Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание

Целью данной работы является характеристика гражданской правосубъектности государства как особого субъекта гражданско-правовых отношений, который участвует в них на равных с другими субъектами, но особенности этого участия неизбежно определяются его изначальным публично-правовым статусом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы гражданской правосубъектности Российской Федерации
1.1 Основные понятия и особенности содержания гражданской правосубъектности
1.2 Признаки Российской Федерации как субъекта гражданского права
Глава 2. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права
2.1 Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
2.2 Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
2.3 Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Понятие гражданского правоотношения2.doc

— 670.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы гражданской правосубъектности Российской Федерации

1.1 Основные понятия и особенности содержания гражданской правосубъектности

1.2 Признаки Российской Федерации как субъекта гражданского права

Глава 2. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права

2.1 Особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

2.2 Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

2.3 Ответственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Споры о понятии и содержании гражданской правосубъектности ведутся с самого первого момента появления этой категории в гражданском праве. Данная тема остается актуальной, так как проблемы, связанные с гражданско-правовым статусом государства и его особенностями как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке гражданского права. И это не случайно, так как в этом вопросе остается много неясного в теоретическом плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются в развитии и комментариях.

С прекращением существования СССР и принятием Гражданского кодекса РФ возникли объективные предпосылки пересмотра устоявшегося учения о государстве как участнике гражданских правоотношений, не обладающем статусом юридического лица с неприкрытой публично-правовой сущностью. В настоящее время бесспорной является позиция: государство является участником гражданского оборота, и менее бесспорным доктринальное суждение: государство, вступая в гражданско-правовые отношения, должно отказываться от своей суверенной сущности, иначе нарушается один из наиболее важных принципов гражданского права - равенство сторон. Ст. 124 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) \\ «Собрание законодательства РФ» 05.12.1994, №32, ст. 3301. (ред. от 27.12.2009). устанавливает, что публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Подобным образом закрепляется положение, что государство, участвуя в имущественных отношениях, должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета, т.е. возможности привлечения к суду только с их согласия. Тем самым деятельность государства в гражданском обороте вводится в нормальные рамки, и оно становится равноправным участником правоотношений. За пределами правил, установленных Гражданским кодексом, участие государства в гражданском обороте сводится к нормативному регулированию и контрольно-надзорным функциям. Сейчас, согласно ст. 124 Гражданского кодекса РФ, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Таким образом, рассматривать государство как единый и неделимый субъект ни в публичном, ни в гражданском праве более нельзя. Государство олицетворяют в правоотношениях субъекты двух уровней: Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.

Объектом исследования является субъект гражданского права.

Предмет исследования - гражданская правосубъектность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Целью данной работы является характеристика гражданской правосубъектности государства как особого субъекта гражданско-правовых отношений, который участвует в них на равных с другими субъектами, но особенности этого участия неизбежно определяются его изначальным публично-правовым статусом.

Для реализации поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:

1. изучить особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

2. проанализировать участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях.

В работе наряду с литературными источниками в основу положен и нормативный материал: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, законы, связанные с субъектами Российской Федерации и муниципальных образований.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Таким образом, особенность субъектов права публичной собственности заключается в том, что они сочетают функции носителей публичной власти и возможности субъектов гражданского права, выступающих на равных началах с физическими и юридическими лицами в гражданских правоотношениях. Субъекты права публичной собственности самостоятельно, исходя из своей воли и интересов, определяют основания возникновения и прекращения своего права собственности, его содержание и формы осуществления. Так как в соответствии со ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, то ведущая роль в определении указанных вопросов принадлежит именно ей. В целом вопрос о гражданской правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований нуждается в дальнейшем научном изучении и исследовании в гражданском праве России.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, и направлено на обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [1].

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Эффективное развитие местного самоуправления невозможно представить без формирования и поддержания материально-финансовой основы деятельности муниципальных образований, вследствие чего осуществление местного самоуправления предполагает участие его субъектов в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью названо Конституцией РФ в качестве одного из предметов деятельности местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Возрождение и интенсивное развитие местного самоуправления в России в течение последнего десятилетия обусловливают необходимость решения теоретических и практических вопросов, возникающих при вступлении муниципальных образований в гражданские правоотношения.

Целью настоящей работы является изучение темы «гражданская правосубъектность муниципальных образований» с точки зрения действующего законодательства и современного развития местного самоуправления.

В рамках достижения указанной цели автором были поставлены для решения следующие задачи:

1.Дать определение понятию «гражданская правосубъектность муниципальных образований»

2.Раскрыть особенности гражданской правосубъектности муниципальных образований;

3.Обозначить проблемы развития гражданской правосубъектности муниципальных образований и предложить пути их решения.

