Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание

Государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляют в исполнительном комитете городской, районной (в городе) Рады народных депутатов или в районной рады по местонахождению руководящего органа (правление, дирекции и др.) или местопроживанием субъектов бизнеса.
Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка – единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

правовое регулирование профдеятельности.docx

— 39.20 Кб (Скачать документ)

Сохранилось лицензирование таких распространенных видов предпринимательской  деятельности, как: аудиторская деятельность; оценочная деятельность; заготовка, переработка и реализация лома цветных  металлов; заготовка, переработка и  реализация лома черных металлов; организация  и содержание тотализаторов и  игорных заведений; публичный показ  аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале; производство табачных изделий.

Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, теперь, после вступления в силу Закона N 128-ФЗ, будут подлежать лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый "таймшер").

В предыдущем Законе о лицензировании отдельных видов  деятельности тем не менее содержалась оговорка о том, что подлежат лицензированию не только прямо названные виды деятельности (ст. 17), но и неназванные виды, лицензирование которых предусмотрено иными федеральными законами, вступившими в силу ранее Закона N 158-ФЗ (ст. 17, п. 2 ст. 19). Таким образом, лицензированию подлежали виды деятельности, которые, во-первых, не подпадали под действие Закона N 158-ФЗ, во-вторых, были прямо перечислены в этом Законе и, в-третьих, хотя и не были перечислены в Законе N 158-ФЗ, но были установлены более ранними федеральными законами. Вместе с тем прекращалось лицензирование многих видов деятельности, которое было установлено указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и подобными подзаконными актами (например, с момента вступления в силу Закона N 158-ФЗ было отменено лицензирование оказания платных юридических услуг, введенное постановлением Правительства РФ). К тому же перечень лицензируемых видов деятельности, названный в Законе N 158-ФЗ, не был исчерпывающим и заставлял предпринимателей постоянно обращаться к иным федеральным законам. К примеру, лицензирование торговли автомобилями было установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», туроператорская и турагентская деятельность - Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

В статье 5 Закона N 128-ФЗ прописано, что Правительство  Российской Федерации определяет федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее  время принято Постановление  Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов  деятельности» , из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:

- МВД России  – негосударственная (частная)  охранная и сыскная деятельность;

- Минздрав России  – деятельность по распространению  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения; медицинская  деятельность; фармацевтическая деятельность;

- МНС России  – производство табачных изделий;

- Минсельхоз  России – деятельность по разведению  племенных животных, а также по  производству и использованию  племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная  деятельность осуществляется для  обеспечения собственных нужд  индивидуального предпринимателя); деятельность по хранению зерна  и продуктов его переработки;

- Минтранс России  – перевозка морским и водным  транспортом пассажиров и грузов; перевозка пассажиров на коммерческой  основе легковым автомобильным  транспортом;

- Минтруд России  – деятельность по оказанию  протезно-ортопедической помощи;

- Минфин России  – аудиторская деятельность;

- Минэкономразвития  России – турагентская деятельность  и деятельность по продаже  прав на клубный отдых;

- Госкомспорт  России - организация и содержание  тотализаторов и игорных заведений.

Постановлением  Правительства «О лицензировании отдельных  видов деятельности» утвержден  Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых помимо федеральных  органов исполнительной власти находится  в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- производство  дезинфекционных, дезинсекционных  и дератизационных средств;

- ветеринарная  деятельность;

- заготовка,  переработка и реализация лома  цветных металлов;

- заготовка,  переработка и реализация лома  черных металлов;

- публичный показ  аудиовизуальных произведений, если  указанная деятельность осуществляется  в кинозале.

Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько  лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.

Для получения  лицензии соискатель представляет следующие  документы:

1) заявление  о предоставлении лицензии с  указанием фамилии, имени, отчества, места жительства индивидуального  предпринимателя, данных документа,  удостоверяющего личность. В заявлении  также указывается лицензируемый  вид деятельности, который индивидуальный  предприниматель намерен осуществлять. Бланк заявления можно получить  в лицензирующем органе;

2) копию свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя (с предъявлением  оригинала в случае, если копия  не заверена нотариусом);

3) копию свидетельства  о постановке соискателя лицензии  на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в  случае, если копия не заверена  нотариусом);

4) документ, подтверждающий  уплату лицензионного сбора за  рассмотрение лицензирующим органом  заявления о предоставлении лицензии;

5) сведения о  квалификации работников соискателя  лицензии.

