Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права.docx

— 151.67 Кб (Скачать документ)

     1) восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций должников;

     2) устранить противоречия в действующем законодательстве;

     3) добиться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов;

     4) повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам;

     5) поднять эффективность решения судов и иных органов, а следовательно и их авторитет в обществе.

     Закон «О судебных приставах» определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначении на эту должность, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов.

     Помимо упомянутых федеральных законов, регулирование исполнительного производства осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. К числу правовых актов, регулирующих осуществление исполнительного производства и совершения исполнительных действий, можно отнести следующие федеральные законы: Гражданский Процессуальный кодекс РФ, Административный Процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Закон РФ «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

     Таким образом, принятие федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» является важнейшей частью судебной реформы в России, которое повлекло за собой ряд принципиальных позитивных изменений в организации принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, уполномоченных законом. Исполнительное производство организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Исходным является понимание исполнительного законодательства как самостоятельного, комплексного правового образования, объединяющего в себе совокупность различных способов реализации исполнительных документов, разнообразные исполнительные процедуры, учитывающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного и иного законодательства. 

 

      1.3 Правовой статус основных субъектов в процессе возбуждения исполнительного производства 

     Основные действующие лица в исполнительном производстве - судебные приставы-исполнители. Именно они играют ведущую роль в осуществлении надлежащей и эффективной процедуры исполнения судебных актов и являются необходимым звеном функционирования судебной системы в целом.

     Правовое положение Службы судебных приставов таково, что фактически возводит ее в ранг правоохранительной структуры, поскольку, исполняя свои служебные обязанности, судебные приставы вправе: разыскивать, арестовывать и изымать имущество должников и принадлежащие им денежные средства; реализовывать изъятое имущество;

     – производить финансовые операции, необходимые для удовлетворения требований взыскателей, законность и обоснованность которых подтверждена судебными актами или актами иных уполномоченных законом органов;

     – применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы, штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.);

     – применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные средства;

     – привлекать к участию в исполнительном производстве граждан и организации, в том числе работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

     Функциональные возможности судебных приставов (в сравнении с их предшественниками – судебными исполнителями) значительно возросли, поскольку действующим законодательством не только существенно расширена сфера и организационно-правовые формы их деятельности, но и введена определенная профессиональная специализация.

     Одни из них — судебные приставы-исполнители – возбуждают и ведут исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все необходимые меры по исполнению решения суда или иного уполномоченного законом органа.

     Другие – судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов – призваны оказывать необходимую поддержку своим коллегам — судебным приставам-исполнителям, а также обеспечивать порядок в деятельности суда, охрану и безопасность участников судебного процесса.

     Поскольку задачи и функции указанных должностных лиц различны, действующее законодательство наделяет их различным по характеру объемом полномочий.

     К числу других основных лиц-участников исполнительного производства ФЗ «Об исполнительном производстве» относит:

     1) стороны исполнительного производства – взыскателя и должника;

     2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

     3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие – перечень лиц открытый). В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

     Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Должником выступает гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.

     Права сторон можно, по мнению О.В. Исаенковой, делятся на специальные (диспозитивные) и общие. К специальным (диспозитивным) относят права, которые принадлежат исключительно соответствующей стороне исполнительного производства и могут влиять на возникновение, изменение и прекращение исполнительных правоотношений. Исходя из специфичного для процессуальных отраслей права принципа диспозитивности, возбуждение исполнительного производства определяется волей заинтересованных в исполнении лиц (взыскателей).

     Права и обязанности сторон исполнительного производства в самом общем виде заключаются в том, чтобы:

     – знакомиться с материалами исполнительного производства;

     – делать из них выписки;

     – снимать с них копии;

     – представлять дополнительные материалы;

     – заявлять ходатайства;

     – участвовать в совершении исполнительных действий;

     – давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий;

     – приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;

     – возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

     – заявлять отводы;

     – обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

     Также стороны имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

     Однако в названной статье содержится далеко не полный перечень прав сторон. Значительный конгломерат прав сторон исполнительного производства рассредоточен по ряду статей Закона. Например, взыскатель может отказаться от взыскания (ст. 57 Закона), а также от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона); отозвать исполнительный документ (ст. 57 Закона); взыскатель вправе оставить за собой имущество должника, если оно не будет реализовано в двухмесячный срок и др.

     Сравнивая объем прав и обязанностей должника и взыскателя, следует отметить, что в силу различного правового статуса должник, безусловно, обладает большим объемом обязанностей и меньшим объемом прав по сравнению со взыскателем. Должник вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указывать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Однако возможность добровольно выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, напрямую зависит от срока, устанавливаемого судебным приставом-исполнителем должнику на добровольное исполнение (ч. 12 ст. 30 Закона).

     Представители в исполнительном производстве. Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. По достижении возраста 18 лет граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

     Выделяют несколько видов представительства:

     Законное представительство возникает в отношении недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Права и охраняемые законом интересы таких сторон в исполнительном производстве защищают законные представители – их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их статус.

     Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель.

     Уставное представительство возникает в отношении юридических лиц и их органов, выступающих сторонами исполнительного производства.

     Организации участвуют в исполнительном производстве через свои органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Уставными представителями выступают руководители организации (органа). Такие представители для допуска их в исполнительное производство обязаны иметь документы, подтверждающие их служебное положение, а также учредительные и иные документы.

     Договорное представительство возникает на основании договора. Полномочия такого представителя подтверждаются доверенностью. Договорной представитель имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством. Однако ч. 3 ст. 57 Закона указывает ряд полномочий, которые должны быть особо оговорены в доверенности, при отсутствии их прямого закрепления в доверенности, договорной представитель не может совершать указанные в статье действия.

     Представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

     Судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

     2. Возбуждение исполнительного производства как первая стадия процесса исполнительного производства

Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства в системе российского права