Административные наказания: понятие, цели, система и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении понятия, цели и видов административного наказания.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение понятия и цели административного наказания;
2. рассмотрение системы административного наказания;
3. рассмотрение видов административного наказания.
Для того чтобы лучше рассмотреть тему курсовой работы, были использованы следующие методы:
1. метод научной абстракции;
2. метод анализа и синтеза;
3. метод индукции и дедукции;
4. метод восхождения от простого к сложному.
В качестве теоретической базы были использованы книги по административному праву, нормативно-правовые акты, такие как кодекс об административных правонарушениях, Конституция РФ и другие.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, цель административного наказания и их система 5
1.1 Понятие и цель административного наказания 5
1.2 Система административных наказаний 9
2 Виды административных наказаний 13
2.1 Административные наказания, используемые в качестве основных 13
2.2 Административные наказания, используемые как в качестве основных, так и в качестве дополнительных 19
Заключение 23
Список используемой литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Административному праву.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФГОУ  ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. Петра Великого I» 

Кафедра права и правоохранительной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по административному праву

  по теме: «Административные наказания: понятие, цели, система и виды» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка экономического

факультета  заочного отделения

второе  высшее 2 курс 1 группа 

                                                                                Проверил:  
 
 
 
 

Воронеж

Содержание 
 
 
 
 

Введение

     Административные  наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф.

     Содержание  административного наказания определяется его целями, и согласно КоАП, применяется в целях предупреждения совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

     Административное  наказание выражает негативную оценку государством правонарушения, поэтому функцией наказания является воспитание.

     В настоящее время совершается  множество административных правонарушений, и административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

     Цель  курсовой работы состоит в рассмотрении понятия, цели и видов административного наказания.

     В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

    1. рассмотрение понятия и цели административного наказания;
    2. рассмотрение системы административного наказания;
    3. рассмотрение видов административного наказания.

     Для того чтобы лучше рассмотреть тему курсовой работы, были использованы следующие методы:

    1. метод научной абстракции;
    2. метод анализа и синтеза;
    3. метод индукции и дедукции;
    4. метод восхождения от простого к сложному.

     В качестве теоретической базы были использованы книги по административному праву,  нормативно-правовые акты, такие как кодекс об административных правонарушениях, Конституция РФ и другие.

  1. Понятие, цель административного наказания и их система
    1. Понятие и цель административного наказания

     Согласно  статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

     Административные  наказания - это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными наказаниями признаются только те принудительные меры, которые установлены ст. 3.2—3.11 КоАП РФ и порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.[4]

     Административные  наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения  прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

     Только  административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного  деяния нарушителя.

     Содержание  административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применяются.

     Административным, как и уголовным наказаниям присуща цель воспитания правонарушителей, хотя она и не упомянута в законе. Однако суть и тех, и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

     Добровольное  исполнение правонарушителем наложенного  на него наказания не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство  всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания.

     Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет  нарушителю менее тяжкие отрицательные  последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, крупные штрафы, конфискация) не свидетельствует о мягкости этих мер.[2]

     Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера  совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно-определенными. Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность выбора размера наказания с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного физическим или юридическим лицом.

     Согласно  действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, административными комиссиями, созданными при соответствующих органах местного самоуправления, - коллегиально; судами (судьями) - коллегиально и единолично.[3]

     Применение  административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает  особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

     Применение  административного наказания в  случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов:

    • рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;
    • рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

     Административные  наказания применяются за нарушение  норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда выражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.

     Кара - не самоцель административного наказания. Оно необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений. В определенной мере административные санкции предупреждают преступления.[4]

     По  своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения:

  • административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок;
  • административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя;
  • назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество;
  • административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей;
  • административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях;
  • по степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний;
  • административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.[2]
    1. Система административных наказаний

      В ст. 3.2 Кодекса  об административных правонарушениях  дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими  воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены виды административных наказаний, которые приведены на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1 Виды административных правонарушений

     Система административных наказаний - перечень различных по степени тяжести и другим показателям видов административных наказаний.

     Статья 3.2. КоАП содержит систематизированный  перечень различных по характеру  и правовым последствиям административных наказаний, что создает правовую основу для реализации принципа индивидуализации в процессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

     Все девять наказаний тесно связаны между собой и образуют единую систему, которая включает разные по содержанию тяжести и иным признакам карательные санкции.

     В КоАП РФ перечень наказаний дан подобно  тому, как это сделано в уголовном  и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет, она должна учитываться и законодательными органами субъектов РФ, и многочисленными органами и должностными лицами, которые наделены полномочиями по назначению конкретных административных санкций. В частности, ее значение велико, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя. [7]

     Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.

     1. По содержанию карательного воздействия выделяют:

  • меры морально-правовые (предупреждение);
  • меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);
  • меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);
  • меры организационного характера (лишение прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

Информация о работе Административные наказания: понятие, цели, система и виды