Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:52, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку в современных условиях развития предпринимательства в России очень важной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение 3
1. Сущность лицензирования 5
2. Порядок лицензирования 10
3. Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии 15
Заключение 19
Список использованной литературы: 20

Работа состоит из  1 файл

реферат по РПП.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА

РУКОВОДИТЕЛЬ

проф.,д.ю.н

     

В.В. Домбровский

должность, уч. степень, звание

 

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

РЕФЕРАТ

 

«Лицензирование предпринимательской деятельности»

 

по дисциплине: Российское предпринимательское право

 
 

РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ(А)

СТУДЕНТ(КА) ГР.

9931

     

О.В. Лупша

     

подпись, дата

 

инициалы, фамилия


 

Санкт-Петербург

2011

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемых в соответствии с ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку в современных условиях развития предпринимательства в России очень важной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, предотвращается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы, жизнь и здоровье своих граждан. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить своё право монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность.

Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы  лицензирования отдельных видов  предпринимательской деятельности, исследования ведущих ученых-юристов  в области предпринимательского права, административного и гражданского права, а также теории государства и права.

Цель исследования состоит  в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

     Для достижения этой цели автором в рамках данной работы были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность лицензирования;
  • исследовать порядок лицензирования;
  • рассмотреть основания, а также порядок приостановления действия и аннулирования лицензии;

Методы, использовавшиеся при написании работы:

    1. общенаучные – анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация;
    2. частноправовые - формально-юридические методы.

Теоретической основой  исследования являются научные труды отечественных правоведов, как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Среди них следует выделить работы А.С.Калининой, О.Ю.Васильева, А.А.Алексеева, Ю.С.Юрьева,  А.И. Цихоцкой, О.Олейник, Ж.А. Ионовой и др.

  Исследованию также подвергались, в частности, следующие нормативные правовые акты: Гражданский Кодекс России, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

 

 

 

 

  1. Сущность лицензирования

 

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

        Так, автор считает необходимым рассмотреть понятие и характерные особенности лицензирования.

      Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института.

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации  предпринимательства.1 Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.

О. Олейник считает, что лицензирование – это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

- государственное подтверждение  и определение пределов права  на ведение хозяйственной деятельности;

- государственный контроль  за осуществлением деятельности;

- возможность прекращения  деятельности по особым основаниям органами государства.2

В данном определении  речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.

А.И. Цихоцкая считает, что  реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый  объект и что лицензирование - это  одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов.3 Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

   На взгляд автора, в ст. 3 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дано более полное и правильное понятие лицензирования. Так в данной статье под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.4

Из этого определения  можно выделить следующие элементы:      

  • лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан;
  • объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности.

   Лицензируемым видом деятельности является такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законодательством.

Следует оговориться, что  специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования.  

Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная  торговля алкогольной продукцией. К алкогольной продукции же относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции. 5

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? В соответствии с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.6

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию - это прежде всего такая деятельность, которая  грозит нанесением ущерба нравственного  или физического гражданам или  угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:

- защита свобод, прав, законных интересов, нравственности  и здоровья граждан, обеспечение  обороны страны и безопасности  государства;

- обеспечение единства  экономического пространства на  территории Российской Федерации;

- установление единого  перечня лицензируемых видов  деятельности и единого порядка  лицензирования на территории  Российской Федерации; 

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования. 7

Лицензирование является особым методом регламентации общественных отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.8

Хотя в ст. 49 Гражданского Кодекса России отмечено, что юридические лица вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию.9

Из смысла статьи 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом. Однако данная статья нуждается в корректировке.

Во-первых, к юридическим лицам нужно добавить и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, вместо слов «устанавливается законом» нужно использовать «устанавливаются федеральными законами», т.к. действие Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности распространяется не на все лицензируемые виды деятельности, следовательно, единого закона в этой области просто нет.10

    Гораздо более удачно сформулировано определение лицензии в Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии со ст. 3 Закона под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.11

    Таким образом, автор исследовал понятия, характерные сущностные особенности института лицензирования.

Автор пришёл к выводу, что лицензирование, в общем смысле, - это инструмент, используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

 

 

  1. Порядок лицензирования

 

 

Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в  соответствующий лицензирующий  орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается:

- полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма  юридического лица, место его  нахождения, адреса мест осуществления  лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности