Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:52, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране произошли и происходят метаморфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы ответить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России.

Содержание

Введение. Очерки истории о земле и правах на неё……………2
Глава 1. Система государственных органов управления земельными ресурсами……………………………………………. ………...8
часть 1.1 Цели задачи управления земельными ресурсами.8
часть 1.2 Разграничение государственной и муниципальной собственности на земельные ресурсы………..……………….15
часть 1.3 Разграничение компетенции государственных и муниципальных органов в разграничении земельных споров .18
Глава 2 Система муниципальных органов управления земельными ресурсами………………………………….……………………….27
часть 2.1 Полномочия органов местного самоуправления в области использования охраны и воспроизводства земельных ресурсов………………………………………………………..……27
часть 2.2 Задачи муниципального регулирования использования земельных ресурсов……… ……… ……………………..…43
часть 2.3 Законодательные и правовые акты используемые в урегулировании земельных отношений ……………………….52
Заключение…………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………62

Работа состоит из  1 файл

диплом 2.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

Постоянно идет земельный  оборот, десятки тысяч людей ежегодно продают, сдают в аренду, оформляют право наследования, осуществляют другие сделки. Более половины территории России относиться к федеральным землям, они на праве пользования предоставлены государственным лесохозяйственным предприятиям, под объекты Министерства обороны, путей сообщения, автомобильного транспорта и др. (см. таблицу 1).

 

Федеральные земли России

 

Состав федеральных  земель

                       Таблица 1

Группа земель

Площадь (млн.га)

Удельный вес в площади  РФ,%

  1. земли лесного фонда
  2. земли обороны и обеспечения безопасности страны
  3. земли транспорта
  4. земли природоохранного назначения
  5. земли водных объектов
  6. земли объектов федеральной собственности
  7. земли научно-опытных предприятий и организаций АПК

ВСЕГО

838,6

10,8

 

1,5

43,8

50,5

2,9

 

18,1

 

966,2

49,0

0,6

 

0,1

2,6

2,9

0,2

 

1,1

 

56,5


 

 

Эти земли меньше подвержены перераспределению, управление ими  является исключительно прерогативой государственных органов власти, ряд правовых вопросов по ним до настоящего времени не отрегулированы из за отсутствия федерального закона. В настоящее время идут дискуссии по поводу Земельного кодекса РФ, отдельные депутаты настаивают вообще его не принимать. Мы считаем, что это документ необходим. Он упорядочит существующий региональный земельно-правовой разнобой, создаст определённую систему, в рамках которой местные законодательные и правовые акты, ведомственные инструкции будут приведены в соответствие с федеральным законом. Если это положение реализуется, то работа специалистов, то работа специалистов, занимающихся земельными вопросами в структурах исполнительной, законодательной и судебной властей, значительно улучшится, что естественно позитивно отразится на ходе земельной реформы в целом. Вместе с тем надо сказать, что земельные преобразования в России, начиная с 1991 года, даже при отсутствии некоторых законов не стояли на месте: - была ликвидирована монополия государственной собственности на землю, проведена реорганизация 23,5 тысяч колхозов и совхозов, зарегистрированы права на землю большинства граждан и юридических лиц. Документы на земельные участки выданы 38,4 млн. граждан и 674 тысячам юридических лиц и крестьянских хозяйств. Введена платность землепользования.

Огромный объем работ в этот период выполнили специалисты Госкомзема. Вся землеустроительная служба функционировала четко и слажено. На федеральном уровне готовились проекты законодательных и нормативных актов, постановлений Правительства, инструкции, письма, методические указания, решались вопросы финансово и материально-технического обеспечения системы. В низовых структурах шла уже конкретная работа по реализации тех задач, которые ставились в Москве и субъектах федерации. Особенно много пришлось потрудиться районным и городским комитетам. Часто, бывая на местах, приходилось видеть, как порою тяжело решались вопросы по предоставлению земли. На первый взгляд всё здесь казалось просто: человек подает заявление на имя главы администрации района, города, поселка, руководителя коллективного хозяйства с просьбой о выделении земельного участка и ждет соответственного решения. Но на этом этапе между подачей заявления и принятием решения земельным комитетом проводилась основная, порой малозаметная со стороны, но очень объемная работа.

