Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Работа состоит из  1 файл

osnovnaya_Baza_EP.docx

— 136.85 Кб (Скачать документ)

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в  целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды  - установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

 

23. Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС). Цели, объекты и принципы ОВОС.

ОВОС – определение возможных неблагоприятных последствий реализации намечаемой хозяйственной деятельности с учетом экологических последствий и общественного мнения.

Цель проведения ОВОС - предотвращение или смягчение негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Субъекты: заказчик и исполнитель.

Заказчик это хозяйствующий  субъект, предполагающий осуществлять деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду. Должен подготовить  первичную документацию в виде материалов по ОВОС для их предоставлении в последующем на гос. экологическую экспертизу.

Исполнитель это лицо уполномоченное заказчиком осуществлять подготовку материалов по ОВОС'у.  Министерство экологии и природных ресурсов РТ осуществляет подготовку материалов по оценке воздействия на окр среду. ОВОС проводит в составе мин экологии и природ. Ресурсов РТ управление гос экологической экспертизы и нормирование воздействия на окр среду.

Объекты ОВОС. До 2000 года действовало  положение об ОВОС, утвержденное приказом мин природы РФ от 18 июля 1994 года и предусматривало 33 вида и объекта  хоз деятельности в отношении которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Согласно новому  положению ОВОС проводится только в отношении объектов гос экологической экспертизы.

Принципы:

1) презумпция опасности любой  намечаемой хоз деят-ти

2) комплексность оценки  хозяйственной  и иной деят-ти

3)достоверной и полноты информации  на экол экспертизу

4)обоснованность заключения

Порядок проведения ОВОС. Между заказчиком и исполнителем заключается договор, который по своей сути носит подрядный  характер -  носит возмездный характер (цена определяется по смете, согласованной  сторонами). Результат имеется в  виде материалов (комплектов документа) по оценке воздействия на окр среду. Сам порядок проведения состоит из 4 этапов:

1)предварительный этап. В рамках  него определяется перечень вопросов  предполагаемых на исследование, информируется общественность по  намечанию деятельности, составляется техническое задание на ОВОС;

2) на основе технического задания  проводится исследование по оценке  воздействия на окр среду и составляется предварительный вариант (проект) материалов по ОВОС;

3)общественность знакомится с предварительном проектном варианте по ОВОС;

4)составление окончательного варианта  материалов по ОВОС, который в  последующем будет представлен  на экологическую экспертизу.

 

24. Экологическая экспертиза: понятие, виды.

ФЗ «Об экологической экспертизе»

 Экологическая экспертиза  -  установление соответствия намечаемой  деятельности экологическим требованиям.

2 вида:

Государственная экспертиза бывает двух подвидов:

Федеральная. На этом уровне государственную Э.Э. проводит Ростехнадзор

Региональная На этом уровне – это органы государственной власти субъектов РФ, занимающихся охраной окружающей среды (например, в РТ это Министерство экологии и природных ресурсов РТ)

Общественная

ФЗ об Экологической экспертизе основным положениям посвящает государственной  ЭЭ,  А именно объектом (федеральным  и региональным), порядку проведения и требованиям экспертному заключению об Экологической экспертизе

Общественная Э.Э. урегулирована слабо и большинство положений и требований к общественной Э.Э. носит отсылочный характер (например, по объектам, по юридической силе общественного заключения). Общественная экспертиза проводится общественными организациями. Лицензирование данного вида деятельности не треб-ся. Достаточно, чтобы в уставе общественной организации был предусмотрен такой вид деят-сти, как охрана ОС. Общественная ЭЭ мб проведена либо до, либо одновременно с гос-ной ЭЭ.

Объекты государственной экспертизы федерального уровня:

Проекты нормативно-технической документации и федеральных целевых программ, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти

Проекты-соглашения о разделе продукции  и материалы обоснования лицензий, реализация которых может оказать  негативное воздействие на окружающую среду.

Проекты строительства, реконструкций, ремонта объектов на землях особо  охраняемых природных территорий федерального значения.

Объекты государственной Э.Э регионального  значения – это абсолютно те же объекты, но проекты которых утверждаются региональными органами исполнительной власти и деятельность предполагается осуществлять на особо охраняемых территориях территориального значения.

 

               25. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

  1. Начинается после сдачи всех необходимых документов (заявка, материалы по оценке воздействия на окружающую среду) и полной оплаты
  2. Экологическую экспертизу непосредственно проводят экспертные комиссии, работающая в структуре фед и региональных органах исполнительной власти. Законом об экологической экспертизе установлено 2 срока проведения экспертизе . Общий срок для всех не более 6 месяцев и специальный — 3 месяца если это касается особо охраняемых природных территорий.
  3. По результатам работы комиссии разрабатывается заключение, оно может быть как положительным так и отрицательным. Положительное является обязательным условием финансирования и организации объекта экспертизы. Отрицательное заключение — полный запрет на реализацию объектов экспертизы.
  4. Заключение направляется заказчику и по общему правилу может быть обжаловано в судебном порядке.

