Административные наказания и ее виды

Автор работы: k***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) закрепил единые для всей России принципы и общие параметры административной ответственности в целях единообразного осуществления всеми субъектами административно-юрисдикционной деятельности производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..……………..………… 3
Глава1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РОССИИ ………..….………………. 5
1.1 Понятие административного наказания ……….……………..……... 5
1.2 Цели административных наказаний ………………...………...……. 10
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………….…………………………………………… 12
2.1 Система административных наказаний …………………………… 12
2.2 Виды административных наказаний ………………………….…… 17
Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ …………………………………………………..…………….. 33
3.1 Принципы назначения административных наказаний ………… 33
3.2 Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность
3.3 Давностные сроки назначения административного наказания и срок их погашения …………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..……………………….…………..…………. 40
СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………...……………………… 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, причем как федеральным, так и ми­ровым, а, кроме того, данную меру может назначить и судья арбитражного суда.

    Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

    В практике часто встает вопрос о применимости данной санкции в отношении лиц, осуществляющих функции управления в иностранном юридическом лице либо в совместных предприятиях. Представляется, что никаких препятствий по данному поводу законодатель не установил и суд вправе назначать данное наказание и в отношении этих субъектов.

    Дисквалификация является основным административным наказанием и может быть назначена не позднее  одно­го года со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении –  в течение года со дня обнаружения правонарушения.

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести  месяцев до трех лет.

    Статьями  Особенной части КоАП дисквалификация  предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное  или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, не­надлежащее управление юридическим лицом и др.

    Административное  наказание в виде дисквалификации  назначается судьей.

    9. Административное приостановление  деятельности как вид административного  наказания состоит в принуди­тельном прекращении предпринимательской деятельности, деятельности по эксплуатации приборов, механиз­мов, производственных объектов, зданий, сооружений, а также отдельных видов деятельности по производст­ву каких-либо работ (например, ремонтных), оказанию услуг (образовательных, медицинских и т.п.).

    Этот  вид административного наказания  дополнил систему административных наказаний КоАП РФ Федеральным законом  от 9 мая 2005 г. №45-ФЗ «О внесении изменений  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими си­лу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

    Административное  приостановление деятельности налагается как на граждан, осуществляющих предпринимательскую или иную, подлежащую административному приостановлению, деятельность без образования юридического лица, так и на осуществляющих подобную деятельность организации, предприятия и учреждения, имеющих статус юридического лица. 15

    Административное  приостановление деятельности применяется  в целях обеспечения санитарно-эпидемиологи­ческой, техногенной, экологической, пожарной и иных видов общественной безопасности, причем в случаях, когда имеются  достаточные основания полагать о наличии лишь угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы.

    Наказанию в виде административного приостановления  деятельности подлежат физические и  юридические лица, совершившие административные правонарушения области противодействия финансированию терроризма, т.е. финансированию заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

    Данный  вид наказания назначается судьей только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Срок  назначения наказания в виде административного  приостановления деятельности не может превышать 90 суток.

    Таким образом, в данном разделе мы структурно проанализировали вида административных нарушений. 

Глава 3. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЕЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    3.1 Принципы назначения  административных  наказаний 

    Глава 4 КоАП РФ называется «Назначение административного наказания». Заголовок Начинающей эту главу ст. 4.1 КоАП РФ такой: «Общие правила назначения административного наказания». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие общие правила (принципы) наложения административных наказаний, а не процессуальные нормы.

    Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера  правонарушения и личности нарушителя. 16

    Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Из  принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении кото­рого ведется производство по делу об административному правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постанов­лением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо не обязано доказывать свою невиновность.

    Законность  применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что виновному может быть назначено  только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей административную ответственность. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

    а) в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;

    б) в каждой правовой норме закреплены вид и размеры наказаний;

    в) за административное правонарушение может  быть наложено только одно основное административное наказание;

    Индивидуализация  административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его  вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

    Индивидуализация  наказания предполагает смягчение  или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.

    Обратим внимание на то что, необходимо, прежде всего, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения. Закон использует термин характер правонарушения. Это обобщающая оценка содеянного, которая зависит от степени общественной опасности правонарушения, причиненного вреда охраняемым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания. Поэтому органы и должностные лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его размера в рамках, предусмотренных санкцией нормы. При наложении наказания учитываются способ, время, место и иные обстоятельства совершенного правонарушения. При наложении наказания следует учитывать обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, для смягчения или усиления наказания в пределах, предусмотренных санкцией нормы. В связи с этим должны учитываться: (а) обстоятельства, прежде всего относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к труду, коллективу, государственному и общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование и т. п.), (б) его отношение к совершенному правонарушению - степень и форму вины. Умышленное правонарушение при всех прочих условиях должно влечь более суровое наказание (наказание), чем его неосторожное совершение (ст. 2.2 КоАП).

    Применение  отдельных наказаний законодатель связывает с особой характеристикой  виновного. Так, административный арест  как наказание применяется в  случаях, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным (см., например, ст. 3.9 КоАП РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2 Обстоятельства смягчающие  и отягчающие административную  ответственность 

    Особую  роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания грают обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

    - раскаяние виновного; 

    - добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

    - предотвращение виновным вредных  последствий правонарушения;

    - совершение административного правонарушения  в состоянии сильного душевного  волнения (аффекта) либо при стечении  тяжелых личных или семейных  обстоятельств; 

    - совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Данные  обстоятельства являются основанием для  выбора менее строгого наказания  в пределах санкции нарушенной нормы. Указанные обстоятельства не образуют исчерпывающий перечень. Орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например, преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.

    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

    - продолжение противоправного поведения,  несмотря на требования уполномоченных  на то лиц прекратить его; 

    - повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

    - вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

    - совершение административного правонарушения группой лиц;

    -совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    -совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

    Данные  обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административ­ной ответственности за совершение административного правонарушения.

    Перечень  обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств. Это исключает признание иных оснований в качестве таковых, а равно и оснований для усиления административного наказания.

    Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны лишь те, которые  не представляют собой объективные  признаки административного правонарушения, как, например, состояние опьянения не расценивается подобным обстоятельством в случае управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, поскольку данное правонарушение образует состав самостоятельного ад­министративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

    Административные  наказания по смыслу ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ устанавливаются нормативными актами и применяются путем издания специальных индивидуальных актов.

    Юридическая наука различает два вида правовых ак­тов с административными санкциями. Первые – нормативные правовые акты: законы, устанавливающие санкции за определенные административные правонарушения, руководствуясь их исчерпывающим перечнем, данным в ст. 3.2. Иные федеральные законы, за исключением КоАП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливать каких-либо иных административных наказаний. Однако федеральный законодатель вправе расширить этот перечень, но только путем внесения соответствующих измене­ний в действующий КоАП РФ. Вторая группа актов с административными санкциями – правоприменительные акты. Это постановления по делам об административных правонарушениях, о назначении административных наказаний виновным в совершении правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.

Информация о работе Административные наказания и ее виды