Шпаргалка по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"

Работа состоит из  1 файл

osnovnaya_Baza_EP.docx

— 136.85 Кб (Скачать документ)

 
8. Законы как  источники экологического права.

 

Законы:

1) природоохранного и природоресурсного законодательства

- ФЗ "об охране ОС"

-  Водный Кодекс  РФ (отменил лицензирование на водопользование. Водные объекты, кроме прудов и обводнённых карьеров - в фед. собств-сти. Увеличилось кол-во водных О-ктов, кот. м.б. в частн. собств-сти)

- Лесной кодекс РФ (отменил  понятие "древесно-кустарниковой  растит-сти"; земли лесного фонда признаны фед. собств-стью; отмена разрешительной документации на лесопользование)

- Закон "о недрах" (все недра в гос. собств-сти; ввод лицензий на добычу полезных ископаемых)

2) законодательство других  отраслей

- НК (предусмотрены налоги  и сборы в отнош. прир-х рес-сов и О-ктов)

 
9. Законы РТ как источники ЭП.

Система источников в РТ.

-6 ноября 1992г конституция  РТ

-ЭК РТ от 15 января 2009г  ( это первый нормативный акт  кот.регулирующий природоохранные и природоресурсные отношения. Структура 17 разделов,173 ст.

-ЗК от 10 июля 1998 (в ред от 15 янв 2005 г)

- КоАП от 19 дек 2006г. ( ст 3.1. уничтожение редкх и нах-ся под угрозой уничтожения объектов записанных в красную книгу.

 

10.Подзаконные нормативные правовые акты (кроме законов) как источники экологического права.

 

- указы Президента

- постановл-я Пр-ва

- ведомственные нпа.

В настоящее время значение указов президента заключается в установлении организационной структуры фед.органов исполнительной власти .

Функции органов исполнительной власти: -нормотворчество-министерство прир.ресурсов и эколоии

--гос услуги-агенство по недрам польз-я

--контроль и надзор  – фед.служба по контролю и надзору в сфере природопол-я

 

Значения  Постановления правительства

Детализация и конкретизация  положений фед.закон-ва + реализация указов през-та

Ведомства в  НПА в области экологии разрабатываются и принимаются как правило мин-ом прир-х ресурсов и экологии РФ в форме разл приказов методик.

 

 

 
11. Государственное управление в области охраны окружающей среды.

 

К управленческие ф-ии в обл охраны окр среды и прородопользования осущ-ся органами гос власти и МСУ.

В соот с гл2 ФЗ Об охране ОС к функциям ОГВ в том числе федер-х и регион-х отностяся:

1)нормотрворчество 2) гос-й экол-й мониторинг 3) гос экол контроль 4) экол нормирование 5)экол экспертиза 6) плата за негативное воздействие на окр среду 7) образование особо охр прир тер-й в том числе ведение в красную книгу 8)обращение в суд с требованиями об ограничении либо прекращении деят-ти осущ-й с нарушением законодательсва 9)предявление исковых требований.

Функции органов МСУ

1)сбор вызовбытовых отходов и мусора 2)утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов 3)организацие мероприятий по охране окр среды.

Сущ несколько класс-й системы органов гос управ-я: в зависимости от компетенции- органы общей компетенции (фед собрание,презилент,правительство РФ.

Органы спец.компетенции (министерство прродных ресурсов и экологии. Фед служба по надзору природопользования)

В зависимости от фед-го или регионального уровня урправления: - федеральные; - региональные органы исп власти.

Возглавляет структуру органов  исп власти в области экол-х отношений – Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Компетенция Фед службы по надзору с сфере природопользования.

Яв-ся основным органом гос экологического надзора.Так например осущ-ет контроль  в отношении лесов,водных объектов,недр.

Компетенция Фед службы по экологич и атомному надзору.

1)осущ ведение гос кадастра опасных отдохов.

2) выдает разрешения на  выбросы и сбросы запрещающих  в-в в окр.среду

3)проводитгос экол.экспертизу

Компетенция Фед агентства водных ресурсов

1)заключает договоры водопользования

2)осущ гос рег-ю договоров водопользования

3) принимает решения о  предоставлении и прекращении  права водопользования

4) осущ-ет гос мониторинг водных объектов

Компетенция фед агентства по недропользованию

1)осущ проведение  торгов по предоставлению недр в пользование

2)выдает лицензии на  недропользование

3)осущ-ет ведение гос кадастра месторождения полезных ископаемых

Компетенция фед агентства лесного хоз-ва

Нах-ся ведении мин-ва с/х РФ.

В наст время данное агентство  рассматривает: 1) материалы о переводе земель лесного фонда в состав земель др категории

2) осущ отнесения лесов к эксплуатационным резервным и защитным

3)проводит мониторинг  лесов

В РТ действуют 3 органа исп власт:

1)министерства экологии  и прир ресурсов

2) мин-во лесного хозяйства РТ

3) мин-во земельных и имущ-х отношений (осущ предоставление земельных уч-в гражданам

 
12. Понятие и особенности права собственности на природные объекты.

Институт права собственности  яв-ся комплексным.

Пр. собств-сти на прир. рес-сы поним-ся в 2-х аспектах:

- как объективное ПС. Это  сист. пр. норм, регулирующих отнош-я по владению, польз-ю и распоряж-ю прир-ми рес-сами. Форма проявл-я – нпа (ГК,ЗК,ЛК,ВК)

- как субъективное ПС. Это совок-сть правомочий собственника по влад-ю, польз-ю, распоряж-ю принадлежащими ему прир-ми рес-сами по своему усмотр-ю. В его основе лежит воля собственника, которая в отношении прир-х рес-сов не явл-ся безграничной. Она ограничена О-ктивным правом собств-сти. Не яв-ся абсолютным.