Кроме указанных  документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может  быть предусмотрено представление  иных документов, наличие которых  при осуществлении конкретного  вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными  нормативными правовыми актами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет  ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты  по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи  с отметкой о дате приема документов.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления  о предоставлении лицензии взимается  лицензионный сбор в размере 300 руб.

Пунктом 2 статьи 9 Закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает  решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Если принято  положительное решение, соискателю лицензии направляется письменное уведомление  с указанием реквизитов банковского  счета и срока оплаты лицензионного  сбора. Это второй обязательный платеж в процессе лицензирования. Его размер составляет 1000 руб.

Отметим, что  новый Закон более конкретен  в решении финансовых вопросов лицензирования. Тогда как положения предыдущего  Закона с аналогичным названием, ставившие размер сбора в зависимость  от МРОТ, на наш взгляд, представляются более удачными по сравнению с конкретными суммами, установленными в Законе N 128-ФЗ. Последний не учитывает такие немаловажные и изменчивые факторы, как инфляция, изменение цен и уровня минимальной зарплаты в стране. В течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, лицензирующий орган выдает документ, подтверждающий наличие лицензии. При этом какая-либо дополнительная плата не взимается.

Федеральный закон  содержит исчерпывающий перечень оснований  для отказа в выдаче лицензии: наличие  в документах, представленных соискателем  лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или  используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В связи с  этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине  нецелесообразности хозяйственной  деятельности, в частности достаточности  того или иного вида товаров или  услуг на рынке. На практике это будет  означать следующее: вам не могут  отказать в выдаче лицензии на производство патронов только на том основании, что  вы собираетесь выпускать по два  патрона в год.

Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие  лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.

Отметим, что  в некоторых случаях действующие  положения о лицензировании не упоминают  в качестве соискателей лицензий индивидуальных предпринимателей, что  служит основанием для отказа в выдаче им соответствующих разрешений на определенные виды деятельности. Подобная практика ущемляет права предпринимателей и вынуждает их создавать общества с ограниченной ответственностью для того, чтобы получать лицензии уже на эти общества. Это ведет к дополнительным расходам для предпринимателей. Если предприниматель не желает создавать общество с ограниченной ответственностью, а хочет получить нужную ему лицензию именно на себя, при взаимодействии с лицензирующими органами ему можно сослаться на судебное решение Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г.

В соответствии с данным решением индивидуальный предприниматель  Нидерштрат В.В. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными и не подлежащими применению положений Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489 в части, препятствующей осуществлению фармацевтической деятельности субъектами предпринимательства без образования юридического лица. В обоснование требований в заявлении указано, что Нидерштрат В.В. осуществляет фармацевтическую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Она направила в Фармацевтический комитет администрации Костромской области письмо с просьбой разъяснить порядок оформления лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Письмом от 19 декабря 2002 г. ей был дан ответ, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 489 не предусмотрено предоставление лицензий на фармацевтическую деятельность индивидуальным предпринимателям. Таким образом, в получении лицензии ей было отказано.

Заявительница указала, что оспариваемые предписания  правовых актов Правительства Российской Федерации нарушают ее право на свободу  экономической деятельности, противоречат Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности»  и другим законодательным актам  Российской Федерации.

Суд счел, что  требования индивидуального предпринимателя  Нидерштрат В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии со статьей 2 названного Закона «соискателем лицензии» и «лицензиатом» может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Таким образом, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит ограничений на осуществление фармацевтической деятельности индивидуальными предпринимателями. Не содержится таких ограничений и в других федеральных законах. Между тем в оспариваемом Положении индивидуальные предприниматели не названы в числе лиц, которые осуществляют фармацевтическую деятельность. С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что указанные лица фактически лишаются права на занятие фармацевтической деятельностью. При таких обстоятельствах требования заявительницы о признании частично незаконными п. 1, 2, 5 и 16 Положения подлежат удовлетворению в силу части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Лицензирование предпринимательской деятельности