Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание

Объектом исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ
Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ
Цель дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………6

Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России ………………………………………………………………………………….12

Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования
Понятие усыновления (удочерения)…………………………… 23

2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27

2.3 Правовые последствия установления усыновления (удочерения).

……………………………………………………………………………34

Глава 3. Условия усыновления (удочерения)

3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих………………………………………………………………42
Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54

3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56

Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена
Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей……………………………………………………….59
Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
Тайна усыновления……………………………………………….72
Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76 4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82

4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами………………………………………………………………89

Заключение……………………………………………………………………100

Список использованных источников…………………………………………106

Работа состоит из  1 файл

Усыновление (удочерение)- основная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения диплом.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

     Усыновленный  ребенок может поставить вопрос об отмене усыновления в тех случаях, когда нет никакой возможности создать теплые, искренние, настоящие семейные отношения, а не их видимость.

     Правом  требовать отмены усыновления наделены и органы опеки и попечительства.

     Разнообразие категорий дел, в которых орган опеки и попечительства участвует, а также форм такого участия объясняется особой функцией этого органа, а именно защитой прав лиц, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои субъективные права. Большое практическое значение имеет их деятельность, направленная на защиту интересов несовершеннолетних в различных спорах, возникающих из семейных правоотношений.

     Кроме органов опеки  и попечительства, к числу обязательных участников по данной категории дел  относится прокурор (ст. 45 ГПК РФ) [7]. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов усыновленного ребенка. В данном случае прокурор занимает в процессе положение официального представителя государства, осуществляющего надзор за законностью рассмотрения дела.

     В силу особого характера брачно-семейных отношений, заинтересованности государства  в охране и защите семьи в семейном законодательстве специально регулируется вопрос об участии прокурора в  процессах по семейным делам, в частности об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ) [5]. В данном случае участие прокурора направлено на защиту интересов несовершеннолетних детей; прокурор выступает от имени государства, тем самым реализовывается заинтересованность последнего в укреплении семьи.

     Действующее законодательство предусматривает  судебный порядок отмены усыновления (ст. 140 СК РФ)[5] . При рассмотрении в судебном порядке дел данной категории более полно гарантируется обеспечение всех необходимых доказательств, при всесторонней и тщательной оценке которых суд может вынести решение, отвечающее интересам ребенка.

     Усыновление прекращается со дня вступления в  законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка (п. 3 ст. 140 СК РФ)[5]. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка направить выписку из этого решения в органы ЗАГСа по месту регистрации усыновления. Изменение имени, отчества и фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, без его согласия невозможно.

     Согласно ст. 46 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", на основании решения суда об отмене усыновления в запись акта об усыновлении вносятся сведения об отмене усыновления и восстанавливаются первоначальные сведения о фамилии, имени, отчестве, месте и дате рождения ребенка, а также сведения о родителях ребенка в записи акта о рождении. При этом ранее выданное свидетельство о рождении аннулируется и выдается новое свидетельство о рождении с учетом изменений, внесенных в запись акта о рождении. Такое положение распространяется на случаи, когда за усыновленным ребенком не сохраняются его имя, отчество, фамилия, полученные им при усыновлении.

     Отмена  усыновления по общему правилу возможна только до достижения совершеннолетия  ребенка (ст. 144 СК РФ) [5].

     Целью усыновления является, как известно, воспитание в семье несовершеннолетних детей, лишившихся по тем или иным причинам родительского попечения. Очевидно, что когда цель достигнута - ребенок получил надлежащее воспитание и достиг совершеннолетия, нет оснований для отмены усыновления. Но ст. 144 СК РФ [5] предусматривает исключение, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

     Отмена  усыновления является правопрекращающим  и в некоторых случаях правовосстанавливающим юридическим фактом. Первое последствие  проявляется в том, что при  отмене усыновления правовая связь  между усыновителем и усыновленным прекращается. Последствия второго рода заключаются в возможности восстановления правовой связи с кровными родителями усыновленного ребенка, если это отвечает его интересам. Пункт 1 ст. 143 СК РФ[5] содержит следующее правило: "При отмене судом усыновления ребенка взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка". Из этого общего положения имеется одно существенное исключение, а именно: алиментная обязанность усыновителя не подлежит безусловному прекращению.

     В тех случаях, когда усыновление  отменяется вследствие ненадлежащего  выполнения усыновителем своих обязанностей, то, как правило, нет оснований освобождать его от обязанности содержать бывшего усыновленного. Взыскание средств на содержание ребенка в этом случае производится в твердой денежной сумме, с учетом материального и семейного положения бывшего усыновителя и взыскателя. Алименты взыскиваются с усыновителя после отмены усыновления на содержание ребенка, у которого нет необходимых средств, и это является, таким образом, источником средств существования ребенка.

     Что касается имущественных  последствий, то необходимо отметить, что с отменой усыновления ребенок не имеет права наследовать в отношении имущества его усыновителя.  

