Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".

Работа состоит из  1 файл

Предмет и система земельного права.docx

— 154.26 Кб (Скачать документ)

Таким образом, на федеральном  уровне можно выявить следующие  проблемы правового регулирования  изъятия земельных участков для  государственных или муниципальных  нужд:

- возмещение стоимости  земельных участков предусмотрено  только собственником, а в настоящее  время  многие граждане право собственности на участки не оформили;

- оценка участка производится  оценщиком в соответствии с  нормативными актами, а не самим  собственником участка, то есть  граждане, фактически лишены возможности  получить рыночную стоимость  участка.

 

 

 

 

 

 

 

 

41.      Нормы представления земельных участков

 

 

Нормы предоставления земельных участков согласно со ст 33 ЗК РФ  определяется. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 2 статьи  33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков не могут  быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации  или субъектов РФ и могут быть установлены любым нормативным  правовым актом органа местного самоуправления.

 

Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ указывается  на нормативные и ненормативные  акты, устанавливающие общие градостроительные, противопожарные, санитарные правила, правила об определении границ охранных зон и т.п. Данные нормы установлены  целым рядом подзаконных нормативных  актов.

При предоставлении земель в собственность граждан  бесплатно предусматриваются максимальные нормы, которые устанавливаются  федеральными законами из земель, находящихся  в федеральной собственности; законами субъектов РФ - из земель, находящихся  в собственности субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления - из земель, находящихся  в собственности муниципальных  образований (п. 2 ст. 33 ЗК РФ).

 

 

 

 

42.       Защита прав субъектов земельных отношений

 

 

 

Право собственности и  иные права на землю обеспечиваются предоставление права на защиту, в  том числе в судебном порядке.

Способы защиты прав собственников  земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов:

-Признание права на  земельный участок (В соответствии  со ст. 59 ЗК РФ признание права  на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей.)

-Восстановление положения,  существовавшего до нарушения  права на земельный участок,  и пресечение действий, нарушающих  право на земельный участок  или создающих угрозу его нарушения  (ст.60 ЗК),

-признание недействительным  акта исполнительного органа  государственной власти (органа  местного самоуправления), повлекшего  за собой нарушение права на  земельный участок (ст.61 ЗК). (Например, изъятие земель

Земельные участки относятся  к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ), а потому споры по поводу земли  подлежат разрешению по общим правилам защиты гражданских прав. Способы  защиты земельных и земельно-имущественных  прав те же, что предусмотрены в  ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Необходимо отметить, что некоторые из них  воспроизведены и в Земельном  кодексе РФ.

1) признание права на  земельный участок (ст. 59).  

2) восстановление положения,  нарушенного правонарушением (ст. 60). Право на земельный участок  подлежит восстановлению в случае  признания судом недействительным  акта исполнительного органа  государственной власти или акта  органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение  права на земельный участок.  Нормы ГК РФ расширяют возможность  защиты нарушенного права лица  на земельный участок и применения  в качестве последствия такой  меры, как восстановление нарушенного  права. Согласно ст. 12 ГК РФ  право лица на земельный участок  подлежит защите в случае признания  недействительным акта не только  исполнительного органа государственной  власти или местного самоуправления, но и законодательных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

3) признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица

Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров  по поводу земли, -

1) купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и  др.;

2) земельно-имущественные  споры, связанные не только  с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков,  вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде  такие споры подлежат рассмотрению  в одном производстве;

3) имущественные споры,  возникающие из земельных отношений.  В последнем случае нет спора  о праве на землю, а рассматриваются  имущественные споры по поводу  пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков  и их возмещении при изъятии  земель для государственных и  общественных нужд (ст. 49, 57 ЗК). Правомерность  изъятия не оспаривается, но убытки  не возмещаются 

 

 

 

 

 

43.       Органы   управления земельными ресурсами ,их функции

 

 

 

Государственное земельное управление — часть управленческой деятельности государства в целом, это организующая исполнительно-распорядительная деятельность компетентных государственных органов  по практическому осуществлению  целей и задач, стоящих перед  государством и выраженных в законодательстве. Одновременно, специфика земельных  правоотношений придает государственному управлению в данной области особенные  черты, отражающиеся на содержании функций  государственного земельного управления, системе и структуре государственных  органов.

Функции государственного земельного управления — виды деятельности государственных  органов исполнительной власти, необходимые  для организации исполнения земельного законодательства. Основными функциями  являются:

нормативно-правовое регулирование

предоставление и прекращение  прав на земельные участки;

землеустройство;

территориальное планирование и зонирование;

учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

регистрация прав на земельные участки;

контроль за использованием и охраной земель, включая мониторинг земель.

Для реализации государством своих  правомочий по государственному регулированию  необходимо обратиться, прежде всего, к правовому режиму земель.

Управление земельным фондом на таких территориях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальными образованиями.

Оборот таких земель возможен только с соответствующего разрешения собственника. Изменение категории земель, а  в некоторых случаях и целевого назначения возможен в исключительных случаях на основании распорядительного акта (например, распоряжения Правительства Российской Федерации).

Особо хочется отметить функцию, которая  связана с изъятием земельных  участков для государственных или  муниципальных нужд.

Ст. 49 ЗК РФ предусматривает, что такая  процедура осуществляется в исключительных случаях. К таковым относятся  случаи, связанные с:

выполнением международных обязательств Российской Федерации;

размещением определенных объектов государственного или муниципального значения при  отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

иными обстоятельствами в установленных  федеральными законами случаях (яркий  пример — строительство олимпийских  объектов в г. Сочи).

В перечень объектов, при которых  осуществляется изъятие земельных  участков, в том числе путем  выкупа, входят объекты федеральных  и региональных энергетических систем, объекты использования атомной  энергии, объекты обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, обеспечивающие космическую деятельность, приграничные территории и др.

Решение также принимается федеральным  органом исполнительной власти (как  правило, Правительством Российской Федерации) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок  принятия таких решений и государственные  органы, принимающие такие решения, определяются федеральным законодательством.

 

 

 

 

44.      Полномочия субъектов Федерации в сфере земельных отношений

 

 

в соответствии со ст.72 Конституции  РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что регулирование земельных отношений должно осуществляться на согласованной основе с помощью законов и иных правовых актов Федерации и ее субъектов. Федерация либо сохраняет за собой решение межтерриториальных земельных вопросов, либо вообще оставляет земельные отношения за пределами федерального конституционного регулирования.

В п.1 комментируемой статьи конкретно  определены два важнейших полномочия субъектов Российской Федерации. Допускается  отнесение к их ведению также  иных полномочий. Объем и характер последних определяется по "остаточному  принципу" — если они не отнесены к полномочиям Российской Федерации  или органов местного самоуправления. Такая юридическая формула позволяет  субъектам Федерации самостоятельно регулировать земельные отношения, учитывая специфику региональных и  местных условий. А они весьма разнообразны.

Наиболее важные вопросы отражены в конституциях и уставах субъектов  Федерации. Речь идет, во-первых, о землях, закрепленных в государственной  собственности субъекта Федерации. Во-вторых — об использовании земель, о владении, пользовании и распоряжении землей в соответствии с федеральным  законодательством, конституцией или  уставом субъекта Федерации, его  законами и иными правовыми актами. В-третьих, запрещается пользование  и распоряжение земельными ресурсами  в ущерб интересам народа и  будущих поколений жителей региона. В-четвертых, обеспечивается рациональное использование земли как элемента окружающей природной среды в  сочетании с лесным, водным и иным законодательством. . В некоторых субъектах Федерации действуют законы о регулировании земельных отношений и иные законы.

Выделенное в п.1 ст.10 Кодекса  полномочие по изъятию земель для  нужд субъекта Федерации обычно закрепляется и в названных региональных законах. В них предусмотрены основания  изъятия земель, субъекты, имеющие  право постановки данного вопроса, и субъекты, уполномоченные его решать, порядок сбора информации, документов и их анализа, принятые решения, а  также способы изъятия.

Другое полномочие субъектов Российской Федерации связано с региональными  программами использования и  охраны земель.

 

 

 

 

 

 

45.        Полномочия органов местного самоуправления в сфере земельных отношений

 

 

К полномочиям органов  местного самоуправления в области  земельных отношений относятся  изъятие, в том числе путем  выкупа, земельных участков для муниципальных  нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации  правил землепользования и застройки  территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных  образований, разработка и реализация местных программ использования  и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений о земельных участках и прочно связанных с ними иных объектах недвижимого имущества, о правовом режиме земель, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Государственный мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земель, которая позволяет, в частности, своевременно выявлять изменения состояния земель, прогнозировать и вырабатывать рекомендации о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, осуществлять информационное обеспечение муниципальногоуправления земельными ресурсами.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в сфере осуществления государственного мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра.

По инициативе органов  местного самоуправления проводится землеустройство, которое включает в себя мероприятия  по изучению состояния земель, планированию и организации рационального  использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства  и установлению их границ на местности. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при проведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Порядок  проведения землеустройства устанавливается  федеральными законами, законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"