Административные наказания и ее виды

Автор работы: k***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………..………… 3
Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ ………..….………………. 5
1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5
1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12
2.1 Система административных наказаний …………………………… 12
2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33
3.1 Принципы назначения административных наказаний ………… 33
3.2 Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..……………………….…………..…………. 40
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………..……………..………… 3 

Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ   ………..….………………. 5

1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5 

1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10

Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12

2.1 Система административных наказаний …………………………… 12

2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17

Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33

3.1 Принципы  назначения административных наказаний ………… 33

3.2 Обстоятельства  смягчающие и отягчающие административную  ответственность …………………………………………………………….. 36 

3.3 Давностные  сроки назначения административного  наказания и срок их погашения …………………………………………….……………. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………..……………………….…………..…………. 40

СПИСОК  ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42

                                            
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.

    По-новому была представлена и сама структура  мер административной ответственности. Предваряя содержание каждой из них, административно-деликтный закон прибегает к характеристике административного наказания как комплексного, собирательного в категориально-понятийном смысле правового явления. Сама же совокупность административных наказаний уже не может быть представлена хаотичной, но принимает качества системной категории. Для административного наказания как явления социально-правовой действительности системное представление его компонентов, элементов и взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое значение. От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в каком порядке включаются в нее карательные меры, как они соотносятся между собой и приводятся в действие, зависит почти все, что ассоциируется с административным наказанием.

    За  последние годы в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) было внесено немало изменений. Они коснулись также и административных наказаний. В частности, был введен но­вый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Следовательно, не­сколько изменилась иерархия системы административных наказаний.

    Объект  курсовой работы  является  административное наказание.

    Предмет курсовой работы являются административное наказание и ее виды.

    Целью курсовой роботы является  теоретическое изучение административной наказаний и ее видов.

    Задачи  курсовой   работы:

    • изучить понятие административного наказания;
    • проанализировать цели административных наказаний;
    • определить систему и виды административных наказаний;
    • исследовать принципы назначения административных наказаний;
    • выявить обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность;
    • изучить давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения.

    Степень разработанности  темы. Эти вопросы в разные временные периоды исследовали отечественные ученые: И.И. Веремеенко, Д.Н. Бахрах, И.В Максимов, Е.В. Овчарова и др. Учитывая последние изменения в законодательстве, возможности использования в административно-правовой науке системных подходов, некоторые новые особенности практики применения административных наказаний, данный вопрос нуждается в дополнительных исследованиях.

    Теоретико-методологической    основой   курсовой    работы  являются  универсальны общенаучные методы     анализа, синтеза  и  другие  методы.

    Структура  курсовой   работы  состоит  из  введения,   трёх глав, заключения и списка  использованной   литературы. 
 

Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ 

    1. Понятие административного  наказания
 

    В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться  следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.1

    Действующий КоАП РФ, как впрочем, и предыдущий, не содержит нормы, определяющей понятие  системы административных наказаний, нет и специальной нормы, которая излагала бы принципы построения системы таких наказаний. Как справедливо замечает А.С. Дугенец, «с течением времени по мере развития общественных отношений значительно изменилась ... система административных наказаний»; при этом «следует вести разговор о ее ... несовершенстве» в виду отсутствия определенной государственной позиции по вопросам применения административных наказаний. Думается, что отсутствие по данной проблеме четкого государственно-властного решения является существенным недостатком, выражающимся в неопределенности и непоследовательности всей административно-наказательной политики России. В правовой литературе также отмечается, что «в административной практике ... наблюдались периоды ее активизации и спада»: чрезмерное ужесточение принимаемых мер вело к общественному возмущению, реакция на которое выражалась в неоправданном смягчении таких мер и тем самым вела к попустительству. Все это не способствовало снижению административной деликатности, меры административной ответственности периодически пересматривались.

    По  праву научной аналогии представляется возможным также обратиться к  исследованию понятия системы административных наказаний на основе результатов  доктринального исследования категориально-понятийного аппарата системы наказаний в уголовном праве. Стремление выявить понятие системы наказаний, дав ей определение, восходит к временам, когда Н.С. Таганцев трактовал ее применительно к уголовному закону как своеобразную «лестницу наказаний, понимая под ней совокупность карательных мер данного Кодекса в их взаимном соподчинении или соотношении».

    В качестве системообразующих основ  применительно к видам административных наказаний можно считать следующие  признаки:

    Первый  признак. Административные наказания как элементы единой системы характеризуются общностью оснований их применения: юридического, фактического, процессуального.2

    Прежде  всего, они имеют единую законодательную  базу, которая состоит из Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Она предусматривает потенциальную возможность наступления административной ответственности за то или иное административно-противоправное деяние. Но само по себе юридическое основание не может быть самодостаточным, т.е. юрисдикционно жизнеспособным. Для этого необходимо фактическое основание, т.е. реальный факт административного правонарушения, за совершение которого предусмотрены меры административной ответственности, названные действующим КоАП РФ наказаниями.

    Наряду  с этим все наказания имеют  в принципе единообразное процессуальное оформление. Имеется в виду акт  компетентного органа (должностного лица), который является процессуальным выражением тесной взаимосвязи нормативного и фактического оснований. В качестве процессуальной основы при назначении административных наказаний в большинстве случаев используется постановление правоприменительного органа (должностного лица). 3

    Второй  признак – структурно-иерархическое единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй уровень системы. Первый же уровень указанной системы наполняется категорией административного наказания в его собирательном (совокупном) смысле, формулируемым исходя из «сложения» признаков каждого формального вида административного наказания. Административные наказания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного правонарушения. Сама же система административных наказаний построена посредством расположения различных видов таких наказаний в определенном сравнительном порядке: в зависимости от степени их суровости. «Подобно тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, – пишет Д.Н. Бахрах, – в КоАП перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний», которая будет учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными органами (должностными лицами), которые будут налагать такие санкции».

    По  своим целям, основаниям, порядку  применения, а также характеру  последствий административные наказания  отличаются от других мер административного принуждения.

    1. Административное наказание - это  форма государственного реагирования  на правонарушение. Выражается в  определенном наказании виновного  лица. Основанием назначения административного  наказания является административный  проступок.

    Административные  наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые  административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное  осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

    Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные  неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество. 4

    Административные  наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия  на правонарушителей. В целом за год по России административные наказания налагаются на 75 млн. человек.

    Административные  наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам  об административных правонарушениях.

    По  степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний.

    Административные  наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

    Характеризуя  «лестницу» административных наказаний, не каждый из исследователей приходит к выводу о заложенной в ней законодателем какой-либо закономерной последовательности. Так, например, отмечается, что «по расположению административных наказаний в системе нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести (строгости) каждого из наказаний в соотношении между собой». Представляется, что данная позиция справедлива, но лишь отчасти, поскольку при определении закономерности последовательности расположения видов административных наказаний в перечне, необходимо прежде всего выявить тот критерий, который был положен законодателем в основу такой упорядоченности.

Информация о работе Административные наказания и ее виды