Особенность ПС на природные  ресурсы закл-ся в том что в закон-ве закреп-ся положения направленные на установления обяз-тей и ограничение прав собственников прир.ресурсов.Напр.ст209 ГК во всех природоресурсных нпа закреплен принцип целевого использования прир-х ресурсов,обяз-ти пользователей.

Содержание ПС составляет 3 полномочия

-владение (фактическое обладание  прир.ресурсом)

-пользование (закл-ся в извлечении из прир-х ресурсов полезных свойств,например добыча полезных ископаемых)

-распоряжение (возможность  определить юр.судьбу прир.ресурса)

Действующее закон-во предусматривает 1)что если отсутствует 1 из 3х правомочий то отсутствует и само право собственности.2) отсутствие полномочия распоряженияàвозникают ограниченные вещные права, производные от право собственности. Напр.право пост.бессрочного пользования.

Объекты ПС

- недвижимые вещи (в соот.со ст.130 гк это только земельные участки и участки недр) До 1 янв 2007 лесные участки и обособленные водные объекты тоже относились к недвижимым вещам

- движимые вещи (полезные  ископаемые, заготовленная древесина,  объекты животного мира и др)

Пр. собств-сти на прир. О-кты мб:

- частной ( определяется  как собственность грждан и юр.лиц)

-мун. (определяется как собственность городских, сельских насел.пунктов и др.МО)В мун.собсвености нахся: зем.участки,пруды и обводненные карьеры, леса,произрастающие на землях МО, заказники, памятники природы и др.

.- гос

 
13. Право государственной собственности на природные объекты.

Государственная собственность  на природные ресурсы яв-ся основной формой собственности среди др. в отношении природных ресурсов. ГС установлена практически на все природные ресурсы.

2 вида:

- Фед собств-сть

- Собств-сть С-ктов.

В искл. фед. собств-сти мб:

- леса, нах-ся на землях лесного фонда

- водные О-кты (кроме прудов и обводнённых карьеров)

- участки недр федерального знач-я

- О-кты животного мира, перечень кот-х утвержд. пр-вом РФ это животные занесенные в красную книгу или нах-ся на особо охр.прир.тер-х)

В собств-си С-ктов:

- леса, произрастающие на  землях С-ктов.

- пруды и обводнённые  карьеры

- участки недр, не отнесённые  к фед. перечню.

- О-кты жив-го мира, не попадающие под фед. перечень.

Право гос. собств-сти осущ-ся через орг. исп. вл. : Например на фед.уровне - прав-во, соответствующие агентства (фед. агентство по недропольз-ю; фед. агентство по управл-ю гос-ным им-вом). На уровне субъектов РФ - право собств-сти осущ. региональный орг. исп. вл. В РТ - кабмин, мин-во земельных и им-ных отнош-ий, мин-во экологии и прир-х ресурсов.

 
14. Право природопользования: понятие и виды, основные черты.

 

Под природопольз-ем поним-ся система пр. норм, регул-щих эксплуатацию прир. рес-сов, вовлеч-е их в гражд. оборот, основания возникн-я и прекращ-я.  Эта сист. пр-х норм предусм. гражданским зак-вом (ГК), кот-е закрепляет вещные и обязательственные права, организационно-правовые формы для природопользователей и отдельные виды обяз-в. Эта сист. пр-х норм проявл-ся в природоресурсном зак-ве, в кот-ом гр-пр полож-я прописываются с учётом особ-стей использ-я отдельных прир-х рес-сов(ЗК,ЛК,ВК,ФЗ о недрах)

Виды:

1) В завис-сти от О-кта:

- землепольз-е

- водопольз-е

- лесопольз-е

- недропольз-е

- право пользования животным  миром

2) По целевому назнач-ю: в соот.ст 7 ЗК в зависимоти от цели испл-я зем.уч-в в пределах тер РФ подразделяется на 7 категорий:

- земли с/х назнач-я

- земли насел-х пунктов

- земли промыш-х, трансп-х связей и иного спец назначения.

- земли особо охраняемых  территорий

- земли лесного фонда

- земли водного фонда

- земли запаса

Целевая класс-я присуствует в ВК,ЛК, ФЗ О недрах

3) В зависимости от необходимости  получения разреш-я или заключ-я дога:

- общее (яв-ся доступным, бесплатным и не требует какого-либо спец.оснований для его возникновения.. По ГК: граждане имеют право свободно находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в гос-ной, мун-ной собств-сти и использовать находящиеся на них прир. О-кты; В отношении водных объектов – общее водопользование, ст 6 ВК,гр-не могут свободно нах-ся на водных объектах общ.пользования,исп-ся для плавания; В оношении недр – ст.19 – имеют право добывать общие расп.полезные ископаемые (песок,глина)

- специальное –возникают только по спец.основаниям. Например лицензия, решения,договоры.

Субъектами СП яв-ся юр лица и гр-не.Форма платы: налоги,арендная плата,сборы.

 
15. Правовые формы использования природных ресурсов. ИНТЕРНЕТ

Природные ресурсы: компоненты природной среды которые могут быть использованы в качестве

Постоянное срочное  пользование

Безвозмездное срочное 

Земли испол.для строительства жилых домой,недра для добычи полезных ископаемых,

 
 

16. Понятие и виды экологических  прав граждан. 

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в  Конституции:

  1. право на благоприятную окружающую среду,
  2. право на достоверную информацию о ее состоянии
  3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические  права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с  природой, позволяет  объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия  окружающей среды. права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду  и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

  • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
  • на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,
  • на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде
  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву"