Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:12, дипломная работа

Описание

Объектом исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ
Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ
Цель дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………6

Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России ………………………………………………………………………………….12

Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования
Понятие усыновления (удочерения)…………………………… 23

2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27

2.3 Правовые последствия установления усыновления (удочерения).

……………………………………………………………………………34

Глава 3. Условия усыновления (удочерения)

3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих………………………………………………………………42
Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54

3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56

Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена
Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей……………………………………………………….59
Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
Тайна усыновления……………………………………………….72
Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76 4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82

4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами………………………………………………………………89

Заключение……………………………………………………………………100

Список использованных источников…………………………………………106

Работа состоит из  1 файл

Усыновление (удочерение)- основная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения диплом.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

     Так «по делу N 82-ГО3-1 об усыновлении двух несовершеннолетних детей (брата и  сестры Липняговых) гражданами США  Брэндо определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2003 г. была подтверждена правильность решения Курганского областного суда от 29 ноября 2002 г. об отказе в усыновлении. В числе других оснований Коллегия указала, что не были выполнены требования закона о представлении заключения компетентного органа государства гражданства заявителей об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями.

     Коллегия  указала, что в данном случае "не оформлены в установленном законом  порядке и представленные заявителем сведения о их материальном положении: финансовая декларация о доходах  и расходах заполнена ими самими и не подтверждена налоговыми органами; справки с работы о выполняемой ими работе и размере заработной платы, а также подтверждение о владении жилой площадью не заверены печатью и выданы не уполномоченными на этот счет органами (отдел льгот, фирма на дому) и должностными лицами или без указания должностного положения лица, подписавшего документ; документы, подтверждающие право собственности супругов Брэндо на строение, и в отношении другого имущества к заявлению об установлении усыновления не приложены» [31].

     В соответствии с СК РФ все действия по подбору ребенка  на  усыновление  должны осуществляться непосредственно  кандидатами в усыновители,  так  как любая деятельность  других  лиц  в  целях  подбора  и  передачи  детей  на усыновление  от имени и в  интересах  лиц,  желающих  усыновить  детей,  не допускается. Однако  обязательное  личное  участие  лиц  (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе  усыновления  не  лишает  их  права иметь  одновременно  своего  представителя,   а   также   пользоваться  в необходимых случаях услугами переводчика.

     Деятельность  на территории   России   специально   уполномоченных иностранными государствами органов  и  организаций  по  усыновлению  детей может осуществляться в силу  международного  договора  РФ  или  на  основе принципа взаимности, и не должна преследовать коммерческих целей.  Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято Постановление N 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, где определен порядок получения разрешений на открытие представительства и на осуществление деятельности по усыновлению, осуществления деятельности и контроля  [21].

     В случае усыновления на  территории  Российской  Федерации  гражданами Российской Федерации ребенка,  являющегося  иностранным  гражданином, при обращении  в суд  с  заявлением  необходимо  представить  все  документы, требующиеся для установления усыновления ребенка, являющегося  гражданином  Российской Федерации. Необходимо также  дополнительно  согласие  законного представителя  ребенка и компетентного  органа  государства,  гражданином, которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это требуется в соответствии с  законодательством  указанного государства  и (или) международным договором Российской Федерации.

     Документы, выданные за границей и  представленные  заявителями в суд, требуют консульской легализации, то есть должны   быть   удостоверены консульством России на территории того государства, органами которого они выданы,  если  только  иное  не   установлено   международным   договором, участником  которого  является   Россия.  

     Документы должны быть переведены на русский  язык.  Перевод  нотариально удостоверяется в консульском  учреждении  Российской  Федерации  в  стране проживания   кандидата  в  усыновители,  либо  в  органах   нотариата   на территории Российской Федерации.

     Предусмотрена также возможность усыновления детей – граждан РФ, постоянно проживающих на территории другого государства  (за  границей).  Усыновление (удочерение) детей - граждан  Российской  Федерации,  проживающих за пределами ее территории, может производиться  в  компетентных  учреждениях  иностранных государств, с соблюдением установленных ими  процедур.  Такое  усыновление признается в России действительным при наличии следующих условий:

  1. Если оно произведено в  отношении  российского  ребенка,  постоянного проживающего за границей;
  2. Если оно произведено компетентным  органом государства,  гражданином которого является усыновитель;
  3. Если  на  усыновление  получено  предварительное  разрешение  органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или  его родители проживали до выезда на постоянное место жительства за границу.

     По  действующему законодательству, ребенок, являющийся гражданином Российской  Федерации,  при  усыновлении его лицами,  не  состоящими в гражданстве Российской Федерации, сохраняет  российское  гражданство.  Оно (гражданство) может быть  прекращено  по  ходатайству усыновителей  при условии,  что ребенку будет   предоставлено   гражданство   государства, гражданином которого является усыновитель [17].

     Защита  прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и  усыновленных иностранцами   (апатридами),   вне   территории    Российской    федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права,  если иное  не  предусмотрено   международным   договором РФ. Такая защита осуществляется  консульскими    учреждениями    Российской Федерации, находящимися в пределах  консульского  округа  на  территории  государства проживания  усыновителей,   а   при   отсутствии   такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда их в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов.  В  них  указанные  дети  состоят  на  учете  до достижения ими совершеннолетия.