 

 

26. Объекты государственной  экологической экспертизы.

Объекты на уровне федерации:

1)проекты нормативно-технической  документации по охране ОС

2) проекты федеральных целевых  программ

3) проекты соглашений о разделе  продукции

4)  проектная документация объектов, строительство которых предполагается  осуществлять на землях особо  охраняемых территорий федерального  значения (прим: заповедники, нац. парки).

Объекты на уровне субъектов РФ:

абсолютно те же объекты (1,2), но проекты которых утверждаются региональными органами исполнительной власти + деятельность предполагается осуществлять на особо охраняемых территориях регионального значения.

 

27. Общественная экологическая  экспертиза и порядок ее проведения.

Проводится общественными организациями, в уставе которых закреплен такой  вид деятельности как охрана окружающей среды  в том числе применение общественной экспертизы. Каких-либо разрешений не требуется.

Она может проводиться в отношении  тех же объектов, по которым проводится государственная экспертиза.

  Порядок проведения:

1. общественная организация должна  подать заявление в орган местного  самоуправления о проведении  общественной экспертизы;

2. орган местного самоуправления  в течении 7 дней обязан либо зарегистрировать эту заявку либо отказать в регистрации заявления.

Отказ в регистрации является основанием для запрета на проведение общественной экспертизы.

 Исчерпывающий перечень для  отказа предусмотрен ст.24 ФЗ об  экологической экспертизе:

если общественная экспертиза была проведена уже дважды в отношении  заявленного объекта

устав общественной организации не соответствует закону

3.общественная  экологическая экспертиза может  проводиться либо до государственной либо одновременно с ней. Общественное заключение должно быть представлено на утверждение либо федерального либо регионального органа исполнительной власти, уполномоченным проводить государственную экспертизу (Ростехнадзор).   Заключение общественной экспертизы приобретает силу только после утверждения его ОГВ.

 

 

28. Понятие и виды экологического  мониторинга. 

Экологический  мониторинг – система долгосрочных наблюдений, оценки и прогнозов за состоянием окружающей среды в целом и отдельных природных объектов в частности.

Классификация экол. мониторинга:

 

по объекту:

общий мониторинг – осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Объект: состояние окружающей среды  в целом

Специальный мониторинг – осуществляется  соответствующими органами исполнительной власти.

В отношении лесов – фед. агентство лесного хозяйства. В отношении водных объектов – фед агентство водных ресурсов. В отношении земель –фед службы гос регистрации кадастра и картографии.

Объект – отдельные природные  ресурсы (земли,  леса, вода)

 

по уровню осуществления  мониторинга:

- федеральный  проводится фед органами исп власти в отношении федеральных объектов

- региональный проводится органами исполнит. власти субъектов РФ в отношении природных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ. Например земли особо охраняемые прир территории регионального значения, леса произрастающие на территориях субъекта РФ. . Пример: в РТ:

мин-во экол. и прир. рес-сов РТ (мониторинг водных объектов, атмосфер. воздуха и живот. мира)

мин-во лесного хоз-ва РТ (лесной мониторинг).

- локальный (производственный)

Одним из основных результатов проведения мониторинга окружающей среды является получение данных о ее состоянии. Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" предусмотрено создание единого государственного фонда  данных о состоянии окружающей природной  среды, ее загрязнении.

 

29. Экологический контроль: понятие, система и задачи.

Экологический контроль -  деятельность, направленная на предотвращение выявление и пресечение нарушений природоохранного и природоресурсного законодательства.

Задачей государственного экологического контроля является проверка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы

Система состоит из федеральных и региональных органов исполнительной власти.

 Федеральные:

1) федеральная служба по надзору  в сфере природопользования (росприродадзор) - это комплексный орган исполнительной власти осуществляющий экологический контроль практически в отношении всех природных ресурсов и объектов (атмосферного воздуха, водных объектов, недр, объектов животного мира и др.);

2) федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному  надзору (ростехнадзор). В области охраны окружающей среды осуществляет контроль за ядерной и радиационной безопасностью, также за обращением с радиактивными отходами, за безопасным ведением работ связанными с ними.

3)Органы государственного земельного  контроля, осуществляющие свои полномочия  в области охраны и использования  земель:

Рос реестр (в отношении оставшихся категорий земель).

Росприроднадзор (в отношении земель лесного, водного  фонда и земель особо охраняемых природных территорий),

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"