Подготовка землеустроительных дел по предоставлению земельных  участков в собственность, аренду, пользование, межевание земель, оформление чертежей и планов границ земельных участков, составление проектов и схем землеустройства, проведение инвентаризации земель, ведение земельно-кадастровой документации, дежурных планов и карт, списков плательщиков земельного налога, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, дифференцирования ставок земельного налога и доведения их до всех землепользователей, установление величины арендной платы и нормативной цены земли, регистрация прав на земельные участки сделок с ними, предоставление земель для организации и расширения крестьянских и личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства – вот далеко не полный перечень работ, выполненный землеустроительной службой в ходе земельной реформы.

Этот перечень землеустроительных действий базировался на большом  списке законодательных и нормативных  актов, соблюдение и исполнение их в достаточной степени компенсировало отсутствие нового Земельного кодекса, позволило целый ряд земельных преобразований довести до логического конца и в основном завершить первый этап земельной реформы в России.

Мне часто приходилось слышать от глав глав сельских и поселковых администраций о том, что они недостаточно «подкованны в земельных делах», не всегда знают на какой нормативный акт необходимо сослаться при том или ином земельно-правовом действии. Приведенный ниже в 3 частях 1 и 2 глав данной работы, список основных земельно-регулирующих словосочетаний и терминов, на мой взгляд, окажет сельским землеустроителям существенную практическую помощь при подготовке ими грамотных и квалифицированных решений.

Однако как показала практика, в аграрном секторе глубокого реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий не произошло. Реформы здесь, в основном, ограничились тем, что большинство колхозов и совхозов поменяли своё название, поделили землю и имущество на паи, а затем вновь закрепили всё за собой, но уже на основе договора с владельцами земельных долей и имущественных паёв.

Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию не дал возможности селянам вести расширенное воспроизводство, многие коллективные и фермерские хозяйства в последнее время перестали получать прибыль и, следовательно, не могли приобретать сельскохозяйственные машины и орудия, ГСМ, в результате многие миллионы гектаров пашни перестали обрабатываться, вышли из интенсивного использования и фактически трансформировались в категорию залежных земель. Сейчас назрела необходимость провести инвентаризацию этих земель, зафиксировать на планах и картах, посчитать точную площадь неиспользуемой пашни в хозяйстве, районе, субъекте федерации и в целом по России.

Разработать программу  освоения и улучшения неиспользуемых земель, передачу их в аренду и субаренду всем эффективно хозяйствующим на селе субъектам.

По мере повышения  экономического состояния в аграрном комплексе начнется медленный подъем в сельскохозяйственном производстве и, вполне возможно, что как и 45 лет назад страна встанет перед необходимостью освоения залежных земель.

Землеустроители должны быть готовы к тому, чтобы выполнить  поставленные перед ними цели и задачи в короткие сроки.

Они определены в следующих основных направлениях:

    • широкая денационализация земель
    • приватизация земель
    • децентрализация права государственной собственности на землю и государственного управления земельными ресурсами.

Разгосударствление земли  означает её денационализацию в процессе приватизации, т.е. путем передачи большей части в частную собственность граждан – физических лиц.

О частной собственности  юридических лиц пока вопрос не ставился, к этому тоже пришли в ходе реформ. Право землепользования граждан  и юридических лиц полностью сохранялось. Поставлена цель дальше закрепить и развивать новую форму права на землю – права пожизненного наследуемого владения землёй, а также шире развивать аренду земли, как самостоятельное  более доступное право на землю, отличное от права пользования.

Отсюда можно определить три задачи:

    • определить собственника земли
    • улучшение использования земли, укрепление новых хозяйственных формирований
    • формирование нового АПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1.2

РАЗГАНИЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

 

 

В России, когда она  стала суверенной (1990-1991) и тем  более в 1992г., когда четко были обозначены субъекты РФ и заключен Федеративный договор, встал вопрос разграничении государственной и муниципальной  собственности на землю. За субъектами РФ было признано их право государственной собственности на землю на их территории. Кроме того , в РФ имеется 29 малочисленных народов, многие из которых заявляют о своём праве на землю.