     Однако, не всегда защита прав и интересов детей, усыновленных иностранцами, осуществляется уполномоченными органами в полной мере. Примером тому может служить недавний скандал с семилетним мальчиком, Артемом Савельевым, которого отправила обратно в Россию, с отказным письмом, в одиночку, усыновившая его приемная мать из Теннеси (США). Так, на страницах «Новой газеты» от 23 апреля 2010 года  Павел Астахов, уполномоченный при президенте России по правам ребенка, заявил, что «Россия больше не хочет отдавать своих малышей. Возможно, мораторий на усыновление американскими усыновителями,  формально введенный 15 апреля, вскоре будет отменен. Но правительству придется сделать так, чтобы русские дети не уезжали за рубеж» [66 ]. Случившийся инцидент получил широкий общественный резонанс как в России, так и за рубежом, в частности, в Америке, и в очередной раз поднял вопрос о проблемах международного усыновления, находящегося в круге интересов самых высоких государственных органов. Свидетельством чему была разработка правительственного плана по ужесточению правил усыновления детей-сирот из России сразу после недавнего скандала с российским мальчиком, усыновленным в Америке. По словам уполномоченного по правам ребенка,  он не является сторонником полного запрета на усыновление и признает, что в России нет достаточного числа семей, желающих усыновить детей. Однако, он полагает, что более жесткие ограничения, вместе с мерами, облегчающими усыновление внутри страны, позволило бы резко сократить число отправляемых за границу детей.

     О некоторых несовершенствах правовой базы при международном усыновлении, приводящим к скандальным ситуациям и находящимся вне правового поля, говорит тот факт, что при существовании уже почти 20-летней практики усыновления российских детей американцами, никакого соглашения между нашими странами по этому вопросу до сих пор нет. Отрадно отметить, что обе стороны пришли к взаимному соглашению и , по сообщению Министерства иностранных дел РФ, в апреле, мае 2010 года в Москве, в большей степени по инициативе США, пройдут российско-американские консультации по проблемам усыновления детей-сирот.

     У России , на сегодняшний день, заключен лишь один двухсторонний договор  об усыновлении – с Италией. Тем  не менее , Россия намерена добиваться заключения аналогичных соглашений со всеми странами, граждане которых  усыновляют российских детей. В настоящее время ведутся переговоры о заключении такого договора, а также договоров о взаимопомощи по гражданским и семейным делам с Францией и Финляндией.

     Но, как считают эксперты,  первоочередным является заключение такого договора именно с США. Поскольку именно граждане США усыновляют более половины из всех усыновленных иностранными усыновителями детей из России. Так, по сообщению директора департамента Минобрнауки РФ Алины Левитской , с начала 90-х годов по 2009 год включительно усыновлено около 80 тысяч российских детей иностранными гражданами, из этих 80 тысяч около 50 тысяч усыновлены гражданами США [ 68  ]. А по данным за 2009 год из 3,8 тыс. российских сирот, переданных в иностранное усыновление, 1813 детей были усыновлены приемными родителями в США [67 ]. Подписание такого соглашения обеспечивало бы российской стороне постоянный доступ к ребенку и возможность убедиться, что его права не нарушаются. 

     Чтобы быть объективными, в вопросах международного усыновления, нельзя обойти вниманием  тот факт, что согласно статистике Мосгорсуда, иностранцы, среди которых, как уже говорилось, большинство граждан США, в основном усыновляют детей со слабым здоровьем, определенными недостатками в развитии. При том, что в соответствии с законодательством, судьи при рассмотрении дел об усыновлении иностранными гражданами учитывают приоритет российских усыновителей, за последние 10 лет наблюдается снижение числа усыновлений иностранными гражданами.

     И все же сократить число детей, усыновленных иностранцами, по мнению уполномоченного при президенте по правам ребенка, будет нелегко. Проблема состоит еще и в том, что жители России относятся к усыновлению с предубеждением. Усыновляют менее охотно, и традиции воспитания в приемной семье практически отсутствуют. Возможно теперь, когда проблема привлекла к себе внимание, появилась надежда,  что россияне проявят большую готовность усыновлять.                                                                                 

       

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Подводя итоги представленной работы, необходимо еще раз отметить, что проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, не смотря на то обстоятельство, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность, на приоритетное, даже в условиях бюджетного дефицита, финансирование мероприятий, направленных на оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Несмотря  на правозглашение социально ориентированной  экономики в Российской Федерации  отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

     Об  остроте проблемы свидетельствует такой факт, что вопросы о положении детей-сирот в стране постоянно поднимаются в государственных органах власти. Так, совсем недавно, 23 апреля 2010 года депутаты Государственной думы РФ приняли поправки в Семейный кодекс, которые конкретизировали круг лиц, имеющих право быть усыновителями или опекунами. Кроме того, глава комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, в свою очередь обратила внимание, что за последние два года выросло количество возвратов детей-сирот из приемных семей в детские дома. «Специалисты считают это гуманитарным ударом по детям: сначала свои родители отказались от них, а потом и приемные. Такая ситуация сложилась потому, что никто не работает с приемными родителями, не оказывает им разностороннюю помощь. Кроме того, негативные тенденции во многом вызваны коммерциализацией самого процесса усыновления детей-сирот. Многие берут их в семьи ради материальной выгоды» [67].

     По  данным, приведенным членом комитета Госдумы по охране здоровья Татьяной Яковлевой, в текущем году из-за невыполнения замещающими родителями своих обязанностей было отменено более тысячи решений об устройстве детей в семьи. Более 30 решений было отменено по причине жестокого обращения с детьми.

Информация о работе Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей