и иных обязанностей, когда содержащиеся в этих актах предписания не исполняются сторонами добровольно. Прокурорский надзор определяет полномочия прокуроров по надзору за законностью деятельности судебных приставов-исполнителей в Российской Федерации.

     В исполнительном производстве возможно выделить следующие три стадии: 1) возбуждение исполнительного производства;

     2) осуществление принудительного исполнения;

     3) окончание исполнительного производства.

     Возбуждение исполнительного производства – первая стадия исполнительного производства п. 9 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель решает вопрос о возможности принятия к исполнению исполнительного документа от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и в трехдневный срок (а в случаях немедленного исполнения в течение суток) со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

     Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

     Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных органов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также самого государства. Вместе с тем, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

     В дореволюционной России исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным правом. Однако законодательная практика России нашего времени развивается по пути создания самостоятельных от гражданского процессуального права актов, регламентирующих исполнение судебных и иных решений. 6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступили в силу новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», а также Федеральный закон «О судебных приставах».

     К числу нововведений принципиального характера привнесенных в систему исполнительного производства указанными правовыми актами, можно отнести следующие:

     – организацию Службы судебных приставов на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации;

     – правовой статус судебных приставов;

     – механизм исполнения, финансирование деятельности Службы судебных приставов.

     В соответствии с концепцией указанного закона Служба судебных приставов должна стать относительно автономным (в рамках Министерства юстиции России) правоохранительным органом.

     Хотя принятие названных Законов сняло определенные противоречия, ввело в действие многие новые нормы, устраняющие пробелы в законодательстве, оно не решило многих насущных проблем, в частности в порядке возбуждения исполнительного производства.

     Так, Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве», определяющий участников исполнительного производства, не дает всего круга лиц, относящихся к субъектам правоотношений в исполнительном производстве. Закон не раскрывает вопросы участия такого субъекта, как профессиональный оценщик, и необходимости его привлечения при производстве торгов. В законе нет специального правового регламента, характеризующего участие в исполнительном производстве органов государственной власти и местного самоуправления. Отсутствуют положения, посвященные участию в исполнительном производстве союзов, организаций, фондов и союзов вкладчиков.

Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права