Для того чтобы перейти к детальному изучению темы гражданской правосубъектности муниципальных образований, необходимо дать определение таким понятиям, как «гражданская правосубъектность», «муниципальное образование».

Включение муниципальных образований в число участников гражданских правоотношений означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений.

 

Следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы [10, стр. 498].

Правоспособность государства и иных публично-правовых образований не может быть признана общей (универсальной). Эти субъекты в условиях правового государства, действуя в сфере гражданского права, не могут обладать такой полнотой свободы воли, которая позволяла бы им совершать любые гражданско-правовые действия. Их основное назначение заключается в обеспечении публичных интересов, жизненно важных потребностей общества. Этими рамками, определяемыми в Конституции и других законах, и ограничивается гражданская правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Поэтому ее называют специальной правоспособностью.

В связи с тем, что правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований не вписывается в рамки обычных правоотношений, некоторые правоведы предлагают относить их к «юридическим лицам публичного права».

В российской литературе термин "юридическое лицо публичного права" впервые использовал, по-видимому, Г.Ф. Шершеневич, заявивший, что на первом месте среди юридических лиц публичного права находится государство - казна [33, стр. 122].

В России термин "юридическое лицо публичного права" не применяется в законодательстве. В соответствующих правовых актах лишь говорится, что некоммерческие организации, политические партии, те или иные общественные объединения, органы, учреждения государства и муниципальных образований являются юридическими лицами. В отношении государства, субъектов РФ, муниципальных образований термин «юридическое лицо» не используется.

Например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, принятом в связи с имущественной ответственностью по обязательствам и причинением вреда [10], государство, субъекты РФ, муниципальные образования названы публично-правовыми образованиями. Как отмечает В.Е Чиркин, постановление не называет их юридическими лицами, не употребляет термин «юридическое лицо публичного права», но несомненно, что, поскольку речь идет о публично-правовых образованиях, они являются субъектами публичного права [9, стр. 28].

Предмет исследования. В работе рассматриваются проблемы определения гражданской правосубъектности муниципальных образований и особенности правового регулирования гражданско-правовых отношений с участием муниципальных образований. Для исследования взяты те гражданские правоотношения, в которых наиболее полно проявляется гражданская правоспособность данного публично-правового образования путем целенаправленного приобретения и осуществления субъективных прав и обязанностей имущественного характера. Вопросы участия муниципальных образований в гражданско-правовых неимущественных отношениях, в частности,

5

складывающихся по поводу объектов исключительных прав, в диссертации подробно не рассматриваются.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в комплексной разработке и обосновании теоретической концепции гражданской правосубъектности муниципальных образований, а также выработке рекомендаций по совершенствованию правового регулирования гражданско-правовых отношений с участием муниципальных образований. Необходимость реализации указанной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

1) определить понятие и установить особенности муниципального образования как субъекта гражданского права;

2) изучить основания и порядок возникновения, изменения и прекращения гражданской правосубъектности муниципального образования;

3) раскрыть особенности содержания гражданской правосубъектности муниципального образования посредством анализа её элементов: гражданской правоспособности, дееспособности и деликтоспособности;

4) установить способы реализации гражданской правосубъектности муниципального образования при участии последнего в гражданско-правовых отношениях вещного характера;

5) исследовать правовые формы реализации гражданской правосубъектности муниципального образования в обязательственных отношениях, возникающих в процессе нормального экономического оборота;

6) выявить недостатки действующего законодательства, регулирующего данную сферу отношений, и практики его применения, а также разработать предложения по их устранению.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации выводы и положения представляют теоретическую основу для правотворческой деятельности по совершенствованию гражданского законодательства и правоприменительной практики. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация результатов исследования выражается в том, что диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии. Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных статьях, связанных с тематикой исследования, а также выносились на обсуждение в ходе выступлений на конференциях, в частности, на Российской научно-практической конференции «Эффективное управление и регулирование воспроизводства городской недвижимости» в городе Екатеринбурге 12-13 ноября 1998 года, на Всероссийской научно-практической конференции УрГЮА «Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации» в городе Екатеринбурге 20-21 апреля 2000 года.

Отдельные подходы к рассмотрению вопросов темы используются в учебном процессе на юридическом факультете Челябинского государственного университета при чтении лекций по курсам «Гражданское право», «Предпринимательское право» и при подготовке учебно-методических пособий.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются предмет и цель исследования, показываются научная новизна и практическая значимость диссертации.

і Цель и задачи диссертационного исследования. Целью на-

стоящей работы является исследование теоретических вопросов содержания гражданской правосубъектности муниципальных образований и

I)

практики применения соответствующих норм, внесение на этой основе предложений по совершенствованию законодательства, актов органов местного самоуправления, а также их толкованию.

Информация о работе Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права