Таким образом возникло право государственной федеральной собственности на землю и право собственности субъектов РФ, а позднее – и право муниципальной собственности на землю.

В связи с таким  административно-государственным устройством  РФ возникли вопросы о разграничении прав в целом на имущество, а затем и конкретно на землю.

В ЗК 1991 г. была закреплена государственная собственность  на землю РСФСР и республик  в её составе (ст.3) и в то  же время в ст. 15-16 была определена компетенция РСФСР и республик в её составе в области регулирования земельных отношений. В ст.17-20 подробно говориться о компетенции сельских, поселковых, городских и районных органов власти в области регулирования земельных отношений. Они осуществляют владение, пользование и распоряжение землёй на своей территории ( предоставление земель, их изъятие, взимание платы за землю, контроль, ведение учета и контроля, разрешение земельных споров ). Но о собственности краёв и областей, автономий и муниципальной собственности ни чего не говорилось.

Впервые право муниципальной  собственности на землю было четко сформулировано в Законе «О местном самоуправлении». В статье 2 названы муниципальные образования, а в ст.36-78 подробна изложена компетенция местных Советов и администраций по распоряжению и управлению муниципальными землями. Они названы экономической основой местного самоуправления.

28 августа 1995 года принят  ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». На основе Конституции РФ, уставов и законов субъектов РФ принимают свои уставы и другие акты, в т.ч. в области земельных отношений.

Собственность на землю  краёв и областей была предусмотрена  Законом РСФСР «О краевом, областном  Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992г. В ст.3-4 определены их собственная компетенция, принятие уставов и других актов; в ст.11 закреплена собственность области, края на землю; в ст. 44-51 – компетенция их представительных органов и их администраций в регулировании земельных отношений.

Передача объектов из собственности РФ в собственность  её субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства РФ; передача объектов из собственности РФ или её субъектов в муниципальную собственность – по их ходатайству и по решению правительства РФ и администраций Субъектов РФ.

Процесс передачи непрерывный, он идет и будет идти постоянно, по мере необходимости

Одной из особенностей земельного законодательства России является то, что объем прав на землю находиться в зависимости от правового статуса  обладателя этих прав, т.е. субъекта земельных отношений.

Поэтому точное представление  субъекта о его правовом положении (гражданство, льготы для граждан, организационно-правовая форма для юридических лиц) поможет ему в уяснении того, какими правами на землю он обладает.

В соответствии с российским законодательством субъектами земельно-правовых отношений могут быть физические лица – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, государственные и административно-территориальные образования, РФ, субъекты РФ, органы государственной власти и управления.

Законодательство РФ, устанавливая нормы, регулирующие земельные  отношения, предоставило им определённые права и наделило их определенными обязанностями, а значит включило их в земельные отношения в качестве субъектов.

Субъектам правовых отношений присущи определенные качественные признаки, составляющие их правосубъектность.

Субъектам земельно-правовых отношений присуща земельная  правосубъектность, которая определена законодательством. Разумеется, она не может быть во всем одинакова у граждан и юридических лиц. Существуют различия земельной правосубъектности и в зависимости от правового положения гражданина или юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1.3

РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОРГАНОВ В РАЗРЕШЕНИИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

 

 

 

Но времена меняются. СССР сменяет на СНГ, участникоМ которого является уже Российская Федерация (Россия), а не Российская Советская Федеративная Социалистическая республика. Исключительность государственной формы собственности сменяет многообразие форм собственности, приоритетом среди которых пользуется частная собственность граждан. Большее количество собственников порождает возникновение такой проблемы, как земельный спор. Вопрос о земле продолжает быть открытым. Наступление нового этапа в развитии земельного законодательства ознаменовала Конституция России, принятая 12 декабря 1993 г. Она гарантировала право  частной собственности граждан на землю 1 и определила, что условия пользования землей определяются на основе федерального закона 2, который, к сожалению, еще не принят Государственной Думой РФ. Отсутствие федерального закона сказывается и на ограничении действия главы 17 Гражданского кодекса – «Право собственности и другие вещные права на землю».

Информация о работе Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы