Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание

Объектом исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ
Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ
Цель дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………6

Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России ………………………………………………………………………………….12

Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования
Понятие усыновления (удочерения)…………………………… 23

2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27

2.3 Правовые последствия установления усыновления (удочерения).

……………………………………………………………………………34

Глава 3. Условия усыновления (удочерения)

3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих………………………………………………………………42
Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54

3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56

Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена
Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей……………………………………………………….59
Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
Тайна усыновления……………………………………………….72
Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76 4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82

4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами………………………………………………………………89

Заключение……………………………………………………………………100

Список использованных источников…………………………………………106

Работа состоит из  1 файл

Усыновление (удочерение)- основная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения диплом.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

    3.3 Согласие супруга на усыновление (удочерение) 

     Следующим обязательным условием для усыновления  является согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК РФ) [5]. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами (п. 1 ст. 133 СК РФ) [5].

     Совместное  усыновление супругами весьма желательно, так как при этом создается обстановка, в максимальной степени совпадающая с отношениями в семье между детьми и их биологическими родителями. По общему правилу усыновление осуществляется лицами, состоящими в браке. Обычно при усыновлении имеется в виду принятие ребенка в полноценную семью, в которой у ребенка есть папа и мама, являющиеся супругами. Однако, законодательство ряда зарубежных государств предусматривает исключения из этого правила. Например, в Норвегии, Швеции, Голландии приняты законы, позволяющие усыновлять детей однополым парам, причем как детей друг друга, так и посторонних  [49, с.27].

     Нормальные  условия жизни ребенка в семье  не могут быть обеспечены, если супруг усыновителя возражает против усыновления.

     Для усыновления закон считает обязательным получение согласия только супруга усыновителя, но не других родственников усыновителя, являющихся членами его семьи. Как отмечалось, согласие супруга усыновителя признано необходимым главным образом потому, что его возражение относительно принятия ребенка на воспитание может создать неблагоприятную обстановку. При усыновлении ребенок принимается в семью бессрочно, поэтому большое значение имеет выяснение возможного отношения к ребенку остальных членов семьи усыновителя (кроме супруга). Не исключается ситуация, когда в результате усыновления уменьшится объем их прав, например размер алиментов, доля в наследстве, что вызовет с их стороны нежелательное отношение к ребенку. Психологически понятно, что остальные члены семьи усыновителя связывают уменьшение своих имущественных прав с появлением этого ребенка. Поэтому негативное отношение с их стороны не только к ребенку, но и к самому факту усыновления необходимо воспринимать как вполне ожидаемую реакцию. Из этого, конечно, не следует, что без согласия всех членов семьи усыновителя усыновление невозможно. Поэтому игнорирование законодателем мнения других членов семьи усыновителя (кроме супруга) вполне обоснованно. Если такое согласие было бы обязательно для усыновления, то оно могло бы стать дополнительным осложнением процедуры. Отношение родственников к усыновлению учитывается при оценке всех конкретных обстоятельств, но их волеизъявлению не придается правового значения.

     Усыновление в известной степени влияет на имущественные права как супруга, так и некоторых других членов семьи (детей усыновителя, его родителей). Охране от возможных изменений в объеме имущественных прав супруга усыновителя в будущем в нормах гл. 19 СК РФ придается второстепенное значение, поскольку их существенные интересы учтены в гл. 7 СК РФ [5].

     Закон охраняет прежде всего интересы усыновляемого, а не интересы супруга усыновителя. Именно исходя из интересов ребенка, орган опеки и попечительства, разрешая вопрос об усыновлении, должен тщательно исследовать, каково отношение к усыновлению со стороны супруга усыновителя. Согласие, выявляемое в этом случае, является одним из условий, предпосылкой, необходимой для того, чтобы усыновление состоялось. Конечно, в тех случаях, когда супруги проживают совместно и один из них не согласен принять ребенка в семью, усыновление против его воли невозможно. Однако вопрос решается иначе, если супруги проживают раздельно; в этом случае закон не связывает акт усыновления с согласием другого супруга.

     Так, в соответствии с п. 2 ст. 133 СК РФ [5] согласие супруга на усыновление не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Таким образом, законодатель устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых супругу-усыновителю предоставлено право усыновить ребенка без согласия другого супруга.

     По  смыслу закона, если место жительства супруга известно, то необходимо получить его согласие. Между тем может  возникнуть ситуация, когда, ссылаясь на свое право, супруг лица, желающего усыновить ребенка, будет возражать против усыновления, например по неблаговидным мотивам (вымогательство, шантаж). Речь идет о случаях, когда супруги не расторгли брак в установленном законом порядке, но фактически их семейные отношения прекратились и они проживают раздельно. Тогда получается, что, по буквальному смыслу закона, в усыновлении при таком возражении должно быть отказано. Целесообразно было бы предусмотреть в законе возможность в порядке исключения разрешать усыновление и при наличии возражений со стороны супруга усыновителя. Такое право могло бы быть предоставлено суду, когда из обстоятельств дела следует, что супруг усыновителя не будет принимать участия в его воспитании. 

    3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении) 

     При усыновлении закон исходит из основного принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Поскольку при усыновлении  ребенок в правовом отношении  полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Под интересами детей при усыновлении  следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении), максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновляемым детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие  [59, с. 97]

     К интересам ребенка, которые должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные  обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов.

     В частности, при подаче заявления  об усыновлении одинокой женщиной (одиноким мужчиной)  целесообразно установить соответствует ли интересам ребенка  передача его в неполную семью, сможет ли заявительница ( заявитель ) по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия.

       Именно в интересах детей закреплено  правило, согласно которому усыновление  братьев и сестер разными лицами не допускается (так как при усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками), за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.

     Не    вызывает сомнения, что легче процесс  взаимной адаптации усыновленного   и  усыновителя происходит при  усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении  подростка, в воспитании и становлении  личности которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении  юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет, выяснять истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого. Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как соответствующие интересам усыновляемого, поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолентия, которые в дальнейшем  будут обязаны осуществлять  содержание и уход за усыновителями и проявлять заботу о них. Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка – залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения на него обязанностей по собственному содержнию или получения тех или иных льгот.               

 

      Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена 

    4.1  Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей. 

     Семейным  кодексом РФ определено, что защита личных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (п.1 с.121 СК РФ) [ 5]. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.                                                                                                                                                  

     Согласно  п.2 ст. 121 СК и п.1 ст.34 ГК [6] органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.   В  Семейном кодексе не  дается понятие структурных подразделений органов опеки и попечительства и стоящих перед ними задач. Указанные вопросы должны решаться в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако , фактически ,как и прежде функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей выполняются муниципальными отделами (департаментами) образования, входящими в структуру местной администрации.                                                                        

       Должностные  лица  учреждений  (дошкольных образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся по разным причинам без попечения родителей,  обязаны сообщить  об  этом  в органы  опеки и попечительства по месту фактического  нахождения  детей.  Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений  обязан провести обследование условий  жизни  ребенка  и  при  установлении  факта отсутствия попечения родителей или  его  родственников  обеспечить  защиту прав  и  интересов  ребенка до решения вопроса об его устройстве.

     Руководители воспитательных учреждений,  лечебных  учреждений,  учреждений социальной защиты населения и  других  аналогичных  учреждений,  в которых находятся дети, оставшиеся  без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок  может быть передан  на воспитание в семью, сообщить об этом в орган  опеки  и  попечительства  по местонахождению  данного  учреждения.

       Орган  опеки  и  попечительства   в течение  месяца  со  дня   поступления  сведений,  обеспечивает устройство ребенка. Централизованный учет предусматривается в отношении всех  детей, оставшихся сиротами или лишившихся родительского попечения. Орган опеки  и попечительства в течение месяца принимает  меры  к  тому,  чтобы  устроить ребенка в семьи родственников или граждан, живущих в данном регионе. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ  и федеральный орган исполнительной власти, определяемый  Правительством  РФ, для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на  воспитание  в  семью  граждан  РФ,  постоянно  проживающих  на территории РФ.   Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение  месяца со дня поступления указанных  сведений  о  ребенке  организует  устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности  информирует  об  этом  федеральный орган исполнительной власти. 

     Централизованный  учет  подразделяется  на   первичный,   региональный   и федеральный. Первичный  учет детей, оставшихся без попечения родителей,  осуществляют  органы  опеки  и  попечительства. Их  работники  выявляют  детей,  оставшихся  без попечения родителей, и, исходя из конкретных обстоятельств, избирают формы их устройства, осуществляют  последующий  контроль  за  условиями   их содержания, воспитания и образования.  На основании поступивших сообщений из органов опеки и  попечительства  соответствующий  орган  исполнительной власти субъекта РФ формирует региональный банк данных о детях,  оставшихся без попечения родителей и проживающих на  территории  этого субъекта.  В течение месяца со дня поступления указанных сведений орган власти субъекта РФ организует устройство ребенка в семью граждан,  проживающих  на  его территории или на территориях других субъектов  РФ,  подбирает  детей  для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание  в  семью,  выдает  им направление в орган опеки и попечительства для посещения  ребенка  по  его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передаче на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством РФ. Получив  сведения  о   ребенке   из   органа   опеки   и   попечительства, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ  направляет  копию анкеты и фотографию ребенка в Министерство образования РФ  для  постановки на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории  РФ.

Информация о работе Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей