Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание

Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляют в исполнительном комитете городской, районной (в городе) Рады народных депутатов или в районной рады по местонахождению руководящего органа (правление, дирекции и др.) или местопроживанием субъектов бизнеса.
Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка – единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование профдеятельности.docx

— 39.20 Кб (Скачать документ)

В рассматриваемой  ситуации правомерна будет и постановка вопроса о взыскании в пользу предпринимателя убытков в виде дополнительных расходов на вынужденное  создание предприятия либо расходов по оплате услуг адвоката по оспариванию  в суде необоснованного отказа в  выдаче лицензии.

После получения  документа, подтверждающего наличие  лицензии, индивидуальный предприниматель  вправе осуществлять указанный в  этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих  прав и обязанностей, возникающих  в связи с осуществлением лицензируемой  деятельности, не допускается.

Лицензия –  срочный документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться  положением о лицензировании конкретного  вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет. При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог  устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.

Статьей 8 нового Закона определяется, что срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может  быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном  для переоформления документа, подтверждающего  наличие лицензии. Таким образом, принятым Законом подтверждается норма  о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может  быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Вместе с тем из нового Закона исключено положение о  том, что по заявлению соискателя лицензия может быть выдана на срок меньше предусмотренного положением о  лицензировании того или иного вида деятельности.

При определенных обстоятельствах, например в случаях  изменения имени и места жительства индивидуального предпринимателя  либо утраты документа, подтверждающего  наличие лицензии, лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении соответствующего документа (не позднее чем через 15 дней) с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Одновременно лицензирующий орган  вносит изменения в реестр лицензий. Переоформление осуществляется за плату  в размере 100 руб. в течение 10 дней со дня получения заявления лицензиата.

Каким документом может быть подтверждена утрата документа  о наличии лицензии, в Законе не указано. Представляется, что осуществление  соответствующей деятельности без  переоформления документа о наличии  лицензии в случае его утраты не может рассматриваться как занятие  данной деятельностью без лицензии. Отказ в переоформлении документа  Законом не предусмотрен.

Лицензия теряет юридическую силу в случае прекращения  действия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует также  отметить, что лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии. Эта мера применяется в  случае выявления неоднократных  нарушений или грубого нарушения  лицензиатом лицензионных требований и условий.

Новым Федеральным  законом предусмотрена возможность  аннулирования лицензии по решению  лицензирующего органа или суда. В  основном этот вопрос отнесен к ведению  суда. Единственный случай, когда лицензирующий  орган может принять решение  об аннулировании лицензии, - это  неуплата в течение трех месяцев  лицензионного сбора. В иных случаях  лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по следующим  основаниям:

- если нарушение  лицензиатом лицензионных требований  и условий повлекло за собой  нанесение ущерба правам, законным  интересам, здоровью граждан,  обороне страны и безопасности  государства, культурному наследию  народов Российской Федерации;

- если лицензиат  в установленный срок не устранил  нарушения, повлекшие за собой  приостановление действия лицензии.

По своей юридической  природе приостановление лицензии и аннулирование лицензии близки к мерам административного принуждения. Как известно, эти меры подразделяются на административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности. В связи с существующими противоречиями в законодательстве невозможно однозначно ответить на вопрос, к какому виду административного  принуждения следует относить приостановление  действия лицензии и аннулирование  лицензии.

Так, по Таможенному  кодексу отзыв лицензии, выданной таможенным органом РФ на осуществление  определенного вида деятельности, рассматривается  в качестве самостоятельного взыскания. Это взыскание может применяться  как дополнительное взыскание к  владельцам таможенных складов, магазинов  беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также  к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному оформлению за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены в связи с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной лицензией.

С точки зрения Кодекса об административных правонарушениях  приостановление действия лицензии нельзя рассматривать как административное взыскание. В статье 3.2 Кодекса содержится исчерпывающий перечень административных наказаний, и приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии там не упомянуты.

Однако некоторые  авторы, определяя юридическую природу  приостановления и аннулирования  лицензии, рассматривая эти понятия  как административно-правовую санкцию, указывают все же на подпункты 5 пункта 1 статьи 3.2 и статьи 3.8 Кодекса, где  среди видов административных взысканий  предусмотрено лишение специального права на срок до двух лет.

В юридической  литературе приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии нередко относят к мерам административного  пресечения. Суть таких мер состоит  в принудительном прекращении действий, которые могут повлечь возникновение  противоправных событий или состояний.

