Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".

Работа состоит из  1 файл

Предмет и система земельного права.docx

— 154.26 Кб (Скачать документ)

Земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения:

общие;

собственности на землю;

землепользования;

государственного земельного управления и контроля;

в области охраны земель;

юридической ответственности.

 

 

 

 

 

 

7.              Принципы земельного законодательства

 

 

 

Принципы земельного законодательства определены в ст. 1 Земельного кодекса  РФ. К ним относятся:

Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.

Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Участие граждан и общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Платность использования земли.

Деление земель по целевому назначению на категории.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных  отношений. Перечень всех этих принципов  не является исчерпывающим, как отмечено в п.2 ст. 1 ЗК. Сравнительный анализ содержания других статей ЗК позволяет  сформулировать ряд принципов земельного права. Так, независимо от своих прав на землю в качестве собственника государство как суверен проводит и ряд принципов земельной  политики, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель.

  1. принятие на государственный счет и осуществление работ по изучению и картографированию земель, их госрегистрации, земле- и лесоустройству;
  2. ведение государственного земельного кадастра;
  3. создание служб со специальными функциями по оперативному управлению в области рационального использования и охраны земель (почв) и надзору за всеми пользователями земли;
  4. плановость в использовании земель.

 

 

 

 

 

 

8.        Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его

                           реализация в законодательства

 

 

 

Принцип единства судьбы земельного участка  и прочно связанных с ним объектов недвижимости - один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отдельных случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Данный принцип  реализуется и в отношении  арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право  на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для  их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен  вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования  соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона

 

 

 

 

 

 

9.              Принцип платности и его реализация в законодательстве

 

 

Платность использования  земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

законодатель связывает  реализацию данного принципа в зависимости  от наличия условий, определяющих возможность  истребования платы за землю, а именно подлежат выявлению субъекты правоотношений на земельный участок, объекты земельных  правоотношений, виды прав на земельный  участок и формы земельных  платежей, а также наличие документов на земельный участок и другие условия. Эти условия предусмотрены  в ст. 5 и 6, 65 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), ст. 388, 389 Налогового кодекса  РФ, ст. 1, 15, 21 Закона РФ "О плате  за землю"

принцип платности  использования земли должен применяться  только к земельным участкам и  в некоторых случаях, к его  частям. Например, ст. 12 Закона РФ "О  плате за землю" предусмотрено, что  с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных  участков в аренду (пользование) взимается  земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование). Указанный  перечень земельных правоотношений является исчерпывающим.

 

 

 

 

 

10.            Современная земельная реформа  и ее правовое обеспечение

 

Осуществление земельной реформы в РФ началось в 1990 г. Земельная реформа - это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г. Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях: 
1 ) переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); 
2 ) приватизация земель; 
3 )децентрализация права собственности на землю; 
4 ) обеспечение рационального использования земли.  
Достичь поставленных целей предполагалось путем перераспределения земельных участков, введения множества форм их использования и форм хозяйствования. Основным нормативным актом, регулирующим про- ведение земельной реформы, был Закон РСФСР -О земельной реформе.На I зтапе осуществлялась инвентаризация земельных участков, при проведении которой уточнялись границы используемых земель и выявлялись неиспользуемые земли. На 2 этапе предполагалось произвести переоформление прав на землю.

27 октября 1993 г. принят  Указ Президента РФ «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РОССИИ» который: 

    • утвердил неограниченное право частной собственности на землю физических и юридических лиц;  
    • признал землю имуществом, недвижимостью;
    • закрепил право собственников земельных участков и долей свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставной капитал акционерных обществ, производственных сельхозкооперативов и других организаций;
    • установил, что сделки с землей регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и экологического законодательства. Это принципиально важно, так как подчеркивается особенность земли как имущества, недвижимости, которое необходимо обязательно учитывать при регулировании. Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 Г., в ст. 9 и 36 закрепила все ФОРМЫ права собственности на землю: частную,  Государственную, муниципальную и, как сказано в Конституции « иные ФОРМЫ». В ходе земельной и аграрной реформ сложились новые формы права собственности и других прав на землю, новые субъекты земельных и аграрных отношений.

 

 

 

 

 

11.           Источники земельного права

 

 

Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, они должны быть носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти правовые акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И наконец, правовые акты должны быть обязательны для исполнения всеми  субъектами. 
Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах установленной для него компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы — юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.  
Правовые нормативные акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на нормативные акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти правовые нормативные акты подразделяются на законы и иные правовые нормативные акты (подзаконные акты). 
Юридическая сила всех законов и иных нормативных правовых актов определяется в зависимости от компетенции издавшего их органа государственной власти и роли правового нормативного акта в системе законодательства. Особое место среди источников земельного права занимают нормативные договоры. К их числу относятся договоры, заключенные Российской Федерацией с субъектами РФ.

 

 

 

 

 

12.          Земельный кодекс как источник  земельного права

 

 

 

Основные нормы земельного права содержатся в Земельном  кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы  земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов  РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

По предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить  федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и  иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно Земельному кодексу РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных  отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. Земельный кодекс РФ определяет условия  взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию  и охране недр, вод, лесов, животного  мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо  охраняемых природных территорий и  объектов, охране атмосферного воздуха  и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное  законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения  не урегулированы земельным законодательством.

 

 

 

 

13.          Полномочия субъектов Федерации  в сфере регулирования

 

в соответствии со ст.72 Конституции  РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что регулирование земельных отношений должно осуществляться на согласованной основе с помощью законов и иных правовых актов Федерации и ее субъектов.

В п.1 комментируемой статьи конкретно  определены два важнейших полномочия субъектов Российской Федерации. Допускается  отнесение к их ведению также  иных полномочий. Объем и характер последних определяется по "остаточному  принципу" — если они не отнесены к полномочиям Российской Федерации  или органов местного самоуправления. Такая юридическая формула позволяет  субъектам Федерации самостоятельно регулировать земельные отношения, учитывая специфику региональных и  местных условий

Выделенное в п.1 ст.10 Кодекса  полномочие по изъятию земель для  нужд субъекта Федерации обычно закрепляется и в названных региональных законах. В них предусмотрены основания  изъятия земель, субъекты, имеющие  право постановки данного вопроса, и субъекты, уполномоченные его решать, порядок сбора информации, документов и их анализа, принятые решения, а  также способы изъятия

Другое полномочие субъектов Российской Федерации связано с региональными  программами исп Иные полномочия субъектов Федерации в данной сфере предусматриваются либо в федеральных правовых актах, либо в их собственных законах. В них подробно регулируется компетенция региональных и местных органов, способы планирования развития территории и территориального зонирования, режимы использования земель разных категорий, способы рассмотрения земельных споров и защиты прав участников земельных отношений. использования и охраны земель

 

 

 

 

 

14.            Полномочия органов местного  самоуправления в сфере регулирования  земельных 

                          Отношений

 

ЗК РФ разграничил полномочия РФ и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель. К ведению Федерации относятся (ст. 9 Земельного кодекса РФ):

  1. установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  3. государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
  4. установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  5. изъятие для нужд РФ земельных участков, в том числе путем выкупа;  
  6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;  
  7. управление и распоряжение земельными учacткaми, находящимися в собственности РФ (федеральной собственности).

Вступившие в силу в  последнее время нормативные  правовые акты, в том числе Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», изменения и дополнения к ряду федеральных законов, судебная и арбитражная практика не устранили  всех проблем и противоречий, имеющихся  в области регулирования полномочий органов местного самоуправления в  сфере земельных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"