    4.6  Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами 

     Основные  положения, касающиеся международного усыновления,  закреплены в ряде международных  документов.  Декларацией  о  социальных  и  правовых принципах,  касающихся  усыновления   детей   на   международном   уровне, утвержденной резолюцией ООН от 3 декабря  1986 г. [ 1 ]   и Конвенцией   ООН о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября   1989  г.  (ст. 20,21) [ 2 ] усыновление, в частности, признается в качестве  альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения,  допустимого лишь  тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Говорится  о необходимости того, чтобы при усыновлении  в  другой  стране  относительно ребенка применялись те же  гарантии  и  нормы,  которые  используются  при внутригосударственном усыновлении. Устанавливается  запрет  на  то,  чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых  и  иных выгод, cвязанных с усыновлением.

     Эти принципы были в  полной  мере  восприняты  и  закреплены  в  тексте Гаагской  конвенции о защите  детей и сотрудничестве в   отношении иностранного  усыновления  от  29  мая  1993  г.,  специально  посвященной вопросам  международного   усыновления  [ 3 ].  

     Законодательство  Российской Федерации предусматривает   возможность усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами  Российской  Федерации,  постоянно  проживающими  за  пределами  территории Российской Федерации и лицами без  гражданства.

     Банк  данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей  и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования и науки Российской Федерации).

     Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке сведениями о детях. Для  обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) [5]  устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников [5].

     Так,  гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за  пределами  ее  территории, иностранным гражданам и лицам без гражданства сведения  о детях,  которые могут быть переданы им на усыновление, предоставляются по  истечении шести месяцев со дня постановки указанных детей на централизованный учет. В этой связи сведения о детях,  которые  могут  быть  переданы  на  усыновление, предоставляются данной категории лиц не  раннее  упомянутого  срока.  Этот срок не может быть сокращен или увеличен в зависимости от возраста  детей, состояния их здоровья или других обстоятельств. Датой  постановки  ребенка на централизованный учет считается  дата  заполнения  анкеты  на  ребенка, оставшегося  без  попечения родителей,  в  органе опеки  и  попечительства по  его  фактическому  месту  жительства   (нахождения).

     Исходя  из сказанного, представляется, что необходимыми доказательствами возможности усыновить детей для  иностранных  граждан,  а также лиц без гражданства и российских граждан, постоянно  проживающих  за границей, являются:

  1. Документ, подтверждающий  нахождение  усыновляемого ребенка на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей;
  2. Истечение  6-месячного срока со  дня  постановки  на  такой учет;
  3. Документы, подтверждающие невозможность (с указанием  конкретных мер, предпринятых по устройству) его  передачи на воспитание в  семью  (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную  семью) российским гражданам,  постоянно   проживающим   в   России,   или на усыновление родственникам ребенка независимо от их  гражданства  и  места  жительства.

     Указанные документы, выданные Министерством  образования и науки РФ, представляются в суд органом опеки и попечительства  по  месту жительства  (нахождения) ребенка одновременно с заключением этого органа.

       В связи с этим интересен  пример из судебной  практики.  «Верховный  Суд Российской  Федерации  признал  правильным  вывод   суда   об   отказе   в удовлетворении заявления  об  установлении  усыновления  гражданам  США - супругам  Розенберг,  обратившимся  в  суд  с  просьбой   об   усыновлении Шиповалова Дмитрия 27 сентября 1996 г. рождения, воспитанника Дома ребенка №2 г. Омска. Отказ в усыновлении объяснялся  рядом  обстоятельств,  в  том числе  несоблюдением   порядка  организации   учета детей, подлежащих усыновлению. Мальчик не был поставлен в  установленные  законом  сроки  на региональный и федеральный учет. Органы исполнительной власти г. Омска  не предпринимали мер к устройству ребенка, чье здоровье улучшилось,  в  семье российских  граждан.  Кроме  того,  супруги  Розенберг,  познакомились   с Дмитрием  заочно  по  фотографиям  и  кассетам,  а  личное  их  знакомство состоялось накануне судебного разбирательства дела» [32, с.2].   

     Свои  особенности имеет учет иностранных  граждан и лиц без  гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ. Непосредственное  обращение в Министерство образования   для постановки  на  учет  допускается  только  в  случаях,  если  кандидаты  в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребёнка  на территориях двух субъектов РФ.

     Для решения вопроса об  усыновлении  ребенка  -  гражданина  Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители должны  обратиться с  заявлением  и  просьбой  о  подборе  ребенка  на  усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который  возложена работа по ведению  учета  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи.

       К заявлению  прилагается  заключение компетентного органа   страны кандидатов в усыновители о возможности  быть  усыновителями,  условиях  их жизни, информация о семье усыновителей,  так  называемое  "home-study".  К заключению  прилагается копия выданной  этой  организации лицензии   на  осуществление ее деятельности, и документ компетентной организации  страны об обязательстве осуществлять контроль за  условиями  жизни  и  воспитания усыновленного  ребенка.  Сведения о конкретном   ребенке,   подлежащем усыновлению, могут предоставляться кандидатам  в  усыновители  лично  либо высылаться  им  (при   наличии   соответствующей   возможности) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по почте.

     Так , в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 указано: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства о возможности заявителей быть усыновителями с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи с разницей в возрасте усыновителя и усыновляемого; если заявление об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению ребенка и т.п.)"  [31, с.14].

     Для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

Информация о работе Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей