Административные наказания и ее виды

Автор работы: k***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………..………… 3
Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ ………..….………………. 5
1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5
1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12
2.1 Система административных наказаний …………………………… 12
2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33
3.1 Принципы назначения административных наказаний ………… 33
3.2 Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..……………………….…………..…………. 40
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

    Субъекты  РФ в качестве административных наказаний  за совершение административных правонарушений мо­гут устанавливать предупреждение и административный штраф.  
 

    2.2 Виды административных  наказаний 

    За  совершение административных наказаний могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 9

    1) предупреждение;

    2) административный штраф; 

    3) возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного  физическому лицу;

    6) административный арест; 

    7) административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или  лица без гражданства; 

    8) дисквалификация; 

    9) административное приостановление деятельности.

    Теперь необходимо  рассмотреть каждый из них поподробнее.

    1. Предупреждение является одним  из наиболее распространенных  видов административного наказания:  КоАП РФ содержит почти 70 норм, санкция которых предусматривает  данный вид наказания.

    КоАП  РФ впервые на законодательном уровне закрепил понятие «предупреждение» как меру административно­го наказания  в виде «официального порицания  физического или юридического лица», имеющего исключитель­но письменную форму  выражения.

    По  содержанию это мера морально-правового воздействия. На лестнице административных наказаний преду­преждение занимает первую ступеньку как самое легкое по карательному воздействию.

    Раскрывая содержание предупреждения, законодатель говорит о том, что оно является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Но это лишь одна сторона данной меры административного воздействия. Предупреждение – основное самостоятельное наказание. Как правило, оно применяется за незначительные правонарушения, а также к лицам, которые впервые совершили противоправное деяние.

    Любое административное наказание налагается на основе материалов имеющегося дела об административном правонарушении, по результатам его рассмотрения компетентным субъектом и путем  вынесения письменного акта – постановления по делу. Именно поэтому в ст. 3.4 прямо закреплено правило, что предупреждение выносится в письменной форме. Устные предупреждения о недопустимости противоправного поведения, которые должностные лица делают гражданам, организациям, конечно же, не могут рассматриваться как наказание. Так­же не являются административным наказанием и письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но не в порядке производства по делу об административном правонарушении и не оформленные постановлением по делу.

    О профилактической роли административного  воздействия свидетельствует широкое  применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении  противоправного поведения (ряд  государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно конкретным государственным органом, одно­временно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

    Предупреждение  о прекращении противоправного  поведения является самостоятельным  пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальней­шего неисполнения правовой обязанности, - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, сооружение можно, если и после сделанного ему предупреждения лицо продолжает нарушать закон.

    Предупреждение  о прекращении противоправного  поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения и  в установленных законодательством  случаях являет­ся обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия назвать предостережением. В качестве санкции норм Особенной части КоАП РФ предупреждение альтернативно административному штрафу, и данное соотношение позволяет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, реализовывать предоставленную законодателем возможность избрать тот или иной вид административного наказания с учетом личности виновного и обстоятельств административного правонарушения. 10

    2. Административный штраф является  денежным взысканием. Штраф как  мера принуждения известен ряду  отраслей права, и чтобы отличить  данный вид взыскания от уголовного  и иных его разновидностей, в  КоАП РФ его назвали административным.

    Штраф по своей природе имеет имущественный  характер и реализуется в виде денежного взыскания, налагаемого  на физических, должностных и юридических  лиц, оказывая воздействие не только на сознание, но и на имущественное  положение виновных.

    Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными  правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность  без всякого преувеличения можно  назвать «штрафной», так как почти  90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Все статьи Особенной части КоАП РФ, за исключением ч. 2 ст. 20.25, содержат такую санкцию как штраф.

    Штраф нельзя применять к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

    В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.

    Так, штраф может выражаться в величине, кратной:

    1) минимальному размеру оплаты  труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом  на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

    Для определения размера штрафа в  данном случае необходимо руководствоваться  нормами Федерального за­кона от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере  оплаты труда». В соответствии со ст. 5 данного Закона исчисле­ние штрафов «до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчис­ления налогов, сборов, штрафов...» производится «исходя из базовой суммы, равной 100 рублям».

    Таким образом, размер «штрафного» МРОТ равен  на сегодняшний день 100 руб.

    Интересным  представляется мнение Генеральной  прокуратуры РФ наложенное в письме от 21 ноября 2002 г. №37/1-582-02, в котором  указано, что «установленная статьей 5 базовая сумма в размере 100 рублей не является минимальным размером оплаты труда, а является временной ставкой и ее действие распространяется только на период времени до внесения изменений в соответствующие федеральные законы...»;

    2) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения администра­тивного правонарушения.

    Данный  порядок исчисления штрафа предусмотрен только по делам о нарушении таможенных правил, в соот­ветствии с нормами  гл. 16 КоАП РФ, а также за правонарушения в области предпринимательской  деятельности;

    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения администра­тивного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного администра­тивного штрафа.

    Размер  административного штрафа не может  быть менее 1/10 МРОТ.

    Размер  административного штрафа, налагаемого  на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных  лиц – 50, на юридических лиц – 1000.

    Административный  штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законода­тельства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной сре­ды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержа­щей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может быть установлен в размере для должностных лиц до 200, для юридических лиц – 5000 МРОТ.

    Размер  административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

    Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Возмездным изъятием орудия совершения  или предмета административного  правонарушения является их принудительное  изъятие и последующая реализация  с передачей бывшему собственнику  вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

    Возмездное  изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Данная  санкция применяется только в  отношении предметов, явившихся  орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

    Законодатель  очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения, поскольку порядок  ее реализации сложнее, чем конфискация. В КоАП РФ данное наказание предусмотрено только в ч. 2 и 3 ст. 20.8 и в ч. 3 ст. 20.12, во всех случаях в альтернативной санкции. 11

    4. Конфискацией орудия совершения  или предмета административного  правонарушения является принудительное  обращение в федеральную собственность  или в собственность субъекта  РФ, не изъятых из оборота вещей.

    Как административное наказание она  имеет ряд особенностей.

    Во-первых, конфискация назначается только судьей. Данное положение основано на ч.3 ст. 35 Основного Закона РФ, где  провозглашено: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Административная конфискация может применяться к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам. Это, во-вторых.

    В-третьих, она является специальной конфискацией, применяемой только в отношении  орудий совершения или предметов  административного правонарушения. Как правило, в санкции статьи КоАП РФ четко устанавливается, какой предмет подлежит конфискации (например, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, произведенная продукция, фашистская атрибутика или символика и т.п.).

    Не  всякий предмет может быть конфискован. Так, не подлежат конфискации личные вещи (одежда, белье и т.п.), вещи, используемые в быту и необходимые для проживания (телевизор, холодильник и т.п.). Конфискация  не может быть обращена и на предметы, находящиеся в общей собственности лица, привлеченного к ответственности, с супругами, родителями, другими родственниками и лицами. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. 12

    В-четвертых, ранее в ст. 29 КоАП РСФСР было закреплено, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности  правонарушителя. К сожалению, новый Кодекс такого правила не содержит. Некоторые составы правонарушений предусматривают применение конфискации к должностным лицам, которые чаще всего не являются собственниками конфискуемых предметов (например, ст. 14.10, 14.16 – 14.18, 19.19). Получается, что конфискация может применяться к лицу, являющемуся субъектом административного правонарушения, но не являющемуся собственником имущества. Если конфискуется предмет, который не принадлежит виновному, то наказывается не он, а собственник, которого лишают законного права собственности навсегда, что противоречит букве и духу Конституции РФ.

Информация о работе Административные наказания и ее виды