Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права.docx

— 151.67 Кб (Скачать документ)

     6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено посредством:

     – фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

     – фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона);

     – выплаты штрафа в полном объеме (п. 1 ч. 15 ст. 103 Закона);

     – замены штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования (п. 2 ч. 15 ст. 103 Закона);

     – смерти должника-осужденного или объявления его умершим (п. 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

     7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

     8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

     К условиям правомерного предъявления исполнительного документа к исполнению относится соблюдение установленных ст. 21 Закона сроков на предъявление к исполнению.

     Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.

     Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

     Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

     Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

     Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.

     Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

     Однако не все акты по административным правонарушениям являются исполнительными документами. Акты об административных правонарушениях должны отвечать определенным требованиям, установленным ФЗ от 2 октября 2007 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

     Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения. В п. 1 ст. 14Федерального закона «Об исполнительном производстве» указываются сроки для предъявления некоторых исполнительных документов к исполнению, сроки предъявления других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Обычно сроки определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течении всего указанного периода.

     Документы, по которым истек срок исполнительной давности, к исполнению не принимаются (ст. 31 Закона), если только этот срок не восстановлен судом в порядке ст. 23 Закона. В противном случае в возбуждении исполнительного производства отказывается.

     Специальные правила действуют в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно – для каждого платежа в отдельности.

     Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т. е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

     Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам.

     Установленные законом сроки предъявления исполнительного документа к исполнению могут быть прерваны в случаях, указанных в п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».Установлены следующие основания для прерыва течения срока:

  1. предъявление исполнительного документа к исполнению;
  2. частичное исполнение исполнительного документа должником.

     Прерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению означает, что время, истекшее до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для перерыва, в расчет не принимается. После перерыва течение этого срока начинается снова на весь период, предусмотренный в законе для данного исполнительного документа.

     В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке предусмотренном федеральным законом.

     Возбуждение исполнительного производства – первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав– исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

     В рамках этой стадии судебный пристав – исполнитель может также принять меры по обеспечению будущего исполнения требований исполнительного документа.

     До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное требование вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно – властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

     Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав – исполнитель принимает исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом – исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

     Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в качестве оснований для возбуждения исполнительного производства называет только два обстоятельства: соответствие исполнительного документа требованием ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и соблюдение взыскателем срока для предъявления исполнительного документа к взысканию.

     Вместе с тем практика показывает, что судебный пристав – исполнитель, решая вопрос о возбуждении исполнительного производства, должен проверить и учесть целый ряд других юридически не менее важных качеств исполнительного документа (правильно ли определена взыскателем подведомственность исполнения требований предъявленного исполнительного документа, вступило ли в законную силу решение, на основании которого выдан исполнительный документ и др), отсутствие или несоблюдение которых лишает предъявляемый документ исполнительной силы и исключает возможность возбуждения исполнительного производства.

     С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом – исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава – исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности).

     2.3 Постановление о возбуждении исполнительного производства

     Возбуждение исполнительного производства оформляется судебным приставом – исполнителем в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено в течении трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.

     Требования по форме и содержанию данного постановления можно условно классифицировать на общие и специальные. Общие требования определены и содержатся в ст. 88 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой любое постановление судебного пристава – исполнителя должно обязательно содержать ряд обязательных реквизитов.

     Специальные требования к оформлению постановления о возбуждении исполнительного производства содержатся в ст. 9 Федерального закона«Об исполнительном производстве», а также в ряде других статей и определяются характером требований исполнительного документа.

     В постановлении о возбуждении исполнительного производства можно условно выделить три части:

  1. Вводную, в которой указывается:

     – наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

     – дата вынесения постановления;

     – должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление;

     – вид и дата поступления исполнительного документа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.

  1. Мотивировочную, где судебный пристав-исполнитель делает ссылку на закон (ст. 30 Закона), на основании которого совершается процессуальное действие, и мотивы, по которым он считает необходимым возбудить исполнительное производство. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника иных ограничений, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель указывает здесь же мотивы такого отказа.
  2. Резолютивную, содержащую непосредственно само решение о возбуждении исполнительного производства.

     В постановлении о возбуждении исполнительного производства по первично представленному к исполнению исполнительному документу судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в этом документе требований, предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Этот срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Минимальный срок на добровольное исполнение законом не ограничен и устанавливается на усмотрение судебного пристава-исполнителя. Однако если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Здесь же разъясняется порядок обжалования в порядке подчиненности должностному лицу службы судебных приставов и оспаривания в суде.

     Постановление о возбуждении исполнительного производства подписывается судебным приставом-исполнителем, и его копия направляется не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

     Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. При этом заявление об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительным документам, выданным арбитражными судами, подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель выполняет свои обязанности, а в остальных случаях — в суд общей юрисдикции.

Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права