Можно присоединиться к высказанной в юридической  литературе точке зрения, в соответствии с которой «трудно признать правильной позицию законодателя (автор цитаты имеет в виду новый Кодекс об административных правонарушениях), исключившего из системы  наказаний отзыв лицензий, не включившего  в перечень обеспечительных мер  приостановление лицензий. Это большой  подарок чиновничеству, системе  административного произвола. Отзыв (приостановление) лицензий применяется и будет применяться. Включение отзыва в число административных наказаний означало бы, что такая суровая санкция применяется с соблюдением всех принципов, положений, процессуальных гарантий, закрепленных КоАП РФ (регулирование только законом, применение только судом, соблюдение правил расследования, рассмотрения дел и др.)».

Существующая  практика свидетельствует о том, что деятельность хозяйствующих  субъектов без лицензии или с  нарушением условий лицензирования является весьма распространенной. Естественно, это препятствует нормальному ходу экономических отношений, а для  нарушителей могут наступить  неблагоприятные последствия в  виде ответственности: гражданско-правовой, административной либо уголовной.

Отдельные виды деятельности, перечень которых должен быть определен законом,  могут  осуществляться  только на основании  специального разрешения (лицензии). 

В российском праве  такое понятие, как  «лицензирование  предпринимательской деятельности»  едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., с принятием Законов РСФСР  «О банках и банковской деятельности»  и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Позднее общая  норма, дающая понятие лицензирования предпринимательской деятельности, появилась в федеральном законе о лицензировании отдельных видов  деятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 27.07.2006 N156-ФЗ).  Эта норма устанавливает, что некоторыми видами предпринимательской  деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Закон определил  основные принципы осуществления лицензирования:

• обеспечение  единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

• установление единого перечня лицензируемых  видов деятельности;

• установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

• установление лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

• гласность  и открытость лицензирования;

• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, можно увидеть два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

Под лицензией  понимается разрешение (право) на осуществление  лицензируемого вида деятельности при  обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим  органом юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Деятельность, на осуществление которой  выдана лицензия, может выполняться  только получившим лицензию юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем.

Лицензия должна содержать следующие реквизиты:

• наименование органа, выдавшего ее;

• наименование, юридический адрес и регистрационные  реквизиты ее владельца;

• разрешенный  вид деятельности; 

• область действия лицензии; 

• особые условия  осуществления лицензируемой деятельности (в случае необходимости);

• регистрационный  номер, дату и сроки начала и окончания  действия лицензии.

Известно, что  должностные лица по собственному разумению  вычеркивают или вписывают в  выдаваемую лицензию некоторые направления  деятельности. Это недопустимо. В  лицензию могут быть включены по просьбе  ее обладателя все виды не запрещенных  законом операций в рамках данного  направления деятельности, для ведения  которых представлены необходимые  обоснования.

Деятельность, на ведение которой выдана лицензия федеральными органами государственной  власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на ведение которой выдана лицензия лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях  иных субъектов Российской Федерации  такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом  лицензирующих органов соответствующих  субъектов РФ, если иное не установлено  федеральными законами. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее  чем три года.

Федеральными  законами и положениями о лицензировании некоторых видов деятельности может  быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Правда, по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана и  на срок менее чем три года.

Сама процедура  выдачи лицензии состоит из нескольких этапов в зависимости от разрешительного  или заявительного порядка. В  наиболее развернутом виде можно  выделить четыре этапа:

а) подача предпринимателем соответствующих документов;

б) экспертиза поданных документов специалистами, которая  практически не регламентируется и  полностью зависит от привлекаемых или используемых специалистов, более  того, в некоторых территориальных  актах предусматривается возможность  отказа по квалификационному несоответствию, хотя критериев такого соответствия нормативные акты не предусматривают;

в) выдача лицензии или отказ в выдаче, которые  осуществляются по определенным правилам, предусматривающим, в частности, внесение лицензионного сбора; 

г) обжалование  принятого решения предпринимателем, который вправе сделать это в  судебно-арбитражном или административном порядке.

Лицензирование  предпринимательской деятельности, как уже было сказано ранее, предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных условий и требований осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

• проводить  проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;

• запрашивать  и получать от лицензиата необходимые  объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

• составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

• выносить решения, обязывающие лицензиата устранить  выявленные нарушения, устанавливать  сроки их устранения;

• выносить предупреждение лицензиату;

• осуществлять иные предусмотренные законодательством  РФ полномочия.

О фактах выявления  нарушений лицензионных требований и условий государственные органы обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Порядок осуществления  лицензирующими органами надзорных  полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и  контрольными органами устанавливается  законодательством РФ и положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности.

Информация